Решение по делу № 2-1027/2019 от 28.10.2019

К делу 2-1027/19

23RS0046-01-2019-001045-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2019 года      г. Славянск-на-Кубани

         Славянский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Рябоконевой Н.А.,

с участием:

представителя истца – администрации МО Славянский район Краснодарского края по доверенности Стец Е.А.,

представителя ответчика Григоренко Т.А. – по доверенности Шулаевой С.В.,

представителя третьего лица- Управления архитектуры администрации МО Славянский район по доверенности Смирнова И.А.,

при секретаре Харькине Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края к Григоренко Т.А. об устранении нарушений законодательства, признании крытой площадки для хранения продукции самовольной постройкой и ее сносе,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования Славянский район Краснодарского края обратилась в Славянский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Григоренко Т.А. об устранении нарушений законодательства, признании крытой площадки для хранения продукции самовольной постройкой и ее сносе; запрете строительства и регистрации сделок с земельным участком, по тем основаниям, что в администрацию МО Славянский район поступило представление Славянского межрайонного прокурора об устранении нарушений требований законодательства, согласно которому, в результате проведенной проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, был снят в марте 2019г. с Государственного кадастрового учета. В результате его раздела был образован земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, который находится в собственности у ответчика. В ходе проверки на указанном земельном участке был выявлен объект капитального строительства - крытая площадка из металлопрофиля площадью 1767,7 кв.м для хранения продукции с кадастровым номером <...>, которая была возведена в 2017г. без получения разрешения на строительство и является самовольной постройкой:, выстроенная. Согласно правил землепользования и застройки Петровского сельского поселения Славянского района, утвержденных решением № 10 Совета Петровского сельского поселения Славянского района от 17.12.2013, земельный участок по адресу: <...>, расположен в зоне сельскохозяйственного производства (СХ-2). Разрешений на строительство зданий на указанном земельном участке администрацией МО Славянский район не выдавалось. Поэтому выстроенная на нем крытая площадка для хранения продукции является самовольно выстроенным объектом капитального строительства и подлежит сносу. Грубое несоблюдение Григоренко Т.А. при строительстве объекта капитального строительства требований Правил землепользования и застройки, краевых и федеральных законов, ГК РФ, ЗК РФ, требует защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В этой связи, просит признать крытую площадку для хранения продукции с кадастровым номером <...>, расположенную на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, самовольной постройкой? обязав Григоренко Т.А. снести её за свой счет.

В судебном заседании представитель администрации МО Славянский район по доверенности Стец Е.А. поддержав исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Григоренко Т.А. по доверенности Шулаева С.В., не признав исковые требования в полном объеме, просила суд в удовлетворении исковых требований администрации МО Славянский район отказать по тем основаниям, что с 2013г. К.З.М. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с находящимися на нем объектами недвижимости: здание механической мастерской 1969 года постройки кадастровый <...>; здание склада с навесом для техники, 1969 года постройки кадастровый <...>, здание склада, 1969 года постройки кадастровый <...>, здание столовой, 1969 года постройки кадастровый <...>, здание мастерской, 1969 года постройки кадастровый <...>, здание конторы, 1969 года постройки кадастровый <...> и здание заправочной, 1969 года постройки кадастровый <...>. Указанный земельный участок входил в зону СХ-2 для сельскохозяйственного производства. Код вида разрешенного использования 1.15. позволяет размещение на нем зданий, сооружении, используемых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. В 2017г. К.З.М. возвела на нем объекты вспомогательного назначения: сооружение сезонного хранения площадью 1022 кв.м кадастровый <...>, крытую площадку для хранения продукции площадью 3002,2 кв.м кадастровый <...>, крытую площадку для хранения продукции площадью 1767,7 кв.м кадастровый <...>. Градостроительный кодекс РФ не содержит определение объекта вспомогательного использования. Вместе с тем, основными критериями определения таких объектов, как объектов вспомогательного использования, является принадлежность их к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект являются вспомогательным и для обслуживания которого он построен. Согласно п. 10 ст. 4 ФЗ РФ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009, к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1059-ст национальным стандартом РФ - ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» (действовавшим в период проектирования и строительства спорного объекта), к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей. Согласно п. 1 ст. 25.3 ФЗ РФ N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдача разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (п. 3 ст. 25.3). Обязанности по заполнению декларации возложены на самого правообладателя. При этом, объект недвижимости, описанный в декларации, будет поставлен на кадастровый учет именно с теми характеристиками (вид объекта, материал стен, площадь, этажность и т.д.), которые были указаны правообладателем. На основании п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер. В этой связи, для регистрации права собственности за К.З.М. на спорный объект недвижимости – крытую площадку для хранения продукции площадью 1767,7 кв.м, в органы Росреестра ею были представлены Декларация об объекте недвижимости, документ подтверждающий право собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> кв.м и заключение № 30 от 30.10.2017, выданное ООО «Информпроект» (ИНН 2349025811, КПП 234901001, ОГРН 1052327430869), подтверждающее, что данная крытая площадка является объектом вспомогательного назначения для следующих объектов недвижимости: здание механической мастерской 1969 года постройки кадастровый <...>; здание склада с навесом для техники, 1969 года постройки кадастровый <...>, здание склада, 1969 года постройки кадастровый <...>, здание столовой, 1969 года постройки кадастровый <...>, здание мастерской, 1969 года постройки кадастровый <...>, здание конторы, 1969 года постройки кадастровый <...> и здание заправочной, 1969 года постройки кадастровый <...>,. так как предназначена для сезонной работы и временного хранения продукции. Право собственности на спорный объект было зарегистрировано за К.З.М. в упрощенном порядке. В результате перераспределения земельных участков, в т.ч. и земельного участка с кадастровым номером <...>, в феврале 2019г. были образованы 7 земельных участков, одним из которых был земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 13840 кв.м, по адресу: <...>. В мае 2019г. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...> были образованы еще два участка: <...>, площадью 7719 кв.м и <...> площадью 6121 кв.м, первый из которых - вместе с находящимися на нем объектами недвижимости со следующими кадастровыми номерами: <...> (крытая площадка для хранения продукции), <...> (сооружение сезонного хранения), <...> (здание заправочной) К.З.М. по договору купли-продажи от 24.06.2019 продала Григоренко Т.А., о чем в ЕГРН сделаны записи регистрации права от 09.07.2019: <...>, <...> и <...>. На момент совершения указанной сделки какие-либо ограничения (обременения), либо судебные разбирательства, препятствующие регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> и объекты, расположенные на нем отсутствовали. Григоренко Т.А. заплатила 3 000 000 руб. по сделке К.З.М., в связи с чем, является добросовестным приобретателем недвижимого имущества.

Представитель третьего лица - Управления архитектуры администрации МО Славянский район по доверенности Смирнов И.А., поддержав исковые требования администрации МО Славянский район, просил суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Несмотря на надлежащее уведомление судом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, представитель третьего лица - межмуниципального отдела по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. В поступившем в суд ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, решение принять на усмотрение суда с учетом собранных доказательств и норм действующего законодательства.

         Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об отказе администрации МО Славянский район Краснодарского края в удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

На основании ст.40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п.1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лица. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно п. 10 ст. 4 ФЗ РФ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009, к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1059-ст национальным стандартом РФ - ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» (действовавшим в период проектирования и строительства спорного объекта), к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

Согласно п. 1 ст. 25.3 ФЗ РФ N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством РФ не требуется выдача разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (п. 3 ст. 25.3). Обязанности по заполнению декларации возложены на самого правообладателя. При этом объект недвижимости, описанный в декларации, будет поставлен на кадастровый учет именно с теми характеристиками (вид объекта, материал стен, площадь, этажность и т.д.), которые были указаны правообладателем.

На основании п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.

         Между тем, Градостроительный кодекс РФ не содержит определение объекта вспомогательного использования.

Однако основными критериями определения таких объектов, как объектов вспомогательного использования, является принадлежность их к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект являются вспомогательным и для обслуживания которого он построен

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи, заключенного между К.З.М. и Григоренко Т.А. от 24.06.2019, за последней в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 7717 кв.м категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <...> вместе с расположенными в его границах объектами недвижимости: сооружением сезонного хранения с кадастровым номером <...> (2017 года постройки), зданием заправочной с кадастровым номером <...> (1969 года постройки) и крытой площадкой для хранения продукции (выстроенной из металлопрофиля) с кадастровым номером <...>, назначение – иные сооружения (сооружения для хранения), площадью 1767,7 кв.м (год завершения строительства - 2017), что подтверждается выписками из ЕГРН от 09.07.2019 <...>, <...> и <...>.

На момент заключения указанной сделки какие-либо ограничения (обременения), либо судебные разбирательства, препятствующие регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости за Григоренко Т.А., в том числе и спорный объект - крытую площадку для хранения продукции с кадастровым номером 23:27:0706000:10260 площадью 1767,7 кв.м отсутствовали. Договор купли-продажи между К.З.М. и Григоренко Т.А. заключался. до проведения проверки органами прокуратуры. В то время, земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 13840 кв.м уже был снят с кадастрового учета, следовательно не мог являться предметом проверки. Указанные обстоятельства не оспаривались представителем истца в судебном заседании.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Давая оценку изложенному, суд приходит к выводу о том, что, поскольку, в отношении Григоренко Т.А. - нового собственника земельного участка с кадастровым номером <...> и расположенных на нем объектов недвижимости, никакой проверки не проводилось, она к участию в прокурорской проверке не привлекалась, о ее проведении не уведомлялась, в связи с чем, не имела реальной возможности представить проверяющим необходимые документы и, таким образом, повлиять на выводы, изложенные в заключении, оснований для признании крытой площадки для хранения продукции с кадастровым номером <...>, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> самовольной постройкой и сносе её, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196, 198, 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края к Григоренко Т.А. об устранении нарушений законодательства, признании крытой площадки для хранения продукции самовольной постройкой и ее сносе, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Славянский районный суд в течение тридцати дней со дня его вынесения.

судья –

Согласовано:

2-1027/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация МО Славянский район
Ответчики
Григоренко Татьяна Александровна
Другие
Управление архитектуры МО Славянский район
Управление Росреестра по КК
Шулаева Светлана Вениаминовна
Смирнов Илья Арменович
Петренко Елена Владимировна
Стец Екатерина Владимировна
Суд
Славянский районный суд Краснодарского края
Судья
Рябоконева Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
slavynsky.krd.sudrf.ru
11.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.06.2020Передача материалов судье
19.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2019Подготовка дела (собеседование)
17.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.11.2019Предварительное судебное заседание
19.11.2019Судебное заседание
13.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Дело оформлено
12.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее