Решение по делу № 2-844/2024 от 21.06.2024

Гр. дело № 2-844/2024 34RS0018-01-2024-001381-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калачёвский районный суд, Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Евдокимовой С.А.,

при секретаре Урнтаевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач-на-Дону 11 ноября 2024 года гражданское дело по иску Щенева В.И., Щеневой Е.И., Щеневой Т.В., Щенева Р.В. к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенева Т.В., Щенев Р.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленного требования истцы указали следующее.

30 марта 2004 года на основании решения командующего СКВО от 27 июня 1995 года им, как семье военнослужащего, состоящей из четырех человек, была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Согласно ордера № 330 от 07 августа 1995 года, квартира не является служебной. Щенев В.И. являлся военнослужащим, приказом командующего 4 воздушной армией (по личному составу) № 061 от 20 апреля 1998 года уволен с военной службы с зачислением в запас по ст. 51 п.2 п.п. «а», в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы на момент увольнения Щенева В.И. в календарном исчислении составляет 27 лет 7 месяцев.

Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 года № 272-р» п. Октябрьский Калачевского района Волгоградской области был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны РФ. Таким образом, устранены препятствия для получения жителями поселка Октябрьского Калачевского района Волгоградской области права на приватизацию своего жилья.

В соответствии с приказом Министра Обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» Вторая Волгоградская КЭЧ района КЭУ СКВО Минобороны РФ реорганизовалась путем присоединения к ФКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. С 30 мая 2011 года все правоустанавливающие документы на жилой дом № 110 в п.Октябрьский были переданы в указанное Учреждение Минобороны РФ.

В настоящее время в квартире зарегистрирована и проживает их семья. Препятствия к приватизации жилья отсутствуют, так как квартира не служебная, право на приватизацию жилья ранее они не использовали.

08 мая 2024 года Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенева Т.В., Щенев Р.В. обратились в Территориальное отделение г. Волгограда филиал «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ с заявлением о заключении договора о бесплатной передачи в собственность, в порядке приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данное заявление было рассмотрено и принято решение об отказе. Изложенное послужило основанием для обращения в суд.

Истцы Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенева Т.В., Щенев Р.В. проживают и зарегистрированы в спорной квартире с 08 августа 1996 года, оплачивают коммунальные услуги, задолженности не имеется. Полагают, что с вселением в данное жилое помещение у них возникло право на приватизацию указанной квартиры: квартира находится в оперативном управлении данного учреждения, к служебному жилому помещению не относится, жилое помещение было получено по ордеру № 330 от 07 августа 1995 года. Ранее они свое право на приватизацию жилого помещения не использовали. Других лиц, претендующих на приватизацию указанной квартиры, не имеется. Учитывая, что они были вселены в спорное жилое помещение в установленном законом порядке на постоянной основе, имеются все основания признания за ними, права постоянного пользования на условиях социального найма.

Истец Щенева Т.В. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования. Пояснила, что имеющийся ордер является основанием для вселения в жилое помещение и основанием для заключения договора социального найма. Заключение договора социального найма является производным от предоставления соответствующего жилья по ордеру. При имеющейся продолжительности военной службы её отец Щенев В.И. имел право на получение жилья на условиях социального найма, которое было реализовано путем предоставления членам их семьи спорной квартиры в п.Октябрьский по ордеру. Доказательств того, что квартира относится к специализированному фонду не представлено в суд.

Истцы Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенев Р.В. в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, требования поддерживают.

Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ», надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, просит в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие.

Представители ответчика Министерства обороны РФ в лице ФГКУ «Южного регионального управления правового обеспечения» Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, причины не явки не известны.

Представители третьих лиц – администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области, администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, третье лицо Щенева В.А. в судебное заедание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца Щеневу Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 4 настоящего закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР (действующего на момент предоставления жилого помещения) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

На основании статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2).

Из абзаца 20 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" усматривается, что выписки из решений о предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно, выданные военнослужащим гражданам, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, являются основанием для государственной регистрации права собственности указанных лиц и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия на предоставленные жилые помещения. Форма выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и форма акта приема-передачи жилого помещения определяются Правительством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 201-ФЗ).

В силу части 6 приведенной статьи военнослужащие граждане, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вправе приобрести в собственность в порядке приватизации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения, за исключением жилых помещений в закрытых военных городках. Передача указанным гражданам, а также лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в порядке приватизации осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (в ред. Федеральных законов от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ, от 14 июля 2022 года N 282-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Щенев В.И. являлся военнослужащим с 01 августа 1970 года.

