Дело № 33а-6541/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты>
18 сентября 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вадиевой А.Б. к Администрации города Симферополя Республики Крым, Симферопольскому городскому совету Республики Крым, главе Администрации города Симферополя Республики Крым Проценко Е.С., заинтересованное лицо – Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя, о признании постановления незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Администрации города Симферополя Республики Крым Мамиконяна Э.А. на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 мая 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., объяснения представителя административного ответчика Мамиконяна Э.А., представителя административного истца Велиляева А.Х., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым
установила:
Вадиева А.Б. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым №329 от 22.01.2020г. «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданке РФ Вадиевой А.Б.» и обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление Вадиевой А.Б. о передаче бесплатно в собственность земельного участка, площадью 800 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>).
Требования мотивированы тем, что пунктом 1.2. решения 65 сессии 5 созыва Симферопольского городского совета АРК от 21.10.2010г. №1086 гражданке Аблякимовой (после регистрации брака – Вадиевой) А.Б. разрешено выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания дома в районе <адрес> ориентировочной площадью 0,0800га. На протяжении 2011-2013 г. г. проект отвода землеустройства по отводу земельного участка в собственность был изготовлен. 12.11.2019г. административный истец обратилась в Администрацию города Симферополя с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки. 22.01.2020 года постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым №329 от 22.01.2020г. Вадиевой А.Б. было отказано в предоставлении в порядке завершения оформления прав испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. По мнению истца, указанное постановление является незаконным, необоснованным и нарушает право административного истца на реализацию права собственности на земельный участок.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 мая 2020 года административное исковое заявление Вадиевой А.Б. удовлетворено в полном объеме.
В поданной апелляционной жалобе представитель Администрации г. Симферополя Республики Крым Мамиконян Э.А. просит решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 мая 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы указывает, что Симферопольский городской совет в пределах своей компетенции в решении от 21.10.2010 №1086 определил годичный срок для выполнения проекта землеустройства, что не противоречило действующему на момент принятия указанного решения земельному законодательству Украины. Указывает, что только с 2017 года согласно пункту 1 Распоряжения Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 года №180-рг было приостановлено действие постановления Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 до 01 июня 2018 года. Однако в течении трех лет до принятия вышеуказанного моратория, а также спустя год после отмены указанного моратория Вадиевой А.Б. не предпринимались какие-либо меры по завершению оформления прав на земельный участок.
В судебном заседании представитель Администрации г. Симферополя Республики Крым Мамиконян Э.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель административного истца Вадиевой А.Б. – Велиляев А.Х. просил оставить без изменений решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Вадиевой А.Б. предпринимались все необходимые меры по оформлению технической документации по отводу земельного участка, при этом нарушение представленного административному истцу годового срока произошло не по ее вине, оспариваемое постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 22.01.2020 года №329 «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность гражданке РФ Вадиевой А.Б.» является незаконным и необоснованным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не может с такими выводами согласится, поскольку суд первой инстанции не учел следующее.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением 57 сессии V созыва Симферопольского городского совета от 21.10.2010 года №1086 «О разрешении выполнения технической документации по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, разрешении разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков предоставлении, передаче гражданам Украины, юридическим и физическим лицам-предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование, аренду в г. Симферополе» Аблякимовой А.Б. разрешено выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, ведения садоводства - в районе <адрес> <адрес> ориентировочной площадью 0,0800 га ( п.1.2).
21.11.2011 года Аблякимова А.Б. зарегистрировала брак с Вадиевым А.Д. и изменила фамилию на «Вадиева», что подтверждается свидетельством о заключении брака серии 1-АП №129152.
24.05.2011 года административный истец обратилась в частное предприятие «Визавир» для составления проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность. Геодезическая сьемка координат была проведена 09.08.2011 года.
Согласно заключению о возможности целевого использования земельного участка №4402, утвержденного 01.03.2011 года и.о. начальника Главного управления архитектуры, строительства и регионального развития Иванченко Ю.А. согласовано оформление правоустанавливающих документов в соответствии с Земельным Кодексом Украины, срок действия которого продлен был сначала до 16.07.2013 года, а в последствие - до 16.07.2014 года.
Отделом охраны культурного наследия и рекреации Симферопольского городского совета 22.03.2011г. согласован проект отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0800га в районе <адрес> для строительства и обслуживания дома. Срок действия заключения - 3 года.
Заключением Главного Управления архитектуры, строительства и регионального развития от 24.07.2013 года №816/08-11 согласован проект землеустройства по отводу и передаче земельного участка, поскольку представленный проект выполнен в соответствии с градостроительной документацией, с учетом п.2 решения 23-й сессии Симферопольского городского совета 6-ого Созыва от 22.09.2011 года №234, которым утвержден Генеральный план города Симферополя с технико-экономическими показателями, с учетом материалов №4402 от 01.03.2011 года, срок действия которого продлен до 16.07.2014 года.
