Решение по делу № 2-311/2022 от 10.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 октября 2022 года                                      р.п. Шатки Нижегородской области

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Оганесяна А.Л., при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установил:

В своем исковом заявлении Прохорова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области (далее - Пенсионный Фонд) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику. Однако решением Пенсионного Фонда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, признав, что специальный стаж составил 18 лет 11 месяцев 1 день.

Названное решение Пенсионного Фонда истец посчитала незаконным и нарушающим её право на пенсионное обеспечение, сославшись на постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781, просила суд признать решение Пенсионного органа незаконным и отменить его в указанной части, обязав включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следующие периоды её работы в льготном исчислении 1 год к 1 году 3 месяцам:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.

Кроме того, истец просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать Пенсионный фонд назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Прохорова Г.Н. настаивая на требованиях, изложенных в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ГУ отделение ПФ РФ по Нижегородской области С., будучи надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыла, представив в суд свои возражения, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В своих возражениях ответчик, считая заявление не подлежащим удовлетворению, указал, что досрочная страховая пенсия по старости в силу п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

При этом, указанный стаж для досрочной страховой пенсии в рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, а также с учетом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066.

       Представитель ответчика обратила внимание суда на то, что в специальный стаж на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 названного Закона включены периоды работы, указанные в решении Пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, за исключением спорных периодов указанных в исковом заявлении.

          Указанные периоды работы, по мнению истца, не включены в специальный стаж, поскольку должность «заведующая медпунктом» Списком, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 не предусмотрена, а также документально не подтверждено осуществление медицинской деятельности.

          Кроме того, работа в должности медсестры <данные изъяты> также не дате права на досрочную страховую пенсию по старости, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком №781.

         В соответствии с пунктом 2 ст.14 Закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР подтверждаются исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

     

       Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ, однако в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указанные периоды работы не закодированы работодателем как лечебная деятельность, поэтому правовых оснований для включения их в специальных стаж также не имеется.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в ГУ ОПФ РФ по Нижегородской области, заявитель просит назначить ей с указанного числа досрочную страховую пенсию по старости как медицинскому работнику.

Записями в трудовой книжке, справкой, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Прохорова Г.Н.(до заключения брака - Е.) работала заведующей <данные изъяты> в учреждении <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> в том же учреждении, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.

Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена фамилия - Прохорова.

Как видно из решения комиссии Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-Ф3 в связи с тем, что специальный стаж работы заявителя, подлежащий включению на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, составляет 18 лет 11 мес. 1 дней (при требуемом - 25 лет), что недостаточно для назначения заявителю досрочной страховой пенсии по указанному основанию.

Пенсионный орган также не нашел оснований для исчисления медицинского стажа до 01.11.1999 за работу в учреждении, расположенном в сельской местности с учетом льготного порядке, т.к. медицинские пункты Приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395 не предусмотрены.

При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как медицинскому работнику в учреждениях здравоохранения в сельской местности, подлежат включению следующие периоды её работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра врачебного кабинета водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (1,2),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно).

Комиссия Пенсионного фонда также посчитала, что в специальный стаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 не могут быть включены периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.

Принимая указанное решение Пенсионный орган исходил из того, что осуществление медицинской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтверждено документально и в лицевом счете за ДД.ММ.ГГГГ. Прохорова Г.Н. значится как Е. ВИТ -на.

Работа в <данные изъяты> Доме детства <данные изъяты>, не может засчитана в специальный стаж, т.к. данное учреждение согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, а по периодам работы после 01.11.1999 Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1067 в них не предусмотрено.

Принимая решение по исковым требованиям, суд руководствуется следующими правовыми нормами.

В силу пункта 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсиях) страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (т.е. ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, может быть назначена лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

      В соответствии с разделом "Наименование должностей" названного Списка право на досрочную страховую пенсию по старости предоставленосреднему медицинскому персоналу в том числе, фельдшеру, медицинской сестре.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подп. "н" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Рассматривая требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Из пояснений представителя истца следует, что в спорный период она осуществляла лечебную деятельность: оказывала доврачебную медицинскую помощь жителям села, выполняла работу фельдшера, поскольку именно для оказания медицинской помощи организовывался медицинский пункт в селе, а не для выполнения контролирующих функций.

При таких обстоятельствах, неверное указание наименование должности не может являться основанием для исключения спорного периода из стажа, поскольку это не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.

          Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30(ред. от 28.05.2019)"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Отдельной ставки фельдшера или медицинской сестры не было (архивные справки, <данные изъяты>), что свидетельствует о том, что, будучи заведующей медицинского пункта, истец одновременно выполняла работу фельдшера.

