№ ДД.ММ.ГГГГ года
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Вишневецкой О.М.,
с участием прокурора Даниловской Е.В.,
при секретаре Шипиловой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> об обязании произвести определенные действия,
установил:
прокурор обратился в суд с иском об обязании <данные изъяты>" в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1, до достижения нормативов водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В обоснование иска <данные изъяты> ссылается на то, что что ответчик осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора водоотведения, заключенного с <данные изъяты>. Результатами анализа проб сточных зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системе водоотведения Санкт-Петербурга.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель <данные изъяты> в суд не явился, о дате судебного заседания извещён по правилам ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ /л.д. 110/, ранее возражал, ссылаясь на то, что после получения представления прокурора ДД.ММ.ГГГГ подрядной организацией была произведена очистка сточных вод, после чего претензий от <данные изъяты> о ненадлежащем качестве воды не поступало; арендатор <данные изъяты> произвело мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1, по итогам мероприятий <данные изъяты> провело исследование проб водыДД.ММ.ГГГГ, требования нормативов водоотведения соблюдены /л.д. 55/.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в суд не явился, о дате судебного заседания извещён по правилам ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ /л.д. 52,115/.
<данные изъяты> представил отзыв, в котором исковые требования поддерживает, ссылаясь на то, что по условиям заключённого с ответчиком договора от ДД.ММ.ГГГГ. абонент обязуется осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод, нормативов водоотведения по качеству сточных вод; аналогичная обязанность закреплена в п.111 Правил №. По результатам аналитических измерений проб сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано превышение требований к составу и свойствам сточных вод- превышение допустимой концентрации железа /л.д. 72/.
В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом вышеизложенного, неявка ответчика и третьих лиц в судебное заседание не может являться уважительной причиной отложения рассмотрения дела, поскольку судом приняты все необходимые меры к его заблаговременному извещению как участника процесса о дате рассмотрения дела. Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 11 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – закон N 52-ФЗ), юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора водоотведения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <адрес>.
В <адрес> поступила информация <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о результатах анализа проб сточных вод <данные изъяты>" в систему коммунальной канализации по адресу: <адрес> согласно которой Общество допустило сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (превышение железа) в централизованные системы водоотведения.
Результатами анализа проб сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод в системе водоотведения Санкт-Петербурга. <данные изъяты>" превышены предельно допустимые концентрации химических веществ в сточных водах. <адрес>) <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес Общества внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды /л.д. 23/. В ответе на указанное представление Общество сообщило о принятых мерах по улучшению качества сточных вод /л.д. 26/. Однако эффективность проводимых Обществом мероприятий не подтверждено результатом исследований отбора проб.
По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>" нежилые помещения по адресу: <адрес> переданы в пользование <данные изъяты>
По акту от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>" приняты работы по зачистке и замыву солей канализации /л.д. 63/.
Ответчик представил незаверенную надлежащим образом копию протокола результатов исследования проб сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ, проведённых <данные изъяты> /л.д. 64/. Превышения предельно допустимой концентрации химических веществ в сточных водах не обнаружено. В протоколе не указан адрес выпуска сточных вод, где забирались пробы. Документы, подтверждающие полномочия и квалификацию специалистов ответчиком не представлено. Для определения фактических показателей состава и свойств сточных вод …отбор проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией (п.23 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Правила №).
По результатам аналитических измерений проб сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ (акт отбора проб №) <данные изъяты>" зафиксировано превышение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения, а именно: превышение допустимой концентрации железа. При допустимой концентрации <данные изъяты>/.
ДД.ММ.ГГГГ Ответчику направлено уведомление о результатах аналитических измерений проб и сообщено о необходимости выяснить причины сверхнормативного сброса /л.д. 85/.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд установил факт нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и пришёл к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по проведению мероприятий, направленных на повышение эффективности работы эксплуатируемых очистных сооружений.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Из статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1,2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно пунктам 5 и 6 Правил N 728, организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.
В соответствии Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от ДД.ММ.ГГГГ № (далее -Правила №) "локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.
Пунктом 1.4 указанных Правил установлено, что правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единицах, обязательны для <данные изъяты> а также для абонентов (заказчиков) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 1.5 Правил N №, системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.
Согласно п. 5.1 указанных Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Из пункта № названных Правил следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
На основании п. 116 Правил абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4.
Таким образом, только полное соблюдение абонентом установленных ему нормативов водоотведения гарантирует соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, то есть отсутствие загрязнения водного объекта.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание, что централизованные системы коммунальной канализации организаций ВКХ предназначены для приема и очистки сбрасываемых населением бытовых сточных вод, сброс ответчиком в систему коммунальной канализации специфических загрязняющих веществ без локальной очистки с превышением установленных нормативов приводит к загрязнению водного объекта.
В ходе рассмотрения дела ответчиком доказательств, опровергающих результаты проведенной прокуратурой проверки, не представлено.
Обязанность по контролю за деятельностью субабонентов возложена исключительно на абонента (ответчика), что установлено договором N 14-49927/10-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, в силу которого абонент обязуется соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимитов водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленных Правилами, иными нормативно-правовыми актами и разрешительной документацией Предприятия; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
Именно ответчик обязан провести мероприятия, направленные на повешение качества сточных вод, учитывая, что договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ заключен именно с ООО "Балтком". В случае возникновения у ответчика на стадии исполнения решения суда спора относительно обязанностей арендаторов по несению расходов, связанных с повышением качества сточных вод, ООО "Балтком" не лишено возможности разрешить данный вопрос непосредственно с субабонентами.
Срок для проведения мероприятий в 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу является достаточным разумным и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать <данные изъяты>" в течение 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске <адрес> до достижения нормативов водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №
Взыскать с <данные изъяты> госпошлину в бюджет Санкт-Петербурга в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья:
Решение принято в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