12.11.2019 года Вадиева А.Б. подала на имя главы Администрации города Симферополя заявление о предоставлении земельного участка в собственность (бесплатно) в порядке завершения оформления прав на земельный участки, начатого до вступления в силу Федерального Конституционного Закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 22.01.2020 года №329 Вадиевой А.Б. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>), поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Пунктом 4 данного Порядка устанавливалось, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.
Согласно пункту 12 Порядка, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Основанием для отказа Вадиевой А.Б. в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав, расположенного по адресу: <адрес>, явилось обращение лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как уже указывалось, решением 57 сессии V созыва Симферопольского городского совета от 21.10.2010 года №1086 административному истцу разрешено выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, ведения садоводства, в районе <адрес> ориентировочной площадью 0,0800 га ( п.1.2).
Пунктом 24 вышеуказанного решения установлено, что юридическим и физическим лицам – предпринимателям, гражданам, которым в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1 и в пункте 6 настоящего решения разрешено выполнение проектов землеустройства: в течение 1 года с момента принятия данного решения разработать и согласовать проект землеустройства по отводу земельного участка и представить его в городской совет на утверждение.
При этом в случае неисполнения пункта 24 настоящего решения подпункты 1.2, 1.3 пункта 1 и подпункты пункта 6, которыми в том числе разрешено выполнить проекты землеустройства по отводу земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, ведения садоводства, считаются утратившими силу (пункт 29).
Таким образом, в случае, если в соответствии с вышеназванным решением гражданин не представлял разработанный и согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка в городской совет на утверждение, разрешение на совершение указанный действий утрачивало силу через 1 год, т.е. 21.10.2011 года.
Рассматривая данное дело, судебная коллегия по административным делам исходит из того, что правосубъектность публичных органов в целом строится на основе прав и функций в области управления землей того государственного или местного образования, который от имени этого образования участвует в правовых отношениях. Правосубъектность органов государственной власти и органов местного самоуправления подразделяется на полномочия по распоряжению земельными участками (предоставление земельных участков, участие в договорных отношениях, направленных на передачу прав на землю иным лицам) и полномочия в области управления земельными ресурсами.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем государственной регистрации прав на участок.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к выводу, что, будучи собственником земельного участка и обладая властно-распорядительными полномочиями, Симферопольский городской совет в пределах своей компетенции в решении 65 сессии V созыва Симферопольского городского совета от 21.10.2010 года №1086, определила срок действия указанного решения.
Доказательств того, что разработанный и согласованный проект был предоставлен административным истцом в Симферопольский городской совет в течение 1 года с момента принятия решения 65 сессии V созыва Симферопольского городского совета от 21.10.2010 года №1086 материалы дела не содержат, в ходе рассмотрения дела сторонами не представлено.
Из информации от 14.09.2020 года №1795/01/02-18, предоставленной Симферопольским городским советом Республики Крым, следует, что изменения в решение от 21.10.2010 №1086 в части изменения срока выполнения проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка не вносились; проект землеустройства не утверждался.
Имеющиеся в материалах дела документы, а именно проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность, зарегистрированный в Отделе администраторов Симферопольского городского совета АР Крым 19.11.2012 года вх.№011818, заключения о согласовании проекта землеустройства по отводу и передаче земельного участка от 22.03.2011 года и от 24.07.2013 года, заключением №4402 о возможности целевого использования земельного участка не свидетельствуют о выполнении Вадиевой А.Б. требований п.24 решения 65 сессии V созыва Симферопольского городского совета от 21.10.2010 года №1086 в части предоставления проекта в городской совета на утверждение в установленный срок.
Административный истец в установленном законом порядке решение органа местного самоуправления в части установления срока действия не оспаривала, не признавала незаконным, с заявлением о продлении срока действия решения в части предоставления проекта на утверждение не обращалась.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, судебная коллегия приходит к выводу, что Администрацией города Симферополя Республики Крым на момент рассмотрения заявления Вадиевой А.Б. правомерно отказало в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, в связи с обращением лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют препятствия для реализации истцом права на получение земельного участка по правилам законодательства Российской Федерации путем соответствующего обращения в компетентный орган местного самоуправления.
При установленных обстоятельствах по административному делу не имеется правовых оснований для удовлетворения требований Вадиевой А.Б. о признании незаконным оспариваемого постановления Администрации г. Симферополя Республики Крым №329 от 22.01.2020 года «Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданке РФ Вадиевой А.Б.».
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск Вадиевой А.Б., пришёл, таким образом, к ошибочному выводу о наличии правовых оснований для его удовлетворения.
Исковые требования о возложении на административного ответчика обязанности совершить определённые действия удовлетворению не подлежат, поскольку являются фактически дополнительными к главному, основания для удовлетворения которого отсутствуют. Так, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконным. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
С учетом изложенного, учитывая, что выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам административного дела, решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 мая 2020 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 мая 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение.
Отказать Вадиевой А.Б. в удовлетворении административного искового заявления к Администрации города Симферополя Республики Крым, Симферопольскому городскому совету Республики Крым, главе Администрации города Симферополя Республики Крым Проценко Е.С., заинтересованное лицо – Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя о признании постановления незаконным и обязании совершить определенные действия.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: З.И. Курапова
Судья: Н.В. Кучеренко