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Учитывая характер работы истца в спорный период, неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.

Что касается исковых требований о включении в специальных стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты> Дома детства <данные изъяты>, то они удовлетворению не подлежат, ввиду следующего.

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066), не предусматривал возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым предусмотрено, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью пользуется медицинская сестра, в разделе "Наименование учреждений" данного Списка такое учреждение как детский дом - детский сад не поименовано.

При таких обстоятельствах законных оснований для включения спорного периода работы в <данные изъяты> доме Детства <данные изъяты>» не имеется.

Из представленных документов следует, что на день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж работы истцу, дающий право на назначение указанной пенсии не оспариваемых ответчиком и с учетом включения в него периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Крутецким <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> (в льготном исчислении) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 8 месяцев 13 дней.

      При таких данных доводы истца о возможности ей назначении досрочной страховой пенсии по правилам, установленным в пункте 20 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400 -ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 октября 2021 г. являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

     Исковые требования Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Прохоровой Галине Николаевне, <данные изъяты> следующие периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>.

           В удовлетворении остальной части исковых требований Прохоровой Г.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                 А.Л. Оганесян

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 октября 2022 года                                      р.п. Шатки Нижегородской области

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Оганесяна А.Л., при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установил:

В своем исковом заявлении Прохорова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области (далее - Пенсионный Фонд) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику. Однако решением Пенсионного Фонда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, признав, что специальный стаж составил 18 лет 11 месяцев 1 день.

Названное решение Пенсионного Фонда истец посчитала незаконным и нарушающим её право на пенсионное обеспечение, сославшись на постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781, просила суд признать решение Пенсионного органа незаконным и отменить его в указанной части, обязав включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следующие периоды её работы в льготном исчислении 1 год к 1 году 3 месяцам:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.

Кроме того, истец просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать Пенсионный фонд назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Прохорова Г.Н. настаивая на требованиях, изложенных в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ГУ отделение ПФ РФ по Нижегородской области С., будучи надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыла, представив в суд свои возражения, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В своих возражениях ответчик, считая заявление не подлежащим удовлетворению, указал, что досрочная страховая пенсия по старости в силу п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

При этом, указанный стаж для досрочной страховой пенсии в рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, а также с учетом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066.

       Представитель ответчика обратила внимание суда на то, что в специальный стаж на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 названного Закона включены периоды работы, указанные в решении Пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, за исключением спорных периодов указанных в исковом заявлении.

          Указанные периоды работы, по мнению истца, не включены в специальный стаж, поскольку должность «заведующая медпунктом» Списком, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 не предусмотрена, а также документально не подтверждено осуществление медицинской деятельности.

          Кроме того, работа в должности медсестры <данные изъяты> также не дате права на досрочную страховую пенсию по старости, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком №781.

         В соответствии с пунктом 2 ст.14 Закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР подтверждаются исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

     

       Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ, однако в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указанные периоды работы не закодированы работодателем как лечебная деятельность, поэтому правовых оснований для включения их в специальных стаж также не имеется.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в ГУ ОПФ РФ по Нижегородской области, заявитель просит назначить ей с указанного числа досрочную страховую пенсию по старости как медицинскому работнику.

Записями в трудовой книжке, справкой, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Прохорова Г.Н.(до заключения брака - Е.) работала заведующей <данные изъяты> в учреждении <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> в том же учреждении, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.

Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена фамилия - Прохорова.

Как видно из решения комиссии Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-Ф3 в связи с тем, что специальный стаж работы заявителя, подлежащий включению на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, составляет 18 лет 11 мес. 1 дней (при требуемом - 25 лет), что недостаточно для назначения заявителю досрочной страховой пенсии по указанному основанию.

Пенсионный орган также не нашел оснований для исчисления медицинского стажа до 01.11.1999 за работу в учреждении, расположенном в сельской местности с учетом льготного порядке, т.к. медицинские пункты Приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395 не предусмотрены.

При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как медицинскому работнику в учреждениях здравоохранения в сельской местности, подлежат включению следующие периоды её работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра врачебного кабинета водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (1,2),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно).

Комиссия Пенсионного фонда также посчитала, что в специальный стаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 не могут быть включены периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.

Принимая указанное решение Пенсионный орган исходил из того, что осуществление медицинской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтверждено документально и в лицевом счете за ДД.ММ.ГГГГ. Прохорова Г.Н. значится как Е. ВИТ -на.

Работа в <данные изъяты> Доме детства <данные изъяты>, не может засчитана в специальный стаж, т.к. данное учреждение согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, а по периодам работы после 01.11.1999 Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1067 в них не предусмотрено.

Принимая решение по исковым требованиям, суд руководствуется следующими правовыми нормами.

В силу пункта 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсиях) страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (т.е. ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, может быть назначена лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

      В соответствии с разделом "Наименование должностей" названного Списка право на досрочную страховую пенсию по старости предоставленосреднему медицинскому персоналу в том числе, фельдшеру, медицинской сестре.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подп. "н" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Рассматривая требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Из пояснений представителя истца следует, что в спорный период она осуществляла лечебную деятельность: оказывала доврачебную медицинскую помощь жителям села, выполняла работу фельдшера, поскольку именно для оказания медицинской помощи организовывался медицинский пункт в селе, а не для выполнения контролирующих функций.

При таких обстоятельствах, неверное указание наименование должности не может являться основанием для исключения спорного периода из стажа, поскольку это не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.

          Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30(ред. от 28.05.2019)"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Отдельной ставки фельдшера или медицинской сестры не было (архивные справки, <данные изъяты>), что свидетельствует о том, что, будучи заведующей медицинского пункта, истец одновременно выполняла работу фельдшера.

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Учитывая характер работы истца в спорный период, неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.

Что касается исковых требований о включении в специальных стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты> Дома детства <данные изъяты>, то они удовлетворению не подлежат, ввиду следующего.

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066), не предусматривал возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым предусмотрено, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью пользуется медицинская сестра, в разделе "Наименование учреждений" данного Списка такое учреждение как детский дом - детский сад не поименовано.

При таких обстоятельствах законных оснований для включения спорного периода работы в <данные изъяты> доме Детства <данные изъяты>» не имеется.

Из представленных документов следует, что на день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж работы истцу, дающий право на назначение указанной пенсии не оспариваемых ответчиком и с учетом включения в него периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Крутецким <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> (в льготном исчислении) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 8 месяцев 13 дней.

      При таких данных доводы истца о возможности ей назначении досрочной страховой пенсии по правилам, установленным в пункте 20 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400 -ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 октября 2021 г. являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

     Исковые требования Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Прохоровой Галине Николаевне, <данные изъяты> следующие периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>.

           В удовлетворении остальной части исковых требований Прохоровой Г.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                 А.Л. Оганесян

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

4 октября 2022 года                                      р.п. Шатки Нижегородской области

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Оганесяна А.Л., при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению - отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установил:

В своем исковом заявлении Прохорова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области (далее - Пенсионный Фонд) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику. Однако решением Пенсионного Фонда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, признав, что специальный стаж составил 18 лет 11 месяцев 1 день.

Названное решение Пенсионного Фонда истец посчитала незаконным и нарушающим её право на пенсионное обеспечение, сославшись на постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781, просила суд признать решение Пенсионного органа незаконным и отменить его в указанной части, обязав включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следующие периоды её работы в льготном исчислении 1 год к 1 году 3 месяцам:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.

Кроме того, истец просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и обязать Пенсионный фонд назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Прохорова Г.Н. настаивая на требованиях, изложенных в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ГУ отделение ПФ РФ по Нижегородской области С., будучи надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыла, представив в суд свои возражения, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В своих возражениях ответчик, считая заявление не подлежащим удовлетворению, указал, что досрочная страховая пенсия по старости в силу п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

При этом, указанный стаж для досрочной страховой пенсии в рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, а также с учетом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066.

       Представитель ответчика обратила внимание суда на то, что в специальный стаж на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 названного Закона включены периоды работы, указанные в решении Пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, за исключением спорных периодов указанных в исковом заявлении.

          Указанные периоды работы, по мнению истца, не включены в специальный стаж, поскольку должность «заведующая медпунктом» Списком, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 не предусмотрена, а также документально не подтверждено осуществление медицинской деятельности.

          Кроме того, работа в должности медсестры <данные изъяты> также не дате права на досрочную страховую пенсию по старости, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком №781.

         В соответствии с пунктом 2 ст.14 Закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в ПФР подтверждаются исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

     

       Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ, однако в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указанные периоды работы не закодированы работодателем как лечебная деятельность, поэтому правовых оснований для включения их в специальных стаж также не имеется.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного в ГУ ОПФ РФ по Нижегородской области, заявитель просит назначить ей с указанного числа досрочную страховую пенсию по старости как медицинскому работнику.

Записями в трудовой книжке, справкой, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Прохорова Г.Н.(до заключения брака - Е.) работала заведующей <данные изъяты> в учреждении <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> в том же учреждении, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.

Прохорова Г.Н. зарегистрирована в системе персонифицированного учета ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена фамилия - Прохорова.

Как видно из решения комиссии Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 20 ч. 1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-Ф3 в связи с тем, что специальный стаж работы заявителя, подлежащий включению на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, составляет 18 лет 11 мес. 1 дней (при требуемом - 25 лет), что недостаточно для назначения заявителю досрочной страховой пенсии по указанному основанию.

Пенсионный орган также не нашел оснований для исчисления медицинского стажа до 01.11.1999 за работу в учреждении, расположенном в сельской местности с учетом льготного порядке, т.к. медицинские пункты Приказом Минздрава России от 03.11.1999 №395 не предусмотрены.

При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как медицинскому работнику в учреждениях здравоохранения в сельской местности, подлежат включению следующие периоды её работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра врачебного кабинета водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра водогрязелечения <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (1,2),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно),

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медсестра по физиотерапии <данные изъяты> (календарно).

Комиссия Пенсионного фонда также посчитала, что в специальный стаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 не могут быть включены периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты>.

Принимая указанное решение Пенсионный орган исходил из того, что осуществление медицинской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтверждено документально и в лицевом счете за ДД.ММ.ГГГГ. Прохорова Г.Н. значится как Е. ВИТ -на.

Работа в <данные изъяты> Доме детства <данные изъяты>, не может засчитана в специальный стаж, т.к. данное учреждение согласно Списку, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, а по периодам работы после 01.11.1999 Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1067 в них не предусмотрено.

Принимая решение по исковым требованиям, суд руководствуется следующими правовыми нормами.

В силу пункта 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсиях) страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (т.е. ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, может быть назначена лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

      В соответствии с разделом "Наименование должностей" названного Списка право на досрочную страховую пенсию по старости предоставленосреднему медицинскому персоналу в том числе, фельдшеру, медицинской сестре.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подп. "н" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Рассматривая требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Из пояснений представителя истца следует, что в спорный период она осуществляла лечебную деятельность: оказывала доврачебную медицинскую помощь жителям села, выполняла работу фельдшера, поскольку именно для оказания медицинской помощи организовывался медицинский пункт в селе, а не для выполнения контролирующих функций.

При таких обстоятельствах, неверное указание наименование должности не может являться основанием для исключения спорного периода из стажа, поскольку это не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.

          Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30(ред. от 28.05.2019)"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Отдельной ставки фельдшера или медицинской сестры не было (архивные справки, <данные изъяты>), что свидетельствует о том, что, будучи заведующей медицинского пункта, истец одновременно выполняла работу фельдшера.

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Учитывая характер работы истца в спорный период, неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, фельдшер (акушерка, медсестра), не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет.

Что касается исковых требований о включении в специальных стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры <данные изъяты> Дома детства <данные изъяты>, то они удовлетворению не подлежат, ввиду следующего.

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066), не предусматривал возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в детских домах, детских садах, равно как не предусматривает такую возможность и Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым предусмотрено, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью пользуется медицинская сестра, в разделе "Наименование учреждений" данного Списка такое учреждение как детский дом - детский сад не поименовано.

При таких обстоятельствах законных оснований для включения спорного периода работы в <данные изъяты> доме Детства <данные изъяты>» не имеется.

Из представленных документов следует, что на день обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости специальный стаж работы истцу, дающий право на назначение указанной пенсии не оспариваемых ответчиком и с учетом включения в него периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей Крутецким <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты> (в льготном исчислении) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 8 месяцев 13 дней.

      При таких данных доводы истца о возможности ей назначении досрочной страховой пенсии по правилам, установленным в пункте 20 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400 -ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 октября 2021 г. являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

     Исковые требования Прохоровой Г.Н. к Государственному учреждению отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Нижегородской области об отмене решения, включении периодов в специальный стаж, признании права на пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Прохоровой Галине Николаевне, <данные изъяты> следующие периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заведующей <данные изъяты>.

           В удовлетворении остальной части исковых требований Прохоровой Г.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                 А.Л. Оганесян

2-311/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прохорова Галина Николаевна
Ответчики
ГУ Отделение Пенсионного фонда России по Нижегородской области
Другие
Шатковская ЦРБ
Суд
Шатковский районный суд Нижегородской области
Судья
Оганесян Аветис Левонович
Дело на сайте суда
shatkovsky.nnov.sudrf.ru
10.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.08.2022Передача материалов судье
11.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2022Подготовка дела (собеседование)
08.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2022Судебное заседание
10.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее