Решение по делу № 2-209/2023 от 21.06.2023

                      Дело (УИД) №60RS0004-01-2023-000336-13

Производство №2-209/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2023 года                                                     рп.Бежаницы Псковской области

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,

при секретаре Малафеевой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Бежаницкого района Васильева Г.С.,

представителя ответчика - Главы Администрации городского поселения «Бежаницы» Захарова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искузаместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности организовать обустройство площадки для складирования снега,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности организовать обустройство площадки для складирования снега, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации дорог в зимний период, по результатам которой в работе Администрации городского поселения «Бежаницы» выявлены нарушения закона. В частности, вопреки требованиям ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.34 СанПиН 2.1.3684-21 на территории городского поселения «Бежаницы» отсутствует оборудованная в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, либо снегоплавильная установка. Выявленные в ходе проверки нарушения негативно влияют на состояние окружающей среды, не позволяют обеспечить складирование снега от зимней уборки улиц в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Исходя из ответа от 20 июня 2023 года на запрос прокуратуры района, финансирование на обустройство оборудованной в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадки с водонепроницаемым покрытием, отсутствует. При таких обстоятельствах, опираясь на положения ст.42 Конституции РФ, ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заместитель прокурора Бежаницкого района просит суд обязать Администрацию городского поселения «Бежаницы» в течении 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории поселка Бежаницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо оборудованную снегоплавильной установкой.

В судебном заседании заместитель прокурора Бежаницкого района Васильев Г.С. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в исковым заявлении обстоятельствам, уточнив в соответствии со ст.39 ГПК РФ просительную часть требований, согласно которым просил обязать Администрацию городского поселения «Бежаницы» в течении 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории поселка Бежаницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо организовать вывоз снега на снегоплавильную установку;настаивал на удовлетворении исковых требований, ввиду наличия у ответчика предусмотренной законом обязанности по оборудованию мест складирования снега от зимней уборки улиц.

Представитель ответчика - Глава Администрации городского поселения «Бежаницы» Захаров В.М. с исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что с актом проверки, проведенной заместителем прокурора Бежаницкого района, его не ознакомили, что является нарушением прав ответчика, при этом, в поселке дороги зимой посыпаются песком без реагентов, что не наносит вреда окружающей среде; кроме того, финансовая возможность оборудовать площадку для накопления снега отсутствует, при этом, в случае удовлетворения исковых требований ответчик вынужден будет сократить другие расходы, чтобы выделить дополнительное финансирование на содержание дорог. Также указал, что срок, который просит установить заместитель прокурора Бежаницкого района для исполнения решения суда, является недостаточным.

Суд, выслушав участников процесса, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, 16 июня 2023 года заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. вынесено решение №79 о проведении проверки в отношении Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области, целью которой являлось установление наличия или отсутствия нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства. Срок проведения проверки в период с 16 июня 2023 года по 15 июля 2023 года (л.д.8).

По итогам проверки был оформлен соответствующий акт от 20 июня 2023 года, в котором заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. отражено, что вопреки требованиям ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «об отходах производства и потребления», ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.34 СанПиН 2.1.3684-21 на территории городского поселения «Бежаницы» отсутствует оборудованная в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, либо снегоплавильная установка. Выявленные в ходе проверки нарушения негативно влияют на состояние окружающей среды, не позволяют обеспечить складирование снега от зимней уборки улиц в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 (л.д.9-10).

На запрос прокуратуры Бежаницкого района Администрацией городского поселения «Бежаницы» 20 июня 2023 года предоставлен ответ, из которого следует, что на территории муниципального образования не имеется оборудованной площадки для накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, отсутствует снегоплавильная установка; финансовые возможности на обустройство указанной площадки в настоящее время отсутствует (л.д.11).

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что ст.42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (п.1 ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 5 и 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пункт 36 ст.1 Градостроительного кодекса РФ дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно Правилам благоустройства, санитарного содержания и озеленения муниципального образования городского поселения «Бежаницы», утвержденным решением №22 Собрания депутатов городского поселения «Бежаницы» от 03 июня 2021 года, уборка в зимний период осуществляется механизированным и ручным способом в следующем порядке: а) обработка против гололёдными материалами; б) сгребание и подметание снега; в) формирование снежных валов; г) удаление (вывоз) снега; д) очистка лотковой части дороги;

сгребание и подметание снега с проезжей части дорог и тротуаров должно начинаться при его толщине не более 5 см; формирование снежных валов шириной не более 1,5 метров разрешается на проезжей части улично-дорожной сети с обеспечением беспрепятственного движения транспорта и пешеходов; лотковая часть дороги может использоваться только для временного складирования снега с целью его дальнейшей погрузки и вывоза; к вывозу снежных масс необходимо приступать не позднее 6 часов после формирования валов; счищаемый с тротуаров снег, скол льда должны формироваться в валы на краю тротуара, обеспечивая беспрепятственное движение пешеходов; вывоз снега производится в места, определенные по результатам проведения торгов в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; уборка территории после производства работ (очистки от снега, льда и сосулек) проводится немедленно (п.6 раздела II).

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.

Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.13.4).

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.12 Федерального закона №89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно положениям ч.1 ст.2, ст.ст.11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

Частью 1 ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (ч.2 ст.12 Федерального закона №52-ФЗ).

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч.2 ст.21 Федерального закона №52-ФЗ).

В силу ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что администрация городского поселения «Бежаницы» является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории муниципального образования ГП «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области.

В силу положений п.23 ч.2 ст.28 Устава городского поселения «Бежаницы», администрация названного органа местного самоуправления по вопросам местного значения участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории городского поселения «Бежаницы» имеются специальные площадки, отвечающие требованиям п.34 СанПиН 2.1.3684-21, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, либо ответчиком организован вывоз снега на снегоплавильные установки, в материалах дела не имеется.

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, суд считает, что заявленные прокурором требования обоснованы.

Доводы представителя ответчика Захарова В.М. о том, что администрацией городского поселения «Бежаницы» ежегодно заключаются контракты с подрядчиком по организации уборки улиц от снега, но у подрядчика отсутствует техника для вывоза снега, не опровергают установленные фактические обстоятельства об отсутствии на территории городского поселения площадки, отвечающей требованиям санитарных правил, на которой может складироваться собранный снег, либо указанный снег вывозится на снегоплавильные установки, а также не свидетельствуют о принятии ответчиком исчерпывающих мер, направленных на организацию отвечающего требованиям санитарных правил места для складирования снега.

Доводы представителя ответчика Захарова В.М. о том, что вреда окружающей среде не имеется, поскольку снег не посыпался реагентами, не имеют существенного значения, поскольку не освобождают ответчика от установленной законом обязанности организовать площадку для складирования снега.

Вопреки позиции представителя ответчика, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из правового анализа п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что за земельные участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Вышеприведенное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории поселения в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика Захарова В.М. о том, что с актом проверки Администрация поселения не была ознакомлена, также не имеют существенного значения, поскольку на момент проведения прокурорской проверки Администрация городского поселения не оспаривала факт отсутствия на территории городского поселения площадки, отвечающей установленным требованиям, о чем предоставило соответствующий ответ на запрос прокурора.

Кроме того, доводы представителя ответчика Захарова В.М. об отсутствии финансовой возможности для исполнения решения суда суд считает несостоятельными, поскольку в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Однако действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей и временных затрат. Кроме того, целевой характер финансирования бюджета администрации, отсутствие денежных средств и сложное финансовое положение администрации относятся к факторам экономического риска при осуществлении хозяйственной деятельности и не являются безусловным основанием для освобождения от предусмотренной законом обязанности.

С учетом изложенного, исковое требование заместителя прокурора Бежаницкого района подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Частью 1 ст.132 Конституции РФ определено, что орган местного самоуправления самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.

В связи с чем, суд полагает, что требование заместителя прокурора об установлении срока исполнения решения для ответчика - в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которых должно быть исполнено настоящее решение суда, является законным, разумным и обоснованным.

При наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.

При этом, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании ... п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из ... п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, государственная пошлина с Администрации городского поселения, которая является исполнительным органом местного самоуправления, как с ответчика, в силу положений п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области - удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области (ИНН 6001003848, ОГРН 1056001515844) в течение 9 (девяти) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории рабочего поселка Бежаницы Псковской области в соответствии с требованиями п.34 СанПин 2.1.3684-21, с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо организовать вывоз указанного снега на снегоплавильные установки.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 18 июля 2023 года.

...

...

Судья                                                                                           Е.А.Понедельченко

                      Дело (УИД) №60RS0004-01-2023-000336-13

Производство №2-209/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2023 года                                                     рп.Бежаницы Псковской области

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,

при секретаре Малафеевой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Бежаницкого района Васильева Г.С.,

представителя ответчика - Главы Администрации городского поселения «Бежаницы» Захарова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искузаместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности организовать обустройство площадки для складирования снега,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности организовать обустройство площадки для складирования снега, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации дорог в зимний период, по результатам которой в работе Администрации городского поселения «Бежаницы» выявлены нарушения закона. В частности, вопреки требованиям ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.34 СанПиН 2.1.3684-21 на территории городского поселения «Бежаницы» отсутствует оборудованная в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, либо снегоплавильная установка. Выявленные в ходе проверки нарушения негативно влияют на состояние окружающей среды, не позволяют обеспечить складирование снега от зимней уборки улиц в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Исходя из ответа от 20 июня 2023 года на запрос прокуратуры района, финансирование на обустройство оборудованной в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадки с водонепроницаемым покрытием, отсутствует. При таких обстоятельствах, опираясь на положения ст.42 Конституции РФ, ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заместитель прокурора Бежаницкого района просит суд обязать Администрацию городского поселения «Бежаницы» в течении 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории поселка Бежаницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо оборудованную снегоплавильной установкой.

В судебном заседании заместитель прокурора Бежаницкого района Васильев Г.С. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в исковым заявлении обстоятельствам, уточнив в соответствии со ст.39 ГПК РФ просительную часть требований, согласно которым просил обязать Администрацию городского поселения «Бежаницы» в течении 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории поселка Бежаницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо организовать вывоз снега на снегоплавильную установку;настаивал на удовлетворении исковых требований, ввиду наличия у ответчика предусмотренной законом обязанности по оборудованию мест складирования снега от зимней уборки улиц.

Представитель ответчика - Глава Администрации городского поселения «Бежаницы» Захаров В.М. с исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что с актом проверки, проведенной заместителем прокурора Бежаницкого района, его не ознакомили, что является нарушением прав ответчика, при этом, в поселке дороги зимой посыпаются песком без реагентов, что не наносит вреда окружающей среде; кроме того, финансовая возможность оборудовать площадку для накопления снега отсутствует, при этом, в случае удовлетворения исковых требований ответчик вынужден будет сократить другие расходы, чтобы выделить дополнительное финансирование на содержание дорог. Также указал, что срок, который просит установить заместитель прокурора Бежаницкого района для исполнения решения суда, является недостаточным.

Суд, выслушав участников процесса, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, 16 июня 2023 года заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. вынесено решение №79 о проведении проверки в отношении Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области, целью которой являлось установление наличия или отсутствия нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства. Срок проведения проверки в период с 16 июня 2023 года по 15 июля 2023 года (л.д.8).

По итогам проверки был оформлен соответствующий акт от 20 июня 2023 года, в котором заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. отражено, что вопреки требованиям ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «об отходах производства и потребления», ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.34 СанПиН 2.1.3684-21 на территории городского поселения «Бежаницы» отсутствует оборудованная в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, либо снегоплавильная установка. Выявленные в ходе проверки нарушения негативно влияют на состояние окружающей среды, не позволяют обеспечить складирование снега от зимней уборки улиц в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 (л.д.9-10).

На запрос прокуратуры Бежаницкого района Администрацией городского поселения «Бежаницы» 20 июня 2023 года предоставлен ответ, из которого следует, что на территории муниципального образования не имеется оборудованной площадки для накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, отсутствует снегоплавильная установка; финансовые возможности на обустройство указанной площадки в настоящее время отсутствует (л.д.11).

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что ст.42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (п.1 ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 5 и 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пункт 36 ст.1 Градостроительного кодекса РФ дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно Правилам благоустройства, санитарного содержания и озеленения муниципального образования городского поселения «Бежаницы», утвержденным решением №22 Собрания депутатов городского поселения «Бежаницы» от 03 июня 2021 года, уборка в зимний период осуществляется механизированным и ручным способом в следующем порядке: а) обработка против гололёдными материалами; б) сгребание и подметание снега; в) формирование снежных валов; г) удаление (вывоз) снега; д) очистка лотковой части дороги;

сгребание и подметание снега с проезжей части дорог и тротуаров должно начинаться при его толщине не более 5 см; формирование снежных валов шириной не более 1,5 метров разрешается на проезжей части улично-дорожной сети с обеспечением беспрепятственного движения транспорта и пешеходов; лотковая часть дороги может использоваться только для временного складирования снега с целью его дальнейшей погрузки и вывоза; к вывозу снежных масс необходимо приступать не позднее 6 часов после формирования валов; счищаемый с тротуаров снег, скол льда должны формироваться в валы на краю тротуара, обеспечивая беспрепятственное движение пешеходов; вывоз снега производится в места, определенные по результатам проведения торгов в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; уборка территории после производства работ (очистки от снега, льда и сосулек) проводится немедленно (п.6 раздела II).

