№ 2а-538/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 21 мая 2020 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Ахмедшиной А.Н.,
при секретаре – Боровковой В.Э.,
с участием прокурора Шайкиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-538/2020 по административному иску Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Черноглазову Сергею Анатольевичу о признании недействительным водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Черноглазову С.А., Управлению МВД России по Тюменской области о признании недействительным водительского удостоверения № с разрешающей категорией «В, В1 (АS), М», выданного 28.12.2019 Межрайонным отделом ГИБДД УМВД России по Тюменской области Черноглазову Сергею Анатольевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Процессуальный статус УМВД России по Тюменской области, заявившего ходатайство об изменении своего статуса, в ходе рассмотрения дела протокольным определением суда по правилам ч. 2 ст. 198 КАС РФ изменен с административного ответчика на заинтересованное лицо.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Ялуторовской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что Черноглазову Сергею Анатольевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Межрайонным отделом ГИБДД УМВД России по Тюменской области 28.12.2019 выдано водительское удостоверение № с разрешающей категорией «В, В1 (АS), М». Между тем, в соответствии с информацией ГБУЗ ТО «Областная больница №23» (г. Ялуторовск) Черноглазов С.А. с мая 2006 года состоит на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты>». В связи с чем, в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604, которым <данные изъяты> (код заболевания по МКБ-10 №) отнесена к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, у Черноглазова С.А. имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Наличие у Черноглазова С.А., страдающего заболеванием <данные изъяты>, права на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, нарушает права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. Ссылаясь на ст.ст. 23,23.1,24,25,28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, просит удовлетворить заявленные требования, решение суда направить в УМВД России по Тюменской области для изъятия водительского удостоверения у Черноглазова С.А.
Помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Шайкина А.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивая на их удовлетворении.
Административный ответчик Черноглазов С.А. в судебном заседании административный иск не признал, указал, что его должны были снять с учета в 2016 году, после прохождения лечения в <данные изъяты>.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Тюменской области Юшкова Т.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом. В суд представлены дополнения к возражениям на административное исковое заявление, в которых УМВД России по Тюменской области указывает, что поскольку на момент обращения у Черноглазова С.А. в отдел МО ГИБДД за получением водительского удостоверения имелись противопоказания к управлению транспортными средствами, 19.05.2020 водительское удостоверение № от 28.12.2019 аннулировано на основании представленной Областной больницей № 23 г. Ялуторовска справки о наличии у административного ответчика диагноза, являющего противопоказанием к управлению транспортным средством.
Суд признаёт неявку представителя заинтересованного лица не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, медицинскую карту амбулаторного больного №, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении заявленных требований.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Из материалов дела следует, что согласно карточки операции с водительскими удостоверениями, Черноглазову Сергею Анатольевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 28.12.2019 Межрайонным отделом ГИБДД УМВД России по Тюменской области выдано водительское удостоверение №, на управление транспортными средствами категории «В, В1 (АS), М». Срок действия указанного водительского удостоверения до 28.12.2029. По состоянию на 19.05.2020 вид учета и статус карточки указан «архивная» (л.д. 15, 41).
Основанием для выдачи водительского удостоверения явилось медицинское заключение серии 7127 № 0844753, выданное 23.01.2019 ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 1» г. Тюмени, согласно которому у Черноглазова С.А. выявлено отсутствие медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории «В, ВЕ, В1, М» (л.д. 32-33).
Указанное медицинское заключение было выдано на основании представленной Черноглазовым С.А. справки ГБУЗ ТО «Областная клиническая <данные изъяты> больница» за №375758-2 от 22.01.2019, согласно которой медицинские <данные изъяты> противопоказания к управлению транспортными средствами у Черноглазова С.А. не выявлены, на учете у врача-<данные изъяты> он не состоит, за медицинской помощью не обращался, а также представленного медицинского заключения ГБУЗ ТО «Областной <данные изъяты> диспансер» за №1681278/8 от 21.01.2019, согласно которому по результатам медицинского освидетельствования на момент осмотра у Черноглазова С.А. данных <данные изъяты> заболеваний не выявлено, на <данные изъяты> учете он не состоит (л.д. 43).
Между тем, согласно справки ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск) от 18.03.2020, Черноглазов С.А. у врача <данные изъяты> на учете не состоит, с мая 2006 года находится на консультативном наблюдении у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> имеются противопоказания к управлению транспортными средствами (л.д. 18).
Из исследованной в судебном заседании медицинской карты амбулаторного больного № следует, что впервые Черноглазов С.А. был осмотрен участковым <данные изъяты> 11.11.2004, врачом <данные изъяты> 21.03.2005 ему был поставлен диагноз <данные изъяты>, 23.05.2006 поставлен диагноз <данные изъяты> с которым он поставлен на консультативный учет (код заболевания №). Посещал врача <данные изъяты> 1-3 раза в год, назначалось лечение.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как установлено в ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона №196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ст. 24 Федерального закона №196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
В соответствии с пунктом 3 раздела I <данные изъяты> заболевание <данные изъяты> (код заболевания по МКБ 10 №) относится к противопоказаниям к управлению транспортными средствами относится расстройства настроения
В соответствии с Перечнем медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 77 «О реализации Закона Российской Федерации «О <данные изъяты> помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», <данные изъяты>, являются общими медицинскими <данные изъяты> противопоказаниями для управления транспортными средствами категории «B,C,Д». Выраженные формы <данные изъяты> рассматриваются в каждом случае индивидуально, переосвидетельствование через три года.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Материалами дела подтверждено, что Черноглазов С.А. страдает заболеванием <данные изъяты> (код заболевания №) с 2006 года и по настоящее время, находится на учете у врача <данные изъяты> с данным заболеванием, предусмотренным «Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средством», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604, и «Перечнем медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 77.
В опровержение доводов о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами Черноглазов С.А. указывает, что должен был быть снят у чета врача <данные изъяты> в 2016 году после прохождения лечения в <данные изъяты> больнице.
Согласно имеющемуся в медицинской карте эпикризу из истории болезни №204239, Черноглазов С.А. действительно с 22.11.2016 по 06.12.2016 находился в 9 <данные изъяты> отделении ГБУЗ ТО «Областная клиническая <данные изъяты> больница», куда обратился самостоятельно, с целью прохождения обследования, пересмотра ранее установленного диагноза. 06.12.2016 был освидетельствован комиссией врачей <данные изъяты>, которой Черноглазову С.А. поставлен диагноз <данные изъяты>» (шифр по МКБ-10 №), выписан из отделения после окончания обследования в ремиссии «0», рекомендовано наблюдение участкового <данные изъяты>.
Данный эпикриз опровергает доводы административного ответчика об отсутствии у него <данные изъяты> заболевания. Данных о том, что Черноглазов С.А. снят с учета врача <данные изъяты>, материалы дела не содержат.
При этом, сам факт нахождения административного ответчика на учете у врача <данные изъяты> до настоящего времени и отсутствие данных о наличии оснований для снятия его с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Доказательств отсутствия установленного диагноза, препятствующего управлению транспортными средствами, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку Черноглазов С.А. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, что противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, создает и может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих – участников дорожного движения, их имуществу, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным водительского удостоверения № с разрешающей категорией «В, В1 (АS), М», выданного Черноглазову С.А. 28.12.2019.
Нормами ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: государственной пошлины по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В связи с чем, с Черноглазова С.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, установленном п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Черноглазову Сергею Анатольевичу о признании недействительным водительского удостоверения – удовлетворить.
Признать недействительным водительское удостоверение № с разрешающей категорией «В, В1 (АS), М», выданное 28.12.2019 Межрайонным отделом ГИБДД УМВД России по Тюменской области, Черноглазову Сергею Анатольевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженцу <данные изъяты>.
Взыскать с Черноглазова Сергея Анатольевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Настоящее решение является основанием для УМВД России по Тюменской области для изъятия у Черноглазова Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, водительского удостоверения № с разрешающей категорией «В, В1 (АS), М», выданного 28.12.2019 Межрайонным отделом ГИБДД УМВД России по Тюменской области.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 27 мая 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья - А.Н. Ахмедшина