Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Брянск 10 ноября 2017 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Петрякова А.В.,
РїСЂРё секретаре Аториной Р.Рђ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МУ Мичуринская сельская администрация к судебному приставу-исполнителю ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О. Н. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
МУ Мичуринская сельская администрация обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что 16 января 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области в отношении должника МУ Мичуринской сельской администрации возбуждено исполнительное производство № об обязании обустройства участка автомобильной дороги на основании исполнительного листа ФС №, выданного Брянским районным судом по гражданскому делу № 2-1458/2016.
В рамках указанного исполнительного производства, в связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем 31 августа 2017 года вынесено постановление о взыскании с МУ Мичуринская сельская администрация исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Ссылаясь на тот факт, что выполнение работ по исполнению решения суда предусматривает совершение ряда последовательных организационных, технических, правовых мероприятий, в связи чем не возможно в срок добровольно исполнить исполнительный документ, просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Дивисенко О.Н. о взыскании исполнительского сбора от 31.08.2017 года № и освободить Мичуринскую администрацию от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от 16.01.2017 года №.
В судебном заседании представитель административного истца МУ Мичуринская сельская администрация не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, имеется ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью в другом процессе.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О.Н., представитель заинтересованного лица - УФССП России по Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела без их участия не представили. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Р’ судебном заседании установлено Рё подтверждено материалами дела, что вступившим РІ законную силу решением Брянского районного СЃСѓРґР° Брянской области РѕС‚ 07 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2016 РіРѕРґР° РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Брянского района Брянской области РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє РњРЈ Мичуринская сельская администрация Брянского района Брянской области, администрации Брянского района Брянской области Рѕ понуждении Рє совершению действий РЅР° РњРЈ Мичуринская сельская администрация возложена обязанность обустроить участок автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё, проходящий РїРѕ СѓР». Тамбовской РІ Рґ. Колтово Брянского района Брянской области, прилегающий Рє территории МБОУ «Колтовская РћРћРЁВ», дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», горизонтальной разметкой 1.14.2 «Зебра», дорожными знаками 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», техническими сооружениями, препятствующими скоростному движению (искусственными неровностями), Рё дорожными знаками 1.17 «Приближение Рє искусственной неровности», 5.20 В«Рскусственная неровность»; РІ соответствии СЃ государственными стандартами РІ сфере безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения восстановить поперечный профиль Рё ровность проезжей части РґРѕСЂРѕРі СЃ грунтовым покрытием РІ Рґ. Колтово Брянского района Брянской области, проходящих РѕС‚ СѓР». Полевой РґРѕ кладбища, РѕС‚ РґРѕРјР° в„– 10 РґРѕ РґРѕРјР° в„– 1 РїРѕ СѓР». Центральной, РїРѕ СѓР». Рљ. Маркса, РїРѕ СѓР». Локтюшина; оборудовать стационарным электрическим освещением РґРѕСЂРѕРіРё СЃ грунтовым покрытием РІ Рґ. Колтово Брянского района Брянской области, проходящие РїРѕ СѓР». Центральной, РїРѕ СѓР». Рљ. Маркса, РїРѕ СѓР». Западной РѕС‚ РґРѕРјР° в„– 6 РґРѕ РґРѕРјР° в„– 15, РїРѕ СѓР». Тамбовской РѕС‚ РґРѕРјР° в„– 3 РґРѕ РґРѕРјР° в„– 8, РїРѕ СѓР». Дружбы, РїРѕ СѓР». Луговой РѕС‚ РґРѕРјР° в„– 1 РґРѕ РґРѕРјР° в„– 3, РїРѕ пер. Луговому; устранить разрушения РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ одежды РїРѕ СѓР». Тамбовской близ пересечения СЃ СѓР». Полевой РІ Рґ. Колтово Брянского района Брянской области.
16 января 2017 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области в отношении должника МУ Мичуринская сельская администрация возбуждено исполнительное производство №. Должнику предложено в 5-дневный срок с момента получения постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, других непредвиденных и непреодолимых препятствий должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда от 07 ноября 2016 года должником не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 31 августа 2017 года вынесено постановление о взыскании с МУ Мичуринская сельская администрация исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности РѕС‚ взыскания РјРѕРіСѓС‚ являться только обстоятельства непреодолимой силы (Рї. 3 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤). Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 1 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° (Рї. 75 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 50 «О применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства»).
Доказательств наличия чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, которые бы свидетельствовали об объективной невозможности исполнить вступившее в законную силу решение суда, МУ Мичуринской сельской администрацией не представлено.
Как следует РёР· материалов дела, после вынесения решения СЃСѓРґР° 14.07.2017 РіРѕРґР° Брянский Р РРЎ согласовал РњРЈ Мичуринская сельская администрация рабочий проект в„– 41394469-2017-07 «Технологическое присоединение уличного освещения, РїРѕ адресу: Брянская область, Брянский район, Рґ. Колтово, СѓР». Центральная». РљСЂРѕРјРµ того, между РњРЈ Мичуринская сельская администрация (заказчиком) Рё РћРћРћ «Дорожник» (подрядчиком) был заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ в„–43/2017 РѕС‚ 21 августа 2017 РіРѕРґР° РЅР° выполнение работ РїРѕ составлению дефектной ведомости Рё разработке сметной документации РїРѕ объекту: ремонт автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕ СѓР». Тамбовская РІ Рґ. Колтово Брянского района Брянской области.
Вместе с тем доказательств того, что принятые меры являются исчерпывающими и достаточными для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, должником не представлено.
Доводы административного истца Рѕ дефиците бюджета РІ рассматриваемом деле РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть приняты СЃСѓРґРѕРј РІРѕ внимание, поскольку данные обстоятельства сами РїРѕ себе основаниями для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅРµ являются. Рных требований РњРЈ Мичуриснкой сельской администрацией РЅРµ заявлено.
Суд так же принимает во внимание, что МУ Мичуринская сельская администрация не обращалась в орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда от 07 ноября 2016 года, до возбуждения исполнительного производства.
Учитывая приведенные нормы закона и установленные по делу обстоятельства, оснований для удовлетворения заявленных МУ Мичуриснкой сельской администрацией требований не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска МУ Мичуринская сельская администрация к судебному приставу-исполнителю ОСП по Брянскому и Жирятинскому районам УФССП России по Брянской области Дивисенко О. Н. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Петряков
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2017 года