Решение по делу № 2-869/2022 (2-7975/2021;) от 26.07.2021

                 ДД.ММ.ГГГГ года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи    Вишневецкой О.М.,

с участием прокурора        Даниловской Е.В.,

при секретаре            Шипиловой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> об обязании произвести определенные действия,

установил:

прокурор обратился в суд с иском об обязании <данные изъяты>" в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1, до достижения нормативов водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В обоснование иска <данные изъяты> ссылается на то, что что ответчик осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора водоотведения, заключенного с <данные изъяты>. Результатами анализа проб сточных зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системе водоотведения Санкт-Петербурга.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Представитель <данные изъяты> в суд не явился, о дате судебного заседания извещён по правилам ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ /л.д. 110/, ранее возражал, ссылаясь на то, что после получения представления прокурора ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией была произведена очистка сточных вод, после чего претензий от <данные изъяты> о ненадлежащем качестве воды не поступало; арендатор <данные изъяты> произвело мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1, по итогам мероприятий <данные изъяты> провело исследование проб водыДД.ММ.ГГГГ, требования нормативов водоотведения соблюдены /л.д. 55/.

Представитель третьего лица <данные изъяты> в суд не явился, о дате судебного заседания извещён по правилам ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ /л.д. 52,115/.

<данные изъяты> представил отзыв, в котором исковые требования поддерживает, ссылаясь на то, что по условиям заключённого с ответчиком договора от ДД.ММ.ГГГГ. абонент обязуется осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод, нормативов водоотведения по качеству сточных вод; аналогичная обязанность закреплена в п.111 Правил . По результатам аналитических измерений проб сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано превышение требований к составу и свойствам сточных вод- превышение допустимой концентрации железа /л.д. 72/.

В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

С учетом вышеизложенного, неявка ответчика и третьих лиц в судебное заседание не может являться уважительной причиной отложения рассмотрения дела, поскольку судом приняты все необходимые меры к его заблаговременному извещению как участника процесса о дате рассмотрения дела. Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 11 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – закон N 52-ФЗ), юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <адрес>.

В <адрес> поступила информация <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о результатах анализа проб сточных вод <данные изъяты>" в систему коммунальной канализации по адресу: <адрес> согласно которой Общество допустило сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (превышение железа) в централизованные системы водоотведения.

Результатами анализа проб сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системе водоотведения Санкт-Петербурга. <данные изъяты>" превышены предельно допустимые концентрации химических веществ в сточных водах. <адрес>) <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес Общества внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды /л.д. 23/. В ответе на указанное представление Общество сообщило о принятых мерах по улучшению качества сточных вод /л.д. 26/. Однако эффективность проводимых Обществом мероприятий не подтверждено результатом исследований отбора проб.

По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>" нежилые помещения по адресу: <адрес> переданы в пользование <данные изъяты>

По акту от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>" приняты работы по зачистке и замыву солей канализации /л.д. 63/.

Ответчик представил незаверенную надлежащим образом копию протокола результатов исследования проб сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ, проведённых <данные изъяты> /л.д. 64/. Превышения предельно допустимой концентрации химических веществ в сточных водах не обнаружено. В протоколе не указан адрес выпуска сточных вод, где забирались пробы. Документы, подтверждающие полномочия и квалификацию специалистов ответчиком не представлено. Для определения фактических показателей состава и свойств сточных вод …отбор проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией (п.23 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Правила ).

По результатам аналитических измерений проб сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ (акт отбора проб ) <данные изъяты>" зафиксировано превышение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения, а именно: превышение допустимой концентрации железа. При допустимой концентрации <данные изъяты>/.

ДД.ММ.ГГГГ Ответчику направлено уведомление о результатах аналитических измерений проб и сообщено о необходимости выяснить причины сверхнормативного сброса /л.д. 85/.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд установил факт нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и пришёл к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по проведению мероприятий, направленных на повышение эффективности работы эксплуатируемых очистных сооружений.

В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Из статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании п. 1,2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно пунктам 5 и 6 Правил N 728, организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.

В соответствии Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от ДД.ММ.ГГГГ (далее -Правила ) "локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.

Пунктом 1.4 указанных Правил установлено, что правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единицах, обязательны для <данные изъяты> а также для абонентов (заказчиков) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Согласно п. 1.5 Правил N , системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.

Согласно п. 5.1 указанных Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.

В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N , организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Из пункта названных Правил следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.

Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.

На основании п. 116 Правил абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4.

Таким образом, только полное соблюдение абонентом установленных ему нормативов водоотведения гарантирует соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, то есть отсутствие загрязнения водного объекта.

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание, что централизованные системы коммунальной канализации организаций ВКХ предназначены для приема и очистки сбрасываемых населением бытовых сточных вод, сброс ответчиком в систему коммунальной канализации специфических загрязняющих веществ без локальной очистки с превышением установленных нормативов приводит к загрязнению водного объекта.

В ходе рассмотрения дела ответчиком доказательств, опровергающих результаты проведенной прокуратурой проверки, не представлено.

Обязанность по контролю за деятельностью субабонентов возложена исключительно на абонента (ответчика), что установлено договором N 14-49927/10-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, в силу которого абонент обязуется соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимитов водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленных Правилами, иными нормативно-правовыми актами и разрешительной документацией Предприятия; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод.

Именно ответчик обязан провести мероприятия, направленные на повешение качества сточных вод, учитывая, что договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ заключен именно с ООО "Балтком". В случае возникновения у ответчика на стадии исполнения решения суда спора относительно обязанностей арендаторов по несению расходов, связанных с повышением качества сточных вод, ООО "Балтком" не лишено возможности разрешить данный вопрос непосредственно с субабонентами.

Срок для проведения мероприятий в 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу является достаточным разумным и справедливым.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать <данные изъяты>" в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске <адрес> до достижения нормативов водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N

Взыскать с <данные изъяты> госпошлину в бюджет Санкт-Петербурга в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья:

Решение принято в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ

2-869/2022 (2-7975/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Невского района Санкт-Петербурга
Ответчики
ООО "Балтком"
Другие
ГУП "Водоканал"
ООО "Фили-Бейкер"
Суд
Невский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Вишневецкая Оксана Михайловна
Дело на сайте суда
nvs.spb.sudrf.ru
26.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2021Передача материалов судье
27.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.09.2021Предварительное судебное заседание
27.10.2021Предварительное судебное заседание
08.12.2021Предварительное судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
02.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее