ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Куринова Людмила Юрьевна,
рассмотрев 8 июля 2024 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкиной С.В. на решение судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 мая 2024 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия,
установил:
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия) Максимовой Л.В. от 19 октября 2023 г. № 92 администрация Краснослободского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 мая 2024 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, врио начальника отделения – старший судебный пристав СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкина С.В. просит вышеуказанное решение судьи отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.
В обоснование жалобы указано, что администрация не приняла все зависящие от нее меры, направленные на исполнение вступившего в законную илу судебного акта в разумный срок. Доказательств того, что должником предпринимались какие-либо действенные, исчерпывающие меры, направленные на исполнение решения суда, по материалам дела об административном правонарушении не установлено. Администрацией не доказано, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по выполнению требований судебного пристава-исполнителя. Совершенное администрацией правонарушение посягает на принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенного права гражданина. Доказательств исключительности ситуации должником не представлено.
На рассмотрение дела представитель администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, врио начальника отделения – старший судебный пристав СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкина С.В., представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 10 марта 2021 г. на администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия возложены обязанности: к действиям по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, выразившихся в несоответствии с санитарными нормами и правилами качества питьевой воды систем холодного водоснабжения с. Старое Синдрово Краснослободского муниципального района Республики Мордовия по санитарно-химическим показателям; определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности; разработать техническое задание по разработке инвестиционной программы с учетом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями со сроком реализации указанных мероприятий, обеспечивающих приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации; разработать План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, включить План в состав инвестиционной программы.
5 мая 2021 г. на основании исполнительного листа, выданного 22 апреля 2021 г. Краснослободским районным судом Республики Мордовия, серии ФС <№> по вышеуказанному гражданскому делу, постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Краснослободскому и Ельниковскому районам УФССП России по Республике Мордовия в отношении должника – администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия возбуждено исполнительное производство № 18099/21/13014-ИП.
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником его копии.
30 июня 2022 г. в связи с неисполнением требования, содержащегося в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
С 16 октября 2023 г. принудительное исполнение судебных актов осуществляет Специализированное отделение судебных приставов по Республике Мордовия ГМУ ФССП России (СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России).
Судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России 15 февраля 2024 г. вынесено постановление о назначении администрации нового срока исполнения до 28 февраля 2024 г. в то же время должник предупрежден об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
28 февраля 2024 г. составлен акт совершения исполнительных действий, из которого усматривается, что в рамках вышеуказанного исполнительного производства должником не представлены документы, подтверждающих исполнение решения суда.
В связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя 29 февраля 2024 г. в отношении администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.
Постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава СОСП по Республике Мордовия ГМУ ФССП России Федячкиной С.В. от 15 марта 2024 г. администрация Краснослободского муниципального района Республики Мордовия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии вины администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в совершении административного правонарушения. При этом администрацией приняты все необходимые меры для обеспечения исполнения данного решения.
Данный вывод судьи соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.
Согласно статье 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» техническое задание утверждается и разрабатывается органом местного самоуправления для конкретной ресурсоснабжающей организации.
Согласно материалам дела, в целях исполнения судебного решения Администрацией принято постановление № 325 от 30 августа 2022 г. «Об утверждении «Дорожной карты» по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями на территории Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия», с приложением Дорожной карты (Плана мероприятий) по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, которая согласована с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия и Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах.
08 февраля 2023 г. в адрес Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия направлено Постановление № 27 от 07 февраля 2023 г. для исполнения мероприятий и соблюдения сроков реализации, согласно внесенных изменений в план мероприятий «Дорожную карту» по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями на территории Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
В результате согласования «Дорожной карты» администрацией Старосиндровского сельского поселения с 01 марта 2023 г. проведен конкурс на право определения ресурсоснабжающей организации в сфере холодного водоснабжения на территории Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, который признан не состоявшимся ввиду отсутствия заявок.
Администрацией Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района неоднократно объявлялись конкурсы (24 мая, 3 июля, 1 августа, 21 сентября, 1 ноября 2023 г., 15 марта 2024 г.), однако в виду отсутствия заявок конкурсы признавались не состоявшимися.
Во исполнение «Дорожной карты» по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями на территории Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия постановлением администрации Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия № 27 от 01 августа 2023 г. утверждена Программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на 2023-2033 годы. Одним из технических мероприятий является установка фильтрующих устройств очистки системы водоснабжения в с. Старое Синдрово Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Также, между администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия и администрацией Старосиндровского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия ежегодно заключаются соглашения о передаче части полномочий Краснослободского муниципального района Республики Мордовия по вопросам организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации Старосиндровскому сельскому поселению Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Таким образом, в рамках реализации «Дорожной карты» по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями на территории Старосиндровского сельского поселения заложены мероприятия направленные на определение мер и реализацию конкретных мероприятий и конкретных действий по приведению качества питьевой воды, а также по разработке технического задания и инвестиционной программы, проведение производственного контроля, установление тарифа, включая сроки проведения работ.
Администрация Краснослободского муниципального района Республики Мордовия неоднократно предоставляла информацию судебному приставу-исполнителю о мерах, принятых во исполнение судебного решения.
С учетом данных обстоятельств судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования, администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия приняты все меры для обеспечения исполнения решения суда.
Реальной возможности для исполнения, содержащегося в исполнительном документе у администрации, принявшей для этого все зависящие от нее меры, не имелось и обратное не доказано. Следовательно, вина администрации городского округа Саранск в совершении административного правонарушения отсутствует.
Также верными являются выводы судьи о нарушении при производстве по делу об административном правонарушении положений статьи 25.2 КоАП Российской Федерации, поскольку к участию в деле не привлечен потерпевший (взыскатель), который не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, доводы жалобы являются несостоятельными и не влекут за собой отмену законного решения.
При таких обстоятельствах, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, судья районного суда правомерно прекратил начатое в отношении администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По этим основаниям отклоняются доводы жалобы должностного лица.
Учитывая изложенное, решение судьи районного суда является законным и по доводам жалобы должностного лица не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░