07 августа 1995 года Вторая Волгоградская КЭЧ района КЭУ СКВО предоставила военнослужащему Щеневу В.И. с учетом членов его семьи: супруги Щеневой Е.И., сына Щенева Р.В., дочери Щеневой Т.В., на основании решения командующего СКВО от 27 июня 1995 года двухкомнатную квартиру в бессрочное владение и пользование, общей площадью 56,17 кв.м., жилой площадью 31,26 кв.м., по адресу: <адрес>.

07 августа 1995 года был выдан одер № 330 на жилое помещение, предоставленное военнослужащему Щеневу В.И., где последний указан как наниматель этого жилого помещения.

20 апреля 1998 года Щенев В.И. был уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В спорном жилом помещении, расположенным по адресу: <адрес>, с 1996 года зарегистрированы и постоянно проживают наниматель Щенев В.И. и его члены семьи: супруга Щенева Е.И., сын Щенев Р.В., дочь Щенева Т.В., а также внучка Щенева В.А. (с 07 октября 2002 года).

Третье лицо Щенева В.А. представила нотариально удостоверенное согласие на приватизацию спорной квартиры истцами.

Спорная квартира относится к государственному жилищному фонду, передана в оперативное управление ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений».

Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29 июля 2021 года № 2378 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ право оперативного управления на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» прекращено и закреплено за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ.

Документы об отнесении указанного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в отделе обеспечения специализированными жилыми помещениями филиала «Южный» ФГАУ отсутствуют.

08 мая 2024 года Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенева Т.В., Щенев Р.В. обратились в Территориальное отделение г. Волгограда филиал «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ с заявлением о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность в порядке приватизации.

Решением ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ Филиал «Южный» № 41 от 30 мая 2024 года в удовлетворении заявления Щенева В.И., Щеневой Е.И., Щеневой Т.В., Щенева Р.В. отказано.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение – квартира № 71 в доме № 110 п. Октябрьский Калачевского района Волгоградской области находится в собственности Российской Федерации и принадлежит на праве оперативного управления с 29 июля 2021 года Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (сокращенное наименование ФГАУ "Росжилкомплекс").

Согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 2022 года N 676 решение о передаче жилых помещений в собственность принимается ФГАУ "Росжилкомплекс".

Указанный уполномоченный орган решения о передаче спорной квартиры в собственность истца не принимал.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Щеневу В.И. и членам его семьи, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Между тем, спорная квартира является федеральной собственностью и предназначена для обеспечения военнослужащих жилым помещением на время прохождения военной службы, то есть фактически относится к специальному служебному жилищному фонду. В данном случае основания для предоставления семье военнослужащего квартиры на условиях договора социального найма не имеется, поскольку, как следует из представленных материалов, Щенев В.И. до получения спорного жилого помещения на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий не состоял, спорное жилое помещение предоставлялось истцу и членам его семьи в связи с военной службой, а не в порядке очереди в связи с нуждаемостью в жилье.

Постановление администрации Советского сельского поселения № 56 от 24 июля 2014 года о признании Щенева В.И, составом семьи 5 человек по дате подачи заявления – 10 июля 2014 года, категория «Ветеран боевых действий», нуждающимся в улучшении жилищных условий вынесено гораздо позже предосталвения спорного жилого помещения.

Решение об обеспечении Щенева В.И. жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует, спорное жилое помещение предоставлено истцу решением начальника 2-й Волгоградской КЭЧ района, как военнослужащему.

При этом у начальника 2-й Волгоградской КЭЧ района полномочия на заключение договора социального найма отсутствовали.

При таких обстоятельствах, доводы иска том, что семья Щеневых занимают спорное жилое помещение фактически по договору социального найма и имеют в связи с этим право на приватизацию квартиры, не могут быть состоятельными.

Ссылка истцов на то обстоятельство, что пользование квартирой их семья осуществляла на условиях договора социального найма, суд признает несостоятельной, поскольку названный договор с ними не заключался, из имеющихся материалов не следует, что переданная в пользование квартира предоставлялась по договору социального найма.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Щенева В.И., Щеневой Е.И., Щеневой Т.В., Щенева Р.В. к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Щенева В.И., Щеневой Е.И., Щеневой Т.В., Щенева Р.В. к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд, через Калачевский районный суд, в течение месяца, со времени изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Евдокимова

Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2024 года.

Председательствующий С.А. Евдокимова

Гр. дело № 2-844/2024 34RS0018-01-2024-001381-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калачёвский районный суд, Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Евдокимовой С.А.,

при секретаре Урнтаевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач-на-Дону 11 ноября 2024 года гражданское дело по иску Щенева В.И., Щеневой Е.И., Щеневой Т.В., Щенева Р.В. к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенева Т.В., Щенев Р.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленного требования истцы указали следующее.

30 марта 2004 года на основании решения командующего СКВО от 27 июня 1995 года им, как семье военнослужащего, состоящей из четырех человек, была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Согласно ордера № 330 от 07 августа 1995 года, квартира не является служебной. Щенев В.И. являлся военнослужащим, приказом командующего 4 воздушной армией (по личному составу) № 061 от 20 апреля 1998 года уволен с военной службы с зачислением в запас по ст. 51 п.2 п.п. «а», в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы на момент увольнения Щенева В.И. в календарном исчислении составляет 27 лет 7 месяцев.

Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 года № 272-р» п. Октябрьский Калачевского района Волгоградской области был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны РФ. Таким образом, устранены препятствия для получения жителями поселка Октябрьского Калачевского района Волгоградской области права на приватизацию своего жилья.

В соответствии с приказом Министра Обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» Вторая Волгоградская КЭЧ района КЭУ СКВО Минобороны РФ реорганизовалась путем присоединения к ФКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. С 30 мая 2011 года все правоустанавливающие документы на жилой дом № 110 в п.Октябрьский были переданы в указанное Учреждение Минобороны РФ.

В настоящее время в квартире зарегистрирована и проживает их семья. Препятствия к приватизации жилья отсутствуют, так как квартира не служебная, право на приватизацию жилья ранее они не использовали.

08 мая 2024 года Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенева Т.В., Щенев Р.В. обратились в Территориальное отделение г. Волгограда филиал «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ с заявлением о заключении договора о бесплатной передачи в собственность, в порядке приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данное заявление было рассмотрено и принято решение об отказе. Изложенное послужило основанием для обращения в суд.

Истцы Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенева Т.В., Щенев Р.В. проживают и зарегистрированы в спорной квартире с 08 августа 1996 года, оплачивают коммунальные услуги, задолженности не имеется. Полагают, что с вселением в данное жилое помещение у них возникло право на приватизацию указанной квартиры: квартира находится в оперативном управлении данного учреждения, к служебному жилому помещению не относится, жилое помещение было получено по ордеру № 330 от 07 августа 1995 года. Ранее они свое право на приватизацию жилого помещения не использовали. Других лиц, претендующих на приватизацию указанной квартиры, не имеется. Учитывая, что они были вселены в спорное жилое помещение в установленном законом порядке на постоянной основе, имеются все основания признания за ними, права постоянного пользования на условиях социального найма.

Истец Щенева Т.В. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования. Пояснила, что имеющийся ордер является основанием для вселения в жилое помещение и основанием для заключения договора социального найма. Заключение договора социального найма является производным от предоставления соответствующего жилья по ордеру. При имеющейся продолжительности военной службы её отец Щенев В.И. имел право на получение жилья на условиях социального найма, которое было реализовано путем предоставления членам их семьи спорной квартиры в п.Октябрьский по ордеру. Доказательств того, что квартира относится к специализированному фонду не представлено в суд.

Истцы Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенев Р.В. в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, требования поддерживают.

Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ», надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, просит в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие.

Представители ответчика Министерства обороны РФ в лице ФГКУ «Южного регионального управления правового обеспечения» Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, причины не явки не известны.

Представители третьих лиц – администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области, администрации Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области, третье лицо Щенева В.А. в судебное заедание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца Щеневу Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 4 настоящего закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР (действующего на момент предоставления жилого помещения) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

На основании статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2).

Из абзаца 20 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" усматривается, что выписки из решений о предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно, выданные военнослужащим гражданам, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, являются основанием для государственной регистрации права собственности указанных лиц и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия на предоставленные жилые помещения. Форма выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и форма акта приема-передачи жилого помещения определяются Правительством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 201-ФЗ).

В силу части 6 приведенной статьи военнослужащие граждане, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вправе приобрести в собственность в порядке приватизации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения, за исключением жилых помещений в закрытых военных городках. Передача указанным гражданам, а также лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в порядке приватизации осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (в ред. Федеральных законов от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ, от 14 июля 2022 года N 282-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Щенев В.И. являлся военнослужащим с 01 августа 1970 года.

07 августа 1995 года Вторая Волгоградская КЭЧ района КЭУ СКВО предоставила военнослужащему Щеневу В.И. с учетом членов его семьи: супруги Щеневой Е.И., сына Щенева Р.В., дочери Щеневой Т.В., на основании решения командующего СКВО от 27 июня 1995 года двухкомнатную квартиру в бессрочное владение и пользование, общей площадью 56,17 кв.м., жилой площадью 31,26 кв.м., по адресу: <адрес>.

07 августа 1995 года был выдан одер № 330 на жилое помещение, предоставленное военнослужащему Щеневу В.И., где последний указан как наниматель этого жилого помещения.

20 апреля 1998 года Щенев В.И. был уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В спорном жилом помещении, расположенным по адресу: <адрес>, с 1996 года зарегистрированы и постоянно проживают наниматель Щенев В.И. и его члены семьи: супруга Щенева Е.И., сын Щенев Р.В., дочь Щенева Т.В., а также внучка Щенева В.А. (с 07 октября 2002 года).

Третье лицо Щенева В.А. представила нотариально удостоверенное согласие на приватизацию спорной квартиры истцами.

Спорная квартира относится к государственному жилищному фонду, передана в оперативное управление ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений».

Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29 июля 2021 года № 2378 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ право оперативного управления на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» прекращено и закреплено за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ.

Документы об отнесении указанного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в отделе обеспечения специализированными жилыми помещениями филиала «Южный» ФГАУ отсутствуют.

08 мая 2024 года Щенев В.И., Щенева Е.И., Щенева Т.В., Щенев Р.В. обратились в Территориальное отделение г. Волгограда филиал «Южный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ с заявлением о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность в порядке приватизации.

Решением ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ Филиал «Южный» № 41 от 30 мая 2024 года в удовлетворении заявления Щенева В.И., Щеневой Е.И., Щеневой Т.В., Щенева Р.В. отказано.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение – квартира № 71 в доме № 110 п. Октябрьский Калачевского района Волгоградской области находится в собственности Российской Федерации и принадлежит на праве оперативного управления с 29 июля 2021 года Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (сокращенное наименование ФГАУ "Росжилкомплекс").

Согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 2022 года N 676 решение о передаче жилых помещений в собственность принимается ФГАУ "Росжилкомплекс".

Указанный уполномоченный орган решения о передаче спорной квартиры в собственность истца не принимал.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Щеневу В.И. и членам его семьи, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.

По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.

Между тем, спорная квартира является федеральной собственностью и предназначена для обеспечения военнослужащих жилым помещением на время прохождения военной службы, то есть фактически относится к специальному служебному жилищному фонду. В данном случае основания для предоставления семье военнослужащего квартиры на условиях договора социального найма не имеется, поскольку, как следует из представленных материалов, Щенев В.И. до получения спорного жилого помещения на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий не состоял, спорное жилое помещение предоставлялось истцу и членам его семьи в связи с военной службой, а не в порядке очереди в связи с нуждаемостью в жилье.

Постановление администрации Советского сельского поселения № 56 от 24 июля 2014 года о признании Щенева В.И, составом семьи 5 человек по дате подачи заявления – 10 июля 2014 года, категория «Ветеран боевых действий», нуждающимся в улучшении жилищных условий вынесено гораздо позже предосталвения спорного жилого помещения.

Решение об обеспечении Щенева В.И. жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует, спорное жилое помещение предоставлено истцу решением начальника 2-й Волгоградской КЭЧ района, как военнослужащему.

При этом у начальника 2-й Волгоградской КЭЧ района полномочия на заключение договора социального найма отсутствовали.

При таких обстоятельствах, доводы иска том, что семья Щеневых занимают спорное жилое помещение фактически по договору социального найма и имеют в связи с этим право на приватизацию квартиры, не могут быть состоятельными.

Ссылка истцов на то обстоятельство, что пользование квартирой их семья осуществляла на условиях договора социального найма, суд признает несостоятельной, поскольку названный договор с ними не заключался, из имеющихся материалов не следует, что переданная в пользование квартира предоставлялась по договору социального найма.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Щенева В.И., Щеневой Е.И., Щеневой Т.В., Щенева Р.В. к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Щенева В.И., Щеневой Е.И., Щеневой Т.В., Щенева Р.В. к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд, через Калачевский районный суд, в течение месяца, со времени изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Евдокимова

Решение в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2024 года.

Председательствующий С.А. Евдокимова

2-844/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Щенев Владимир Иванович
Щенев Роман Владимирович
Щенева Елена Ивановна
Щенева Татьяна Владимировна
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФГАУ «Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ
Другие
Щенева Виктория Александровна
Суд
Калачевский районный суд Волгоградской области
Судья
Евдокимова С.А.
Дело на сайте суда
kalah.vol.sudrf.ru
21.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
06.09.2024Судебное заседание
17.10.2024Судебное заседание
11.11.2024Судебное заседание
22.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее