Мотивированное решение изготовлено 30.09.2019
Дело № 2-1452/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25.09.2019 г.Берёзовский
Берёзовский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Цыпиной Е.В.
при секретаре судебного заседания Петренко Д.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора города Берёзовского Свердловской области Шевцовой Е.А., представителя ответчика Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №30» Гладких С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Березовского Свердловской области, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Берёзовского городского округа, Березовскому муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №30» о возложении обязанности по установке металлоискателя,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
прокурор города Берёзовского Свердловской области, действуя в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Берёзовского городского округа, Березовскому муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №30» о возложении обязанности по установке металлоискателя. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой г. Березовского Свердловской области во исполнение указания прокуратуры Свердловской области проводилась проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. В настоящее время установлено, что БМАОУ ООШ №30 не оснащено техническими средствами охраны: отсутствуют металлоискатели. Отсутствие технических средств охраны в виде металлоискателя (металлодетектора) в образовательных организациях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных общеобразовательных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Также установлено, что БМАОУ ООШ №30 является некоммерческой образовательной организацией. Предметом деятельности организации, в том числе, является создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся работников Образовательной организации. Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательной организации, является управление образования Березовского городского округа. Собственником имущества образовательной организации является Березовский городской округ.
Р’ соответствии СЃ Рї.6.1. С‡.1 СЃС‚. 15, Рї.5 С‡.1 СЃС‚. 9 ФЗ РѕС‚ 06.10.2003 в„–131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия РІ области противодействия терроризму. РћРґРЅРёРј РёР· таких мероприятий является установка металлоискателя. Указанное свидетельствует Рѕ ненадлежащем исполнении обязанностей РїРѕ проведению работ РїРѕ профилактике терроризма РІ образовательном учреждении. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных Рё иных прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов человека Рё гражданина РІ частности, права РЅР° личную безопасность. Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ возложить РЅР° Администрацию Берёзовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рё Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа в„–30В» обязанность РІ течении 6 месяцев СЃ момента вступления решения РІ законную силу установить металлоискатель РІ здании БМАОУ РћРћРЁ в„–30, расположенного РїРѕ адресу: Свердловская область, Рі. Березовский, РїРѕСЃ. Сарапулка, СѓР». Ленина, 50.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г. Берёзовского Свердловской области Шевцова Е.А. исковые требования поддержала, сославшись на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика БМАОУ ООШ №30 Гладких С.А. в судебном заседании относительно доводов иска в части установки стационарного металлоискателя возражала, указав, что достаточными мерами будут являться приобретение ручных металлоискателей, с учетом среднего количества лиц, посещающих образовательное учреждение.
Представитель ответчика администрации Берёзовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Направили в суд письменный отзыв, из которого следует, что с исковыми требованиями администрация Берёзовского городского округа не согласна в полном объеме по следующим основаниям. Статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены участники бюджетного процесса: главные распорядители бюджетных средств и получатели этих средств. Учредителем БМАОУ ООШ №30 является управление образования Берёзовского городского округа, которое утверждает бюджетную смету для муниципальных казенных учреждений и план финансово-хозяйственной деятельности. Управление образования Берёзовского городского округа является одним из главных распорядителей бюджетных средств Берёзовского городского округа. БМАОУ ООШ №30 не является получателем бюджетных средств, администрация Берёзовского городского округа не осуществляет финансирование за счет бюджетной системы деятельность школы. Такое финансирование должно осуществлять Управление образование Берёзовского городского округа. Согласно п.5.2. приказа Рособразования от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь – учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). В указанных нормативно-правовых актах отсутствует требование об обязательной установке металлоискателя в учреждениях. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности в образовательном учреждении проводились. К функциям администрации Берёзовского городского округа не входит обеспечение содержания зданий, оборудования и организация учебного процесса. Просит отказать в удовлетворении иска прокурора г. Березовского в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования Берёзовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно заявленных исковых требований в суд не представили, своего представителя не направили.
С учетом мнения сторон, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца старшего помощника прокурора г. Березовского Шевцовой Е.А., представителя ответчика БМАОУ ООШ №30 Гладких С.А., исследовав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и необходимости их удовлетворения в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Предъявляя иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор г.Березовского Свердловской области действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом с целью предупреждения и пресечения терроризма, влияющие на безопасность несовершеннолетних.
