Решение по делу № 2а-1586/2021 от 17.09.2021

а-1586/2021

УИД: 26 RS 0014-01-2021-003073-44

РЕШЕНИЕ

               Именем Российской Федерации

23 декабря 2021г.                                                                                                      г. Изобильный

    Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Счетчикова А.В.,

с участием представителя административного ответчика - администрации <данные изъяты> Костенко С.В.,

при секретаре судебного заседания Черкашиной М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению административного истца Кулешовой Е.В. к административному ответчику - администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации Изобильненского <данные изъяты> выразившегося в не принятии мер по обеспечению доступного жилого помещения инвалиду и возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа в жилое помещение к общему домовому имуществу МКД с финансированием за счет средств местного бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Кулешова Е.В. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику - администрации <данные изъяты> (далее АИГО) о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> края, выразившегося в не принятии мер по обеспечению доступного жилого помещения инвалиду, мотивируя свои требования тем, что административный истец имеет в собственности квартиру <адрес>, на первом этаже, являясь инвалидом колясочником <данные изъяты>. Неоднократно обращалась в Администрацию <данные изъяты> с целью обеспечения условий доступности и приспособления помещений инвалиду и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалида. ДД.ММ.ГГГГ ей было подано заявление на имя главы Изобильненского округа, которое было перенаправлено в Управление <данные изъяты> - государственную жилищную инспекцию. ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ «о создании муниципальной межведомственной комиссии по обследованию помещений» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». ДД.ММ.ГГГГ подано заявление об обеспечении условий проживания инвалида в МКД и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в котором указано об отсутствии технической возможности оборудования лестничного марша при подъеме на первый этаж стационарным пандусом. 14 апреля 2021г. подана жалоба на имя Губернатора Ставропольского края об оказании содействия и выполнении Постановления Правительства РФ от 09 июля 2016г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> дан ответ о том, что административный ответчик в рамках своих полномочий готов оказать консультативную помощь, общее имущество в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений. ДД.ММ.ГГГГ предоставила ответ, акт обследования направлен в ООО «Управляющая компания» для принятия необходимых мер, принятие решений о проведении различного рода строительных работ в МКД относится к компетенции общего собрания собственников. 06 ДД.ММ.ГГГГ представила ответ по данному вопросу, на реконструкцию и занятие земельного участка под пандус и тротуар требуется согласие собственников МКД, а АИГО СК готова принять участие в общем собрании собственников для разъяснения ситуации с целью принятия положительного решения. Полагала, что финансирование органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступа зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов, муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Таким образом, инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает и возможность пользования имуществом жилого дома, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида. Также полагала, что весь спектр норм и правил, которые возложены на административного ответчика, АИГО СК не выполнен, чем были нарушены права административного истца, в связи с чем, просила признать незаконным бездействие администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, выразившегося в не принятии мер по обеспечению доступного жилого помещения инвалиду и обязать административного ответчика обеспечить ей условия для беспрепятственного доступа в жилое помещение к общему домовому имуществу МКД, с финансированием за счет средств местного бюджета и проведения данных работ путем внесения конструктивного изменения оконного проема на оконно-дверной и оборудования входной площадки с пандусом по адресу: <адрес>

Административный истец Кулешова Е.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации <данные изъяты> С.В. просила отказать в удовлетворении административного иска, о чем представила письменные возражения на иск.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом по смыслу статьи 227 КАС РФ удовлетворение таких требований возможно при одновременном наличии двух условий: противоречии оспариваемого решения (действий, бездействий) закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016г. № 649.

Согласно данным Правилам обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий: описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования; перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены); описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования; выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости
приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в
многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом иных обязанностей по отношению к инвалидам ни одним из приведенных выше законодательных и нормативных актов на органы местного самоуправления не возложено.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое
оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный Дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Установлено, что административный истец обращалась в администрацию городского округа с заявлениями следующего содержания: о согласовании пристройки балкона к своей квартире ДД.ММ.ГГГГ о проведении обследования ее квартиры с целью приспособления с учетом потребности инвалида пристройки балкона (навесного устройства) для обеспечения жизнедеятельности инвалида ДД.ММ.ГГГГ о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ. Все заявления административным виным ответчиком рассмотрены, проведены обследования помещения, даны необходимые разъяснения.

С заявлением на выдачу Кулешовой Е.В. разрешения оборудовать квартиру <адрес> отдельным входом с площадкой и пандусом путем внесения конструктивного изменения оконного проемана оконно-дверной и оборудования входной площадки с пандусом, Кулешова Е.В. в администрацию <данные изъяты> не обращалась.

Следовательно, суд приходит к выводу, что исковые требования в части признания бездействия администрации городского округа незаконным в части не обеспечения условий для проживания инвалида колясочника Кулешовой Е.В., являются необоснованными, поскольку, административным ответчиком все обращения Кулешовой Е.А. рассмотрены в установленном порядке, и как следствие, бездействие административным ответчиком не допущено, поэтому исковые требования в этой части не могут быть удовлетворены.

Кроме того, ссылка административного истца на нормы ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, согласно которой приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств, указанных собственников, не относится к вопросу реконструкции, влекущей уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома (оборудование квартиры второй входной группой, площадкой и пандусом), является несостоятельной, поскольку указанная норма применима при оборудовании лестничного марша откидным пандусом, от установки которого Кулешовой Е.В. отказалась, что сторонами в судебном заседании не оспорено.

Довод административного истца о том, что работы путем внесения конструктивного изменения оконного проема на оконно-дверной и оборудования входной площадки с пандусом по адресу: г. <адрес>, административный ответчик должен произвести за счет финансирования из средств местного бюджета, является несостоятельным, по следующим основаниям.

Являясь органом местного самоуправления, администрация <данные изъяты> края осуществляет полномочия, возложенные на нее Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается (ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ)

К вопросам местного значения городского округа вышеуказанный Федеральный закон относит осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) (п. 25 ч. 1 ст. 16).

В силу ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Иных прав и обязанностей органов местного самоуправления в отношении инвалидов Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ не содержит.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности на органы местного самоуправления в отношении инвалидов данный Федеральный закон не возлагает.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска и в части возложения обязанности на администрацию <данные изъяты> по обеспечению условий для беспрепятственного доступа в жилое помещение к общему домовому имуществу МКД с финансированием за счет средств местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Кулешовой Е.В. к административному ответчику - администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты>, выразившегося в не принятии мер по обеспечению доступного жилого помещения инвалиду и возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа в жилое помещение к общему домовому имуществу МКД с финансированием за счет средств местного бюджета - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Изобильненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 декабря 2021г.

Судья                                                                                                                          А.В. Счетчиков

2а-1586/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кулешова Елена Викторовна
Ответчики
Администрация Изобильненского городского округа
Суд
Изобильненский районный суд Ставропольского края
Судья
Счетчиков Андрей Владиславович
Дело на сайте суда
izobylnensky.stv.sudrf.ru
17.09.2021Регистрация административного искового заявления
17.09.2021Передача материалов судье
17.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.10.2021Предварительное судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Рассмотрение дела начато с начала
23.11.2021Предварительное судебное заседание
07.12.2021Предварительное судебное заседание
10.12.2021Предварительное судебное заседание
15.12.2021Предварительное судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее