РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации4 октября 2022 года р.п. Шатки Нижегородской области
Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Оганесяна А.Л., при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
В своем исковом заявлении Прохорова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области (далее - Пенсионный Фонд) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику. Однако решением Пенсионного Фонда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, признав, что специальный стаж составил 18 лет 11 месяцев 1 день.
Названное решение Пенсионного Фонда истец посчитала незаконным и нарушающим её право на пенсионное обеспечение, сославшись на постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781, просила суд признать решение Пенсионного органа незаконным и отменить его в указанной части, обязав включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следующие периоды её работы в льготном исчислении 1 год к 1 году 3 месяцам:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.
Кроме того, истец просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать Пенсионный фонд назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Прохорова Г.Н. настаивая на требованиях, изложенных в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ГУ отделение ПФ РФ по Нижегородской области С., будучи надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыла, представив в суд свои возражения, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В своих возражениях ответчик, считая заявление не подлежащим удовлетворению, указал, что досрочная страховая пенсия по старости в силу п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
При этом, указанный стаж для досрочной страховой пенсии в рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, а также с учетом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066.
Представитель ответчика обратила внимание суда на то, что в специальный стаж на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 названного Закона включены периоды работы, указанные в решении Пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, за исключением спорных периодов указанных в исковом заявлении.
Указанные периоды работы, по мнению истца, не включены в специальный стаж, поскольку должность «заведующая медпунктом» Списком, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 не предусмотрена, а также документально не подтверждено осуществление медицинской деятельности.
Кроме того, работа в должности медсестры <данные изъяты> также не дате права на досрочную страховую пенсию по старости, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком №781.
В соответствии с пунктом 2 ст.14 Закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР подтверждаются исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ, однако в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указанные периоды работы не закодированы работодателем как лечебная деятельность, поэтому правовых оснований для включения их в специальных стаж также не имеется.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в ГУ ОПФ РФ по Нижегородской области, заявитель просит назначить ей с указанного числа досрочную страховую пенсию по старости как медицинскому работнику.
Записями в трудовой книжке, справкой, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Прохорова Г.Н.(до заключения брака - Е.) работала заведующей <данные изъяты> в учреждении <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> в том же учреждении, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.
Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена фамилия - Прохорова.
Как видно из решения комиссии Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-Ф3 в связи с тем, что специальный стаж работы заявителя, подлежащий включению на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, составляет 18 лет 11 мес. 1 дней (при требуемом - 25 лет), что недостаточно для назначения заявителю досрочной страховой пенсии по указанному основанию.
Пенсионный орган также не нашел оснований для исчисления медицинского стажа до 01.11.1999 за работу в учреждении, расположенном в сельской местности с учетом льготного порядке, т.к. медицинские пункты Приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395 не предусмотрены.
При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как медицинскому работнику в учреждениях здравоохранения в сельской местности, подлежат включению следующие периоды её работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра врачебного кабинета водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (1,2),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно).
Комиссия Пенсионного фонда также посчитала, что в специальный стаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 не могут быть включены периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.
Принимая указанное решение Пенсионный орган исходил из того, что осуществление медицинской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтверждено документально и в лицевом счете за ДД.ММ.ГГГГ. Прохорова Г.Н. значится как Е. ВИТ -на.
Работа в <данные изъяты> Доме детства <данные изъяты>, не может засчитана в специальный стаж, т.к. данное учреждение согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, а по периодам работы после 01.11.1999 Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1067 в них не предусмотрено.
Принимая решение по исковым требованиям, суд руководствуется следующими правовыми нормами.
В силу пункта 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсиях) страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (т.е. ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, может быть назначена лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" названного Списка право на досрочную страховую пенсию по старости предоставленосреднему медицинскому персоналу в том числе, фельдшеру, медицинской сестре.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подп. "н" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Рассматривая требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Из пояснений представителя истца следует, что в спорный период она осуществляла лечебную деятельность: оказывала доврачебную медицинскую помощь жителям села, выполняла работу фельдшера, поскольку именно для оказания медицинской помощи организовывался медицинский пункт в селе, а не для выполнения контролирующих функций.
При таких обстоятельствах, неверное указание наименование должности не может являться основанием для исключения спорного периода из стажа, поскольку это не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30(ред. от 28.05.2019)"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Отдельной ставки фельдшера или медицинской сестры не было (архивные справки, <данные изъяты>), что свидетельствует о том, что, будучи заведующей медицинского пункта, истец одновременно выполняла работу фельдшера.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Учитывая характер работы истца в спорный период, неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
Что касается исковых требований о включении в специальных стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты> Дома детства <данные изъяты>, то они удовлетворению не подлежат, ввиду следующего.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066), не предусматривал возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым предусмотрено, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью пользуется медицинская сестра, в разделе "Наименование учреждений" данного Списка такое учреждение как детский дом - детский сад не поименовано.
При таких обстоятельствах законных оснований для включения спорного периода работы в <данные изъяты> доме Детства <данные изъяты>» не имеется.
Из представленных документов следует, что на день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж работы истцу, дающий право на назначение указанной пенсии не оспариваемых ответчиком и с учетом включения в него периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Крутецким <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> (в льготном исчислении) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 8 месяцев 13 дней.
При таких данных доводы истца о возможности ей назначении досрочной страховой пенсии по правилам, установленным в пункте 20 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400 -ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 октября 2021 г. являются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Прохоровой Галине Николаевне, <данные изъяты> следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Прохоровой Г.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.Л. Оганесян
4 октября 2022 года р.п. Шатки Нижегородской области
Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Оганесяна А.Л., при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
В своем исковом заявлении Прохорова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области (далее - Пенсионный Фонд) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику. Однако решением Пенсионного Фонда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, признав, что специальный стаж составил 18 лет 11 месяцев 1 день.
Названное решение Пенсионного Фонда истец посчитала незаконным и нарушающим её право на пенсионное обеспечение, сославшись на постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781, просила суд признать решение Пенсионного органа незаконным и отменить его в указанной части, обязав включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следующие периоды её работы в льготном исчислении 1 год к 1 году 3 месяцам:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.
Кроме того, истец просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать Пенсионный фонд назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Прохорова Г.Н. настаивая на требованиях, изложенных в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ГУ отделение ПФ РФ по Нижегородской области С., будучи надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыла, представив в суд свои возражения, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В своих возражениях ответчик, считая заявление не подлежащим удовлетворению, указал, что досрочная страховая пенсия по старости в силу п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
При этом, указанный стаж для досрочной страховой пенсии в рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, а также с учетом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066.
Представитель ответчика обратила внимание суда на то, что в специальный стаж на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 названного Закона включены периоды работы, указанные в решении Пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, за исключением спорных периодов указанных в исковом заявлении.
Указанные периоды работы, по мнению истца, не включены в специальный стаж, поскольку должность «заведующая медпунктом» Списком, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 не предусмотрена, а также документально не подтверждено осуществление медицинской деятельности.
Кроме того, работа в должности медсестры <данные изъяты> также не дате права на досрочную страховую пенсию по старости, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком №781.
В соответствии с пунктом 2 ст.14 Закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР подтверждаются исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ, однако в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указанные периоды работы не закодированы работодателем как лечебная деятельность, поэтому правовых оснований для включения их в специальных стаж также не имеется.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в ГУ ОПФ РФ по Нижегородской области, заявитель просит назначить ей с указанного числа досрочную страховую пенсию по старости как медицинскому работнику.
Записями в трудовой книжке, справкой, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Прохорова Г.Н.(до заключения брака - Е.) работала заведующей <данные изъяты> в учреждении <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> в том же учреждении, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.
Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена фамилия - Прохорова.
Как видно из решения комиссии Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-Ф3 в связи с тем, что специальный стаж работы заявителя, подлежащий включению на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, составляет 18 лет 11 мес. 1 дней (при требуемом - 25 лет), что недостаточно для назначения заявителю досрочной страховой пенсии по указанному основанию.
Пенсионный орган также не нашел оснований для исчисления медицинского стажа до 01.11.1999 за работу в учреждении, расположенном в сельской местности с учетом льготного порядке, т.к. медицинские пункты Приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395 не предусмотрены.
При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как медицинскому работнику в учреждениях здравоохранения в сельской местности, подлежат включению следующие периоды её работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра врачебного кабинета водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (1,2),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно).
Комиссия Пенсионного фонда также посчитала, что в специальный стаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 не могут быть включены периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.
Принимая указанное решение Пенсионный орган исходил из того, что осуществление медицинской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтверждено документально и в лицевом счете за ДД.ММ.ГГГГ. Прохорова Г.Н. значится как Е. ВИТ -на.
Работа в <данные изъяты> Доме детства <данные изъяты>, не может засчитана в специальный стаж, т.к. данное учреждение согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, а по периодам работы после 01.11.1999 Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1067 в них не предусмотрено.
Принимая решение по исковым требованиям, суд руководствуется следующими правовыми нормами.
В силу пункта 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсиях) страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (т.е. ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, может быть назначена лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" названного Списка право на досрочную страховую пенсию по старости предоставленосреднему медицинскому персоналу в том числе, фельдшеру, медицинской сестре.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подп. "н" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Рассматривая требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Из пояснений представителя истца следует, что в спорный период она осуществляла лечебную деятельность: оказывала доврачебную медицинскую помощь жителям села, выполняла работу фельдшера, поскольку именно для оказания медицинской помощи организовывался медицинский пункт в селе, а не для выполнения контролирующих функций.
При таких обстоятельствах, неверное указание наименование должности не может являться основанием для исключения спорного периода из стажа, поскольку это не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30(ред. от 28.05.2019)"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Отдельной ставки фельдшера или медицинской сестры не было (архивные справки, <данные изъяты>), что свидетельствует о том, что, будучи заведующей медицинского пункта, истец одновременно выполняла работу фельдшера.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Учитывая характер работы истца в спорный период, неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.
Что касается исковых требований о включении в специальных стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты> Дома детства <данные изъяты>, то они удовлетворению не подлежат, ввиду следующего.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066), не предусматривал возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым предусмотрено, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью пользуется медицинская сестра, в разделе "Наименование учреждений" данного Списка такое учреждение как детский дом - детский сад не поименовано.
При таких обстоятельствах законных оснований для включения спорного периода работы в <данные изъяты> доме Детства <данные изъяты>» не имеется.
Из представленных документов следует, что на день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж работы истцу, дающий право на назначение указанной пенсии не оспариваемых ответчиком и с учетом включения в него периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Крутецким <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> (в льготном исчислении) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 8 месяцев 13 дней.
При таких данных доводы истца о возможности ей назначении досрочной страховой пенсии по правилам, установленным в пункте 20 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400 -ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 октября 2021 г. являются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Прохоровой Галине Николаевне, <данные изъяты> следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Прохоровой Г.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.Л. Оганесян