В силу ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной постановлением ВС СССРот 13.06.1990 N 1559-I во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно ст. ст. 2, 15 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 43 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждый ребенок имеет конституционное право на образование в безопасных условиях.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п.6.1. ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимализации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.2 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу положений п.2 и п.15 ч.3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными образовательными требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья и организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных регионов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно Устава, утвержденного приказом управлением образования Березовского городского округа от 25.06.2018 №84, Березовскому муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №30» является некоммерческой образовательной организацией, местонахождение по адресу: Свердловская область г. Березовский, пос. Сарапулка, ул. Ленина, д.50. (п. п.1.2, 1.5. Устава БМАОУ ООШ №30)
Предметом деятельности Образовательной организации является: 1. Обеспечение реализации в полном объеме образовательных программ, при соответствии качества подготовки обучающихся и качества образовательной деятельности установленным требованиям, соответствии применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся работников Образовательной организации; соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. (п.22 Главы 2 Устава БМАОУ ООШ №30)
В соответствии с п.п.1.6, 1.7 Устава БМАОУ ООШ №30 органом осуществляющим функции и полномочия и полномочия учредителя образовательной организации, является управление образования Березовского городского округа. Собственником имущества образовательной организации является Березовский городской округ.
РР· материалов дела следует, что РІ БМАОУ РћРћРЁ в„–30 РїРѕ адресу: Рі. Березовский РїРѕСЃ. Сарапулка, СѓР». Ленина, Рґ.50 прокуратурой Рі. Березовского проведена проверка РІРѕ исполнение указания прокуратуры Свердловской области проводилась проверка соблюдения требований законодательства РІ сере обеспечения безопасности Рё антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. Р’ С…РѕРґРµ данной проверки установлено, что БМАОУ РћРћРЁ в„–30 РЅРµ оснащено техническими средствами охраны: отсутствуют металлоискатели.
В соответствии с п.п. «д» п.22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 №1235, следует, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются в том числе мероприятия по оснащению объектов (территорий) инженерно-техническими и системами охраны и поддержания их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
РљСЂРѕРјРµ того, согласно паспорту безопасности БМАОУ РћРћРЁ в„–30, утвержденного директором БМАОУ РћРћРЁ в„–30 – Григорьевым Р®.Р. 14.06.2018, согласованного сотрудником Управления ФСБ Р Р¤ РїРѕ Свердловской области Заусовым Рђ.Р“., Р’Р РРћ начальника РћР’Рћ РїРѕ Рі. Березовскому – филиала ФГКУ «УВО Р’РќР“ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области» Новокрещенных Рђ.Р’., начальником РћРќР” Березовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° ГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ свердловской области Фадеевым Рњ.Рђ. следует, что БМАОУ РћРћРЁ в„–30 РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј соответствует требованиям антитеррористической защищенности учреждений образования. Вместе СЃ тем рекомендовано установить средства контроля Рё управления доступом (РЎРљРЈР”), металлоискатель (ручной или стационарный).
Согласно Перечню мероприятий РїРѕ обеспечению антитеррористической защищенности РІ БМАОУ РћРћРЁ в„–30 РЅР° 2017 -2018 учебный РіРѕРґ, утвержденного приказом в„–113 РѕС‚ 25.12.2017 директора БМАОУ РћРћРЁ в„–30 – Григорьева Р®.Р. запланировано организовать инженерно-техническое оснащение учреждений средствами защиты. (раздел 4 указанного Перечня).
Таким образом, из представленных суду документов следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению мер по профилактике терроризма на всей территории муниципального района. Орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из таких мероприятий является установка металлоискателя. БМАОУ ООШ №30 не оснащено техническими средствами охраны: отсутствуют металлоискатели. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по проведению работ по профилактике терроризма в образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы прокурора г.Березовского о том, что отсутствие технических средств охраны в виде металлоискателя в образовательных организациях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных общеобразовательных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Согласно ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При определении сроков исполнения требований прокурора г.Берёзовского, предъявленных к Администрации Березовского городского округа, Березовскому муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №30» установить металлоискатель в здании БМАОУ ООШ №30, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Сарапулка, ул. Ленина, 50 суд считает, что срок, предложенный истцом в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Судом в соответствии с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснялось бремя доказывания своих требований, определялся круг доказательств, подлежащих доказыванию, разъяснялось право на обращение с ходатайством об оказании содействия в собирании доказательств в порядке ст.57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности, учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, все участники процесса согласились на окончании рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, иск прокурора о возложении на администрацию Березовского городского округа Администрацию Берёзовского городского округа и Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №30» обязанности в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу установить металлоискатель в здании БМАОУ ООШ №30, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Сарапулка, ул. Ленина, 50, следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РіРѕСЂРѕРґР° Березовского Свердловской области, предъявленному РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределённого РєСЂСѓРіР° лиц, Рє администрации Берёзовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°, Березовскому муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа в„–30В» Рѕ возложении обязанности РїРѕ установке металлоискателя,- удовлетворить.
Возложить на Березовскоое муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №30», администрацию Берёзовского городского округа обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить металлоискатель в здании Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №30», расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Сарапулка, ул. Ленина, 50.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.
Судья Е.В. Цыпина