Дело № 2а-1117/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 апреля 2017 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Эльзессера В.В.,
при секретаре Мазяр К.А,,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Центрального района г. Калининграда к администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконными действий в части отказа в удовлетворении представления прокурора от < Дата > №№, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснования следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > № утверждено Положение «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации городского округа «Город Калининград» и их проектов» (далее - Положение).
В соответствии с положениями п. 1.5 данного Положения обязательной экспертизе подлежат правовые акты администрации и их проекты по вопросам, касающимся:
- прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
управления муниципальной собственностью муниципального образования «Городской округ "Город Калининград»;
- предоставления мер поддержки;
- бюджетных правоотношений;
- лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства;
- муниципальной службы в городском округе «Город Калининград»;
- социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы.
По результатам прокурорской проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, при принятии в < Дата > году администрацией ГО «Город Калининград» следующих нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза не проводилась:
1. Постановление администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > № № «Об утверждении Порядка выявления, перемещения (вывоза), временного хранения, утилизации транспорта, непригодного к эксплуатации и имеющего признаки брошенного, на территории городского округа «Город Калининград»;
2. Постановление администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > № № «О внесении изменений в постановление главы администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № «Об утверждении правовых актов, регламентирующих деятельность и оплату труда руководителей муниципальных унитарных предприятии городского округа «Город Калининград» (в редакции постановления от < Дата > № №);
3. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № № «Об утверждении регламента исполнения функций администрации городского округа «Город Калининград» по установлению ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу в городском округе «Город Калининград»;
4.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № № «Об утверждении Положения о порядке закрепления объектов муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятиями городского округа «Город Калининград», на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями и муниципальными учреждениями городского округа «Город Калининград»;
5.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № № «Об утверждении Порядка организации и финансирования общественно полезной деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории городского округа "Город Калининград»;
6.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № № «Об утверждении Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и создании комиссии по приемке работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на территории городского округа «Город Калининград»;
7. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > №№ «Об утверждении Порядка проведения захоронения (перезахоронения) останков погибших при защите Отечества, советского гражданского населения, военнослужащих армий и гражданского населения других государств, обнаруженных в ходе поисковых работ и при производстве земляных работ на территории городского округа «Город Калининград»;
8. Постановление администрации городского округа "Город Калининград" от < Дата > № № «Об утверждении Регламента администрации городского округа «Город Калининград» исполнения муниципальной функции по оформлению и выдаче технического задания на проектирование улично-дорожной сети»;
9.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № № «Об утверждении порядка формирования перечня объектов муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград» в целях обеспечения их соответствия требованиям энергоэффективности, безопасности и санитарным нормам»;
10.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № № «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа «Город Калининград» общественным объединениям инвалидов и ветеранов, осуществляющим деятельность на территории городского округа «Город Калининград»;
11. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № № «Об утверждении Положения об организации общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, в отношении объектов, находящихся г муниципальной собственности городского округа «Город Калининград»;
12. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > № № «Об утверждении Регламента исполнения функции администрации городского округа «Город Калининград» по выдаче молодой семье свидетельства о праве на получение дополнительной социальной выплаты при рождении или усыновлении (удочерении) ребенка»;
В адрес главы городского округа «Город Калининград» < Дата > исх. № прокурором Центрального района г. Калининграда внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (вх. № № от < Дата >), которое было рассмотрено < Дата >. В ходе рассмотрения представления прокуратуры установлено, что постановлена администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата >. N» № «Об утверждении Положения об организации общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Калининград» утратило силу с < Дата >.
< Дата > в адрес прокуратуры района направлен ответ, согласно которому антикоррупционная экспертиза вышеуказанных нормативных правовых актов администрацией городского округа «Город Калининград» не проводилась по причине их внутреннего распорядительного и организационного характера, а также разработки нормативных правовых актов во исполнение регионального и федерального законодательства.
В качестве причины отсутствия факта проведения антикоррупционной экспертизы также указывалось несоответствие предмета нормативного правового акта требованиям пункта 1.5 Положения.
Кроме того, в адрес прокуратуры района сообщалось о направлении всех вышеуказанных нормативных правовых актов в адрес Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области, являющимся уполномоченным органом по организации и ведению регионального регистра муниципальных правовых актов, и об отсутствии замечаний со стороны регионального министерства.Таким образом, представление прокуратуры района не было рассмотрено надлежащим образом, мер к устранению выявленных нарушений действующего законодательства должностными лицами администрации городского округа «Город Калининград» предпринято не было.
Более того, ссылки исполнительного органа городского округа на распорядительный и организационный характер принятых нормативных правовых актов, разработку нормативных правовых актов во исполнение регионального и федерального законодательства, а также несоответствия предмета нормативных правовых актов перечню, предусмотренному пунктом 1.5. Положения не основаны на нормах действующего законодательства.
Исходя из изложенного, в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь ст.22, 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор просит признать незаконным действия администрации городского округа «Город Калининград» в части отказа в удовлетворении представления прокурора Центрального района г. Калининграда от < Дата > № №; обязать администрацию городского округа «Город Калининград» провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, указанных в представлении прокурора района.
В судебном заседании представитель административного истица - ст. помощник прокурора Центрального района г. Калининграда Рыбин С.В. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, на их удовлетворении настаивал.
Представителя административного ответчика Скопинцева Л.Н., Чалченко Е.В. возражали против удовлетворения требований.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 4-П, от дата N 5-П, от дата N 9-П, от дата N 5-П и др.).
При этом из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 508-О, от дата N 389-О-О, от дата N 314-О-О и др.).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса, то есть, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Как установлено законом, проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется на стадии принятия нормативного правового акта.
Вместе с тем, в данном случае, указанные в представлении прокурора нормативные правовые акты уже приняты, а для оспаривания принятых нормативных правовых актов существует иной способ оспаривания, предусмотренный главой 21 КАС РФ.
Кроме того, прокурор также проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе…») и в случае установления коррупциогенных факторов вправе обратиться с административным иском о признании муниципального нормативного акта недействующим в указанной части. Между тем, доводов о наличии конкретных коррупциогенных факторов заявлено не было.
Учитывая, что нормативные акты уже приняты и действуют, то проведение их антикоррупционной экспертизы на данной стадии муниципального нормотворчества не сможет обеспечить восстановления прав неопределенного круга лиц, а, следовательно, прокурором избран ненадлежащий способ защиты прав и свобод граждан.
На основании вышеизложенного, административный иск прокурора не может быть рассмотрен в порядке, установленном главой 22 Кодекса для оспаривания действий (бездействия) должностных лиц, поскольку действующее законодательства не предусматривает принятие такого решения в судебном порядке и для разрешения указанных в заявлении вопросов существует иной порядок.
Согласно статье 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 КАС РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу по административному иску прокурора Центрального района г. Калининграда к администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконными действий в части отказа в удовлетворении представления прокурора от < Дата > №№, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, - прекратить.
Одновременно разъяснить лицам, участвующим в деле, что на основании ст. 128 КАС РФ, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 15 дней со дня вынесения.
Судья