Решение по делу № 2а-1471/2019 от 07.06.2019

Дело в„– 2Р°-1471/2019                                                                                                              

29RS0008-01-2019-001836-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°                                                                                                  РіРѕСЂРѕРґ Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Ропотовой Е.В.

при секретаре Герасимовской С.В.,

с участием: старшего помощника прокурора Краева А.В.,

представителя административного ответчика Прохорова Д.А. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2019 года в г. Котласе дело по административному исковому заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

заместитель Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МО «Котласский муниципальный район» в лице администрации МО «Котласский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

В обоснование требований указано, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автодороги общего пользования местного значения - ...., что не свидетельствует о соблюдении прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, а соответственно, требует устранения нарушений в целях безопасной эксплуатации указанной автодороги.

По ходатайству истца определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика МО «Сольвычегодское» в лице администрации МО «Сольвычегодское» на надлежащего - МО «Котласский муниципальный район» в лице администрации МО «Котласский муниципальный район».

Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автодороги общего пользования местного значения - ..... Обязать ответчика организовать приведение указанной автодороги в соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5.6.28, п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2004, п. 7.32 (таблица 15), п. 7.35 СП 52.13330.2010, п.п. 1, 4, 7 п. 9 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402: путем разработки и утверждения технического паспорта, проекта организации дорожного движении, схемы дислокации дорожных знаков, обозначения границ полосы отвода, установки дорожных знаков 5.23.1 «Начало населенного пункта Макарово» и против титула 5.24.1 «Конец населенного пункта Макарово», обустройства стационарного электрического освещения на участке автодороги 100 м до населенного пункта «Макарово» в срок до __.__.__.

В судебном заседании старший помощник Котласского межрайонного прокурора Краев А.В. требования поддержал по доводам, что изложены в иске.

Представитель административного ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» Прохоров Д.А. в судебном заседании не оспаривал обоснованность заявленных требований. Но с учетом длительности процедуры и необходимостью прокладки нового участка автодороги, и с учетом того, что средства дорожного фонда распланированы до 2021 года, а такого рода решения принимает Собрание депутатов, просил установить срок устранения нарушений до __.__.__.

Представитель заинтересованного лица МО «Сольвычегодское» Севостьянов В.В. представил письменный отзыв.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России «Котласский» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Изучив административный иск, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ст. 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч. - ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Котласский муниципальный район» наделено статусом муниципального района.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Согласно ч. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч. 10 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии ч. 11 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ указано, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

На основании п.п. 5 ч. 3 ст. 10 Устава МО «Котласский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 5, 38 Устава МО «Котласский муниципальный район» администрация МО «Котласский муниципальный район» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.

В судебном заседании установлено, что межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД ОМВД России «Котласский» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Котласского муниципального района, по результатам которой выявлены нарушения при содержании автодороги общего пользования местного значения - .....

Установлено, что на указанном участке автодороги в нарушение ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5.6.28, п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2004, п. 7.32 (таблица 15), п. 7.35 СП 52.13330.2010, п.п. 1, 4, 7 п. 9 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 отсутствуют соответствующие знаки, обозначения границ полосы отвода автомобильной дороги, отсутствует стационарное электрическое освещение. Также на данную автодорогу отсутствует технический паспорт, проект организации дорожного движения, схема дислокации дорожных знаков.

Факты выявленных нарушений зафиксированы в акте обследования автодороги о выявленных недостатках ОГИБДД ОМВД России «Котласский» от __.__.__.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Положениями ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Из положений ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ следует, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, и удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В соответствии с пунктами 5.6.28, 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 5.23.1 и 5.23.2 "Начало населенного пункта" применяют для обозначения начала населенного пункта, в пределах которого действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах. Знаки устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактической границе жилой застройки. Знаки 5.24.1 и 5.24.2 "Конец населенного пункта" применяют для указания конца населенного пункта, обозначенного соответственно знаками 5.23.1 и 5.23.2. Знаки устанавливают на всех выездах из населенного пункта на фактической границе застройки.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В соответствии с разделом 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 № 402 (далее Классификация), в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит обозначение границ полос отвода и придорожных полос (подп. 7 п. 10 Классификации).

В соответствии с подп. 1, 4 п. 9 раздела 4 Классификации в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию, паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 5 февраля 1982 года, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом согласно п. 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Таким образом, паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 года № 783).

Освещение автомобильных дорог в пределах населенных пунктов должно
соответствовать требованиям СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное
освещение» (введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 года
в„– 18-78).

Классификация улично-дорожной сети городских поселений производится в соответствии с таблицей 14. Значения нормируемых параметров принимаются согласно таблице 15 (п. 7.32 СП 52.13330.2010).

Пунктом 7.35 СП 52.13330.2010 установлено, что среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по таблице 15.

Факт несоответствия установленным требованиям указанного участка автомобильной дороги не оспаривается ответчиком.

Непринятие мер по обустройству дороги создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий, как следствие, создает реальную угрозу жизни и здоровью гражданам и участникам дорожного движения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что на территории МО «Котласский муниципальный район» не организована должным образом дорожная деятельность в отношении указанного выше участка автомобильной дороги общего пользования местного значения, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления.

В связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Определяя срок устранения выявленных нарушений, с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, учитывая принципы бюджетного финансирования, суд считает необходимым определить срок проведения работ до __.__.__.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

административное исковое заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автодороги общего пользования местного значения - .....

Обязать муниципальное образование «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район»организовать приведение автодороги общего пользования местного значения - .... в соответствие с требованиями ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. п. 5.6.28, 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2004, п. 7.32 (таблица 15), п. 7.35 СП 52.13330.2010, подп. 7 п. 10, подп. 1, 4 п. 9 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402:

путем разработки и утверждения технического паспорта, проекта организации дорожного движении, схемы дислокации дорожных знаков, обозначения границ полосы отвода, установки дорожных знаков 5.23.1 «Начало населенного пункта Макарово» и против титула 5.24.1 «Конец населенного пункта Макарово», обустройства стационарного электрического освещения на участке автодороги 100 м до населенного пункта «Макарово» в срок до __.__.__.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий                                                                                       Р•.Р’. Ропотова

2а-1471/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация МО "Сольвычегодское"
ОГИБДД ОМВД России "Котласский"
Администрация МО "Котласский муниципальный район"
Заместитель Котласского межрайонного прокурора
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Дело на сайте суда
kotlasgrsud.arh.sudrf.ru
07.06.2019Регистрация административного искового заявления
10.06.2019Передача материалов судье
10.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее