№ 2-2563/2020
61RS0022-01-2020-002876-96
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 июля 2020 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Верещагиной В.В.,
при секретаре судебного заседания Панчихиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костюнин С.Ю. к Южному таможенному управлению, Таганрогской таможне о признании незаконным решения Комиссии Таганрогской таможни о снятии с учета Костюнина С.Ю. для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом заседания Комиссии Таганрогской таможни от 23.03.2020г. №3, об обязании произвести Костюнин С.Ю. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Костюнин С.Ю. обратился в Таганрогский городской суд Ростовской области с административным иском к Таганрогской таможне о признании незаконным решения Комиссии Таганрогской таможни о снятии с учета Костюнин С.Ю. для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом заседания Комиссии Таганрогской таможни от 23.03.2020г. №3, об обязании произвести Костюнин С.Ю. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, в обоснование указав следующее.
Согласно протоколу Комиссии Таганрогской таможни от 27.06.2014г. №2 истец Костюнин С.Ю. был поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. 2 п.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
23.03.2020г. Комиссия Таганрогской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения постановила снять Костюнин С.Ю. с учета для предоставления такой выплаты на основании п.п. «б» и п.п. «г» п.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. №369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из протокола №3 от 23.03.2020г. заседания указанной Комиссии.
Вместе с тем Комиссия Таганрогской таможни не устанавливала и не установила (и это подтверждается протоколом Комиссии Таганрогской таможни от 27.06.2014г. №2), что Костюнин С.Ю. на момент принятия данного решения Комиссией являлся членом семьи своего отца ФИО7 В связи с этим истец считает, что снятие его с учета на основании п.п. «г» п.15 вышеуказанных Правил является необоснованным и незаконным.
Истец полагает, что для снятия лица с учета на основании п.п. «б» п.15 данных Правил необходимо наличие одновременно двух условий. Во-первых, истец должен был стать либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения. Во-вторых, доля общей площади такого жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи административного истца, должна была быть более 15 кв.м., что означает улучшение жилищных условий, влекущее утрату оснований для получения социальной выплаты.
Вместе с тем согласно протоколу заседания Комиссии Таганрогской таможни от 23.03.2020г. №3 комиссия не устанавливала и не установила, что Костюнин С.Ю. стал либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения. При таких обстоятельствах второе условие для снятия с учета даже и не должно было рассматриваться.
Истец полагает, что его права и законные интересы нарушены, в связи с этим считает, что оспариваемое решение Комиссии Таганрогской таможни от 23.03.2020г. №3 является незаконным и необоснованным, так как у ответчика Таганрогской таможни отсутствовали основания для снятия Костюнин С.Ю. с учета для предоставления ему единовременной социальной выплаты.
В связи с этим истец просит суд признать незаконным решение Комиссии Таганрогской таможни о снятии с учета Костюнин С.Ю. для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом заседания Комиссии Таганрогской таможни от 23.03.2020г. №3, и обязать Таганрогскую таможню произвести Костюнин С.Ю. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в сумме, указанной в расчете Комиссии Таганрогской таможни от 13.12.2019г. – 4892245,02 руб.
Протокольным определением суда от 25.06.2020г. к участию в деле в качестве ответчика привлечено Южное таможенное управление.
В судебном заседании истец Костюнин С.Ю. поддержал доводы иска, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Полагал, что обжалуемое решение Комиссии Таганрогской таможни от 23.03.2020г. №3 является незаконным и необоснованным, нарушает его права и законные интересы.
Представитель ответчиков Южного таможенного управления, Таганрогской таможни в одном лице - Ярманова Т.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, полагала, что они являются незаконными и необоснованными, поддержала доводы возражений на иск, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Полагала, что фактические обстоятельства рассматриваемого дела, доказательства, представленные в материалы дела ответчиками, однозначно свидетельствуют о том, что Костюнин С.Ю. совершались действия, направленные на создание ложного впечатления о нуждаемости в улучшении его жилищных условий. Кроме того, просила суд критически отнестись к показаниям допрошенной в качестве свидетеля по ходатайству административного истца его супруги ФИО1И., так как данное лицо является заинтересованным лицом в исходе дела в пользу истца – ее супруга Костюнин С.Ю. При этом никаких документальных подтверждений о том, что она не проживает с истцом, суду представлено не было. Помимо этого, просила учесть суд, что ФИО11 подтвердила, что их совместный малолетний сын проживает с ней по адресу: <адрес>, а не с истцом.
Допрошенная по ходатайству истца в качестве свидетеля ФИО12 в судебном заседании показала, что является супругой истца Костюнин С.Ю. с 2018 года. Однако, их семейная жизнь по объективным причинам не сложилась, и истец не проживает с ней с момента регистрации их брака в ее квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Также пояснила суду, что истец проживает отдельно, приходит, помогает материально, проводит время с их общим малолетним ребенком, который проживает с ФИО13 по данному адресу: <адрес>.
Выслушав истца Костюнин С.Ю., представителя ответчиков Ярманова Т.В., действующую на основании доверенностей, допросив свидетеля ФИО1И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст.44 Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» установлено, что социально-бытовое обеспечение сотрудников таможенных органов и проживающих совместно с ними членов их семей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ч.1 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2012г. №283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные, в том числе, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Ч.2 ст.1 вышеуказанного Федерального закона установлено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.1 и п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. №283-ФЗ).
Согласно ч.7 ст.4 данного Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Ч.6 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. №283-ФЗ предусмотрено, что Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения).
Согласно п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере;
в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет);
д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил);
е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 17.06.2014г. Костюнин С.Ю. на имя начальника Таганрогской таможни было подано заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в котором было указано, что совместно с ним зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> члены его семьи: супруга – ФИО1, сын – ФИО2 (<дата> года рождения). На момент подачи указанного заявления у Костюнин С.Ю. и у членов его семьи в собственности жилых помещений не имелось, он совместно с членами семьи проживал в квартире, принадлежащей на праве собственности отцу – ФИО7, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 34,8 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права <данные изъяты>
Решением Комиссии Таганрогской таможни, оформленным протоколом от 27.06.2014г. №3, Костюнин С.Ю. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п.п. 2 п.3 ст.4 Федерального закона от 24.04.2013г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Согласно расчету от 13.12.2019г. размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой сотруднику (гражданину) размер единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемого Костюнин С.Ю., составил 4892245,02 руб.
03.05.2016г. в связи с достижением возраста 23 лет ФИО2 (сын истца) утратил статус лица, подлежащего учету при расчете размера единовременной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения. При этом 10.01.2018г. брак истца с ФИО1 был прекращен, что подтверждается материалами дела.
По состоянию на 10.01.2018г. для расчета единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения подлежал учету только Костюнин С.Ю., так как ФИО1 в связи с прекращением брака утратила статус члена семьи.
28.07.2018г. истец Костюнин С.Ю. зарегистрировал брак с ФИО3 (<данные изъяты>), которая на тот момент была зарегистрирована и проживала в принадлежащей ей на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Факт того, что вышеуказанная квартира общей площадью 52,6 кв.м. принадлежит на праве собственности супруге истца - ФИО14, подтверждается выпиской Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <данные изъяты>
Согласно приказу Таганрогской таможни от 08.05.2018г. №213-к полковник таможенной службы, начальник отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Таганрогской таможни Костюнин С.Ю. уволен 19.05.2018г. со службы в таможенных органах на основании п.п.4 п.2 ст.48 Федерального закона от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Выслуга лет в таможенных органах Костюнин С.Ю. для назначения и выплаты пенсии на 19.05.2028г. составила (календарная) – 25 лет 06 месяцев 22 дня.
25.12.2018г. у истца Костюнин С.Ю., состоящего в браке с ФИО1И., родился сын ФИО4, который 16.01.2019г. был зарегистрирован отцом - истцом Костюнин С.Ю. по адресу: <адрес> (т.е. в том жилом помещении, в котором был зарегистрирован Костюнин С.Ю. и которое по состоянию на 27.06.2014г. использовалось в качестве основания постановки на учет для получения субсидии). При этом в данном жилом помещении по состоянию на 16.01.2019г. продолжали быть зарегистрированными бывшая супруга Костюнин С.Ю. – ФИО1 и его старший сын ФИО2
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23.03.2020г. Комиссия Таганрогской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (повестка дня: основания нахождения на учете пенсионера таможенной службы Костюнин С.Ю. для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения) постановила снять Костюнин С.Ю. с учета для предоставления такой выплаты на основании п.п. «б» (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере) и п.п. «г» (в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет) п.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. №369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Суд соглашается с доводами представителя ответчиков Ярманова Т.В. о том, что истцом намеренно были совершены действия по регистрации по адресу: <адрес> своего малолетнего сына с целью уменьшения площади, приходящейся на одного человека зарегистрированного по указанному адресу (общая площадь квартиры по адресу: <адрес> составляет 34,8 кв.м.) и увеличению количества лиц, подлежащих учету при расчете размера единовременной выплаты.
При этом суд принимает во внимание, что о факте преднамеренной регистрации ФИО4 без намерения фактического проживания свидетельствует то обстоятельство, что при подаче в отдел государственной службы и кадров Таганрогской таможни справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год в отношении своего сына ФИО4 истец Костюнин С.Ю. в качестве адреса проживания сына указал адрес: <адрес>, т.е. по месту жительства матери ребенка – ФИО1И. Кроме того, в соответствии со справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, поданной Костюнин С.Ю. в отношении себя, Костюнин С.Ю. в качестве места своего фактического проживания указан адрес: <адрес>.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что истец ФИО4 и его малолетний сын ФИО4 фактически по адресу: <адрес> не проживают. Доказательств обратного материалы дела не содержат, истцовой стороной суду не представлено.
Суд критически относится к показаниям супруги ФИО1И., допрошенной в судебном заседании по ходатайству истца Костюнин С.Ю., что со дня заключения в 2018 году официального брака с истцом в силу объективных причин Костюнин С.Ю. не проживает вместе с ней по адресу: <адрес>, а проживает по другому адресу, так как ФИО15. является заинтересованным в исходе дела лицом в пользу истца – своего супруга Костюнин С.Ю. При этом суд принимает во внимание, что у них имеется совместный малолетний ребенок – ФИО4, <дата> года рождения, который вопреки доводам истца проживает с его матерью ФИО1И., а не по адресу: <адрес>, как утверждал в судебном заседании истец. Данное обстоятельство подтвердил суду свидетель ФИО1И., будучи предупрежденная за дачу ложных показаний по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд соглашается с доводами представителя ответчиков Ярманова Т.В., что фактические обстоятельства рассматриваемого дела, доказательства, представленные в материалы дела, свидетельствуют о том, что Костюнин С.Ю. совершались действия, направленные на создание ложного впечатления о нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Членами семьи Костюнин С.Ю. по состоянию на 25.12.2018г. являлись его супруга ФИО17 и малолетний сын ФИО4 Площадь квартиры, собственником которой является ФИО16, расположенная по адресу: <адрес>, составляет 52,6 кв.м., в связи с чем основания для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с положениями действующего законодательства отсутствуют.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40), тем самым предписывает федеральному законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Принятые в порядке реализации указанных конституционных положений федеральные законы, в том числе, Федеральный закон от 21.07.1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепляют условия предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере, в том числе, однократное обеспечение сотрудников таможенных органов жильем в рамках данных гарантий.
Требования вышеуказанных федеральных законов основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и равенства прав граждан, направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.п. 2 п.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимании вышеуказанные законоположения, положения ст.ст.56, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что Комиссией Таганрогской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 23.03.2020г. (протокол №3 от 23.03.2020г.) было принято законное и обоснованное решение о снятии с учета Костюнин С.Ю. в соответствии с п.п. «б» и п.п. «г» п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. №369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
В связи с этим исковое заявление Костюнин С.Ю. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Костюнин С.Ю. к Южному таможенному управлению, Таганрогской таможне о признании незаконным решения Комиссии Таганрогской таможни о снятии с учета Костюнин С.Ю. для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом заседания Комиссии Таганрогской таможни от 23.03.2020г. №3, об обязании произвести Костюнин С.Ю. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2020г.
Председательствующий В.В.Верещагина