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.

Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.13.4).

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.12 Федерального закона №89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно положениям ч.1 ст.2, ст.ст.11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

Частью 1 ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (ч.2 ст.12 Федерального закона №52-ФЗ).

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч.2 ст.21 Федерального закона №52-ФЗ).

В силу ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что администрация городского поселения «Бежаницы» является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории муниципального образования ГП «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области.

В силу положений п.23 ч.2 ст.28 Устава городского поселения «Бежаницы», администрация названного органа местного самоуправления по вопросам местного значения участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории городского поселения «Бежаницы» имеются специальные площадки, отвечающие требованиям п.34 СанПиН 2.1.3684-21, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, либо ответчиком организован вывоз снега на снегоплавильные установки, в материалах дела не имеется.

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, суд считает, что заявленные прокурором требования обоснованы.

Доводы представителя ответчика Захарова В.М. о том, что администрацией городского поселения «Бежаницы» ежегодно заключаются контракты с подрядчиком по организации уборки улиц от снега, но у подрядчика отсутствует техника для вывоза снега, не опровергают установленные фактические обстоятельства об отсутствии на территории городского поселения площадки, отвечающей требованиям санитарных правил, на которой может складироваться собранный снег, либо указанный снег вывозится на снегоплавильные установки, а также не свидетельствуют о принятии ответчиком исчерпывающих мер, направленных на организацию отвечающего требованиям санитарных правил места для складирования снега.

Доводы представителя ответчика Захарова В.М. о том, что вреда окружающей среде не имеется, поскольку снег не посыпался реагентами, не имеют существенного значения, поскольку не освобождают ответчика от установленной законом обязанности организовать площадку для складирования снега.

Вопреки позиции представителя ответчика, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из правового анализа п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что за земельные участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Вышеприведенное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории поселения в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика Захарова В.М. о том, что с актом проверки Администрация поселения не была ознакомлена, также не имеют существенного значения, поскольку на момент проведения прокурорской проверки Администрация городского поселения не оспаривала факт отсутствия на территории городского поселения площадки, отвечающей установленным требованиям, о чем предоставило соответствующий ответ на запрос прокурора.

Кроме того, доводы представителя ответчика Захарова В.М. об отсутствии финансовой возможности для исполнения решения суда суд считает несостоятельными, поскольку в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Однако действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей и временных затрат. Кроме того, целевой характер финансирования бюджета администрации, отсутствие денежных средств и сложное финансовое положение администрации относятся к факторам экономического риска при осуществлении хозяйственной деятельности и не являются безусловным основанием для освобождения от предусмотренной законом обязанности.

С учетом изложенного, исковое требование заместителя прокурора Бежаницкого района подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Частью 1 ст.132 Конституции РФ определено, что орган местного самоуправления самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.

В связи с чем, суд полагает, что требование заместителя прокурора об установлении срока исполнения решения для ответчика - в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которых должно быть исполнено настоящее решение суда, является законным, разумным и обоснованным.

При наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.

При этом, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании ... п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из ... п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, государственная пошлина с Администрации городского поселения, которая является исполнительным органом местного самоуправления, как с ответчика, в силу положений п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области - удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области (ИНН 6001003848, ОГРН 1056001515844) в течение 9 (девяти) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории рабочего поселка Бежаницы Псковской области в соответствии с требованиями п.34 СанПин 2.1.3684-21, с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо организовать вывоз указанного снега на снегоплавильные установки.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 18 июля 2023 года.

...

...

Судья                                                                                           Е.А.Понедельченко

                      Дело (УИД) №60RS0004-01-2023-000336-13

Производство №2-209/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2023 года                                                     рп.Бежаницы Псковской области

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,

при секретаре Малафеевой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Бежаницкого района Васильева Г.С.,

представителя ответчика - Главы Администрации городского поселения «Бежаницы» Захарова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искузаместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности организовать обустройство площадки для складирования снега,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности организовать обустройство площадки для складирования снега, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации дорог в зимний период, по результатам которой в работе Администрации городского поселения «Бежаницы» выявлены нарушения закона. В частности, вопреки требованиям ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.34 СанПиН 2.1.3684-21 на территории городского поселения «Бежаницы» отсутствует оборудованная в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, либо снегоплавильная установка. Выявленные в ходе проверки нарушения негативно влияют на состояние окружающей среды, не позволяют обеспечить складирование снега от зимней уборки улиц в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Исходя из ответа от 20 июня 2023 года на запрос прокуратуры района, финансирование на обустройство оборудованной в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадки с водонепроницаемым покрытием, отсутствует. При таких обстоятельствах, опираясь на положения ст.42 Конституции РФ, ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заместитель прокурора Бежаницкого района просит суд обязать Администрацию городского поселения «Бежаницы» в течении 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории поселка Бежаницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо оборудованную снегоплавильной установкой.

В судебном заседании заместитель прокурора Бежаницкого района Васильев Г.С. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в исковым заявлении обстоятельствам, уточнив в соответствии со ст.39 ГПК РФ просительную часть требований, согласно которым просил обязать Администрацию городского поселения «Бежаницы» в течении 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории поселка Бежаницы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо организовать вывоз снега на снегоплавильную установку;настаивал на удовлетворении исковых требований, ввиду наличия у ответчика предусмотренной законом обязанности по оборудованию мест складирования снега от зимней уборки улиц.

Представитель ответчика - Глава Администрации городского поселения «Бежаницы» Захаров В.М. с исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что с актом проверки, проведенной заместителем прокурора Бежаницкого района, его не ознакомили, что является нарушением прав ответчика, при этом, в поселке дороги зимой посыпаются песком без реагентов, что не наносит вреда окружающей среде; кроме того, финансовая возможность оборудовать площадку для накопления снега отсутствует, при этом, в случае удовлетворения исковых требований ответчик вынужден будет сократить другие расходы, чтобы выделить дополнительное финансирование на содержание дорог. Также указал, что срок, который просит установить заместитель прокурора Бежаницкого района для исполнения решения суда, является недостаточным.

Суд, выслушав участников процесса, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, 16 июня 2023 года заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. вынесено решение №79 о проведении проверки в отношении Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области, целью которой являлось установление наличия или отсутствия нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства. Срок проведения проверки в период с 16 июня 2023 года по 15 июля 2023 года (л.д.8).

По итогам проверки был оформлен соответствующий акт от 20 июня 2023 года, в котором заместителем прокурора Бежаницкого района Васильевым Г.С. отражено, что вопреки требованиям ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «об отходах производства и потребления», ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.34 СанПиН 2.1.3684-21 на территории городского поселения «Бежаницы» отсутствует оборудованная в целях накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, площадка с водонепроницаемым покрытием и обвалованная сплошным земляным валом, либо снегоплавильная установка. Выявленные в ходе проверки нарушения негативно влияют на состояние окружающей среды, не позволяют обеспечить складирование снега от зимней уборки улиц в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 (л.д.9-10).

На запрос прокуратуры Бежаницкого района Администрацией городского поселения «Бежаницы» 20 июня 2023 года предоставлен ответ, из которого следует, что на территории муниципального образования не имеется оборудованной площадки для накопления снега, вывозимого после уборки улиц в зимний период, отсутствует снегоплавильная установка; финансовые возможности на обустройство указанной площадки в настоящее время отсутствует (л.д.11).

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что ст.42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (п.1 ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу п.1 ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 5 и 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пункт 36 ст.1 Градостроительного кодекса РФ дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно Правилам благоустройства, санитарного содержания и озеленения муниципального образования городского поселения «Бежаницы», утвержденным решением №22 Собрания депутатов городского поселения «Бежаницы» от 03 июня 2021 года, уборка в зимний период осуществляется механизированным и ручным способом в следующем порядке: а) обработка против гололёдными материалами; б) сгребание и подметание снега; в) формирование снежных валов; г) удаление (вывоз) снега; д) очистка лотковой части дороги;

сгребание и подметание снега с проезжей части дорог и тротуаров должно начинаться при его толщине не более 5 см; формирование снежных валов шириной не более 1,5 метров разрешается на проезжей части улично-дорожной сети с обеспечением беспрепятственного движения транспорта и пешеходов; лотковая часть дороги может использоваться только для временного складирования снега с целью его дальнейшей погрузки и вывоза; к вывозу снежных масс необходимо приступать не позднее 6 часов после формирования валов; счищаемый с тротуаров снег, скол льда должны формироваться в валы на краю тротуара, обеспечивая беспрепятственное движение пешеходов; вывоз снега производится в места, определенные по результатам проведения торгов в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; уборка территории после производства работ (очистки от снега, льда и сосулек) проводится немедленно (п.6 раздела II).

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.

Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.13.4).

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.12 Федерального закона №89-ФЗ).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно положениям ч.1 ст.2, ст.ст.11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

Частью 1 ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (ч.2 ст.12 Федерального закона №52-ФЗ).

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч.2 ст.21 Федерального закона №52-ФЗ).

В силу ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что администрация городского поселения «Бежаницы» является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории муниципального образования ГП «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области.

В силу положений п.23 ч.2 ст.28 Устава городского поселения «Бежаницы», администрация названного органа местного самоуправления по вопросам местного значения участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории городского поселения «Бежаницы» имеются специальные площадки, отвечающие требованиям п.34 СанПиН 2.1.3684-21, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, либо ответчиком организован вывоз снега на снегоплавильные установки, в материалах дела не имеется.

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, суд считает, что заявленные прокурором требования обоснованы.

Доводы представителя ответчика Захарова В.М. о том, что администрацией городского поселения «Бежаницы» ежегодно заключаются контракты с подрядчиком по организации уборки улиц от снега, но у подрядчика отсутствует техника для вывоза снега, не опровергают установленные фактические обстоятельства об отсутствии на территории городского поселения площадки, отвечающей требованиям санитарных правил, на которой может складироваться собранный снег, либо указанный снег вывозится на снегоплавильные установки, а также не свидетельствуют о принятии ответчиком исчерпывающих мер, направленных на организацию отвечающего требованиям санитарных правил места для складирования снега.

Доводы представителя ответчика Захарова В.М. о том, что вреда окружающей среде не имеется, поскольку снег не посыпался реагентами, не имеют существенного значения, поскольку не освобождают ответчика от установленной законом обязанности организовать площадку для складирования снега.

Вопреки позиции представителя ответчика, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из правового анализа п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что за земельные участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Вышеприведенное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории поселения в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика Захарова В.М. о том, что с актом проверки Администрация поселения не была ознакомлена, также не имеют существенного значения, поскольку на момент проведения прокурорской проверки Администрация городского поселения не оспаривала факт отсутствия на территории городского поселения площадки, отвечающей установленным требованиям, о чем предоставило соответствующий ответ на запрос прокурора.

Кроме того, доводы представителя ответчика Захарова В.М. об отсутствии финансовой возможности для исполнения решения суда суд считает несостоятельными, поскольку в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Однако действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей и временных затрат. Кроме того, целевой характер финансирования бюджета администрации, отсутствие денежных средств и сложное финансовое положение администрации относятся к факторам экономического риска при осуществлении хозяйственной деятельности и не являются безусловным основанием для освобождения от предусмотренной законом обязанности.

С учетом изложенного, исковое требование заместителя прокурора Бежаницкого района подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Частью 1 ст.132 Конституции РФ определено, что орган местного самоуправления самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.

В связи с чем, суд полагает, что требование заместителя прокурора об установлении срока исполнения решения для ответчика - в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которых должно быть исполнено настоящее решение суда, является законным, разумным и обоснованным.

При наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.

При этом, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании ... п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из ... п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, государственная пошлина с Администрации городского поселения, которая является исполнительным органом местного самоуправления, как с ответчика, в силу положений п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области - удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения «Бежаницы» Бежаницкого района Псковской области (ИНН 6001003848, ОГРН 1056001515844) в течение 9 (девяти) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обустройство площадки для складирования снега от уборки улиц на территории рабочего поселка Бежаницы Псковской области в соответствии с требованиями п.34 СанПин 2.1.3684-21, с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом, либо организовать вывоз указанного снега на снегоплавильные установки.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 18 июля 2023 года.

...

...

Судья                                                                                           Е.А.Понедельченко

2-209/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Бежаницкого района
Ответчики
администрация городского поселения "Бежаницы"
Суд
Бежаницкий районный суд Псковской области
Судья
Понедельченко Елизавета Александровна
Дело на сайте суда
bezhanicky.psk.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2023Передача материалов судье
26.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее