Решение по делу № 2а-1117/2017 (2а-7732/2016;) от 21.12.2016

Дело № 2а-1117/2017

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 апреля 2017 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи                  Эльзессера В.В.,

при секретаре                             Мазяр К.А,,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Центрального района г. Калининграда к администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконными действий в части отказа в удовлетворении представления прокурора от < Дата >, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснования следующие обстоятельства.

Постановлением главы администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > утверждено Положение «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации городского округа «Город Калининград» и их проектов» (далее - Положение).

В соответствии с положениями п. 1.5 данного Положения обязательной экспертизе подлежат правовые акты администрации и их проекты по вопросам, касающимся:

-    прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

управления муниципальной собственностью муниципального образования «Городской округ "Город Калининград»;

-    предоставления мер поддержки;

-    бюджетных правоотношений;

-    лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства;

-    муниципальной службы в городском округе «Город Калининград»;

-    социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы.

По результатам прокурорской проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, при принятии в < Дата > году администрацией ГО «Город Калининград» следующих нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза не проводилась:

1. Постановление администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении Порядка выявления, перемещения (вывоза), временного хранения, утилизации транспорта, непригодного к эксплуатации и имеющего признаки брошенного, на территории    городского округа «Город Калининград»;

2. Постановление администрации ГО «Город Калининград» от < Дата > «О внесении изменений в постановление главы администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении правовых актов, регламентирующих деятельность и оплату труда руководителей муниципальных унитарных предприятии городского округа «Город Калининград» (в редакции постановления от < Дата >);

3. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении регламента исполнения функций администрации городского округа «Город Калининград» по установлению ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу в городском округе «Город Калининград»;

4.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении Положения о порядке закрепления объектов муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятиями городского округа «Город Калининград», на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями и муниципальными учреждениями городского округа «Город Калининград»;

5.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении Порядка организации и финансирования общественно полезной деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории городского округа "Город Калининград»;

6.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и создании комиссии по приемке работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на территории городского округа «Город Калининград»;

7. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении    Порядка проведения захоронения (перезахоронения) останков погибших при защите Отечества, советского гражданского населения, военнослужащих армий и гражданского населения других государств, обнаруженных в ходе поисковых работ и при производстве земляных работ на территории городского округа «Город Калининград»;

8. Постановление администрации городского округа "Город Калининград" от < Дата > «Об утверждении Регламента администрации городского округа «Город Калининград» исполнения муниципальной функции по оформлению и выдаче технического задания на проектирование улично-дорожной сети»;

9.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении порядка формирования перечня объектов муниципального жилищного фонда городского округа «Город Калининград» в целях обеспечения их соответствия требованиям энергоэффективности, безопасности и санитарным нормам»;

10.Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа «Город Калининград» общественным объединениям инвалидов и ветеранов, осуществляющим деятельность на территории городского округа «Город Калининград»;

11. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении Положения об организации общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, в отношении объектов, находящихся г муниципальной собственности городского округа «Город Калининград»;

12. Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата > «Об утверждении Регламента исполнения функции администрации городского округа «Город Калининград» по выдаче молодой семье свидетельства о праве на получение дополнительной социальной выплаты при рождении или усыновлении (удочерении) ребенка»;

В адрес главы городского округа «Город Калининград» < Дата > исх. прокурором Центрального района г. Калининграда внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства (вх. № от < Дата >), которое было рассмотрено < Дата >. В ходе рассмотрения представления прокуратуры установлено, что постановлена администрации городского округа «Город Калининград» от < Дата >. N» «Об утверждении Положения об организации общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности городского округа «Город Калининград» утратило силу с < Дата >.

< Дата > в адрес прокуратуры района направлен ответ, согласно которому антикоррупционная экспертиза вышеуказанных нормативных правовых актов администрацией городского округа «Город Калининград» не проводилась по причине их внутреннего распорядительного и организационного характера, а также разработки нормативных правовых актов во исполнение регионального и федерального законодательства.

В качестве причины отсутствия факта проведения антикоррупционной экспертизы также указывалось несоответствие предмета нормативного правового акта требованиям пункта 1.5 Положения.

Кроме того, в адрес прокуратуры района сообщалось о направлении всех вышеуказанных нормативных правовых актов в адрес Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области, являющимся уполномоченным органом по организации и ведению регионального регистра муниципальных правовых актов, и об отсутствии замечаний со стороны регионального министерства.Таким образом, представление прокуратуры района не было рассмотрено надлежащим образом, мер к устранению выявленных нарушений действующего законодательства должностными лицами администрации городского округа «Город Калининград» предпринято не было.

Более того, ссылки исполнительного органа городского округа на распорядительный и организационный характер принятых нормативных правовых актов, разработку нормативных правовых актов во исполнение регионального и федерального законодательства, а также несоответствия предмета нормативных правовых актов перечню, предусмотренному пунктом 1.5. Положения не основаны на нормах действующего законодательства.

Исходя из изложенного, в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь ст.22, 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор просит признать незаконным действия администрации городского округа «Город Калининград» в части отказа в удовлетворении представления прокурора Центрального района г. Калининграда от < Дата >; обязать администрацию городского округа «Город Калининград» провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, указанных в представлении прокурора района.

В судебном заседании представитель административного истица - ст. помощник прокурора Центрального района г. Калининграда Рыбин С.В. заявленные требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, на их удовлетворении настаивал.

Представителя административного ответчика Скопинцева Л.Н., Чалченко Е.В. возражали против удовлетворения требований.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47 часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 4-П, от дата N 5-П, от дата N 9-П, от дата N 5-П и др.).

При этом из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 508-О, от дата N 389-О-О, от дата N 314-О-О и др.).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса, то есть, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Как установлено законом, проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется на стадии принятия нормативного правового акта.

Вместе с тем, в данном случае, указанные в представлении прокурора нормативные правовые акты уже приняты, а для оспаривания принятых нормативных правовых актов существует иной способ оспаривания, предусмотренный главой 21 КАС РФ.

Кроме того, прокурор также проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе…») и в случае установления коррупциогенных факторов вправе обратиться с административным иском о признании муниципального нормативного акта недействующим в указанной части. Между тем, доводов о наличии конкретных коррупциогенных факторов заявлено не было.

Учитывая, что нормативные акты уже приняты и действуют, то проведение их антикоррупционной экспертизы на данной стадии муниципального нормотворчества не сможет обеспечить восстановления прав неопределенного круга лиц, а, следовательно, прокурором избран ненадлежащий способ защиты прав и свобод граждан.

На основании вышеизложенного, административный иск прокурора не может быть рассмотрен в порядке, установленном главой 22 Кодекса для оспаривания действий (бездействия) должностных лиц, поскольку действующее законодательства не предусматривает принятие такого решения в судебном порядке и для разрешения указанных в заявлении вопросов существует иной порядок.

Согласно статье 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 КАС РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу по административному иску прокурора Центрального района г. Калининграда к администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконными действий в части отказа в удовлетворении представления прокурора от < Дата >, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, - прекратить.

Одновременно разъяснить лицам, участвующим в деле, что на основании ст. 128 КАС РФ, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 15 дней со дня вынесения.

Судья

2а-1117/2017 (2а-7732/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
Прокуратура Центрального района Калининграда
Ответчики
Администрация ГО "Город Калининград"
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Эльзессер Владимир Владимирович
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
21.12.2016Регистрация административного искового заявления
22.12.2016Передача материалов судье
26.12.2016Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2017Предварительное судебное заседание
02.03.2017Судебное заседание
29.03.2017Судебное заседание
20.04.2017Судебное заседание
15.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее