Судья Фролова С.Л. № 33а-431
№ 2-1968/2020
67RS0002-01-2020-001540-67
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2021 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой О.А.,
судей Савушкиной О.С., Холиковой Е.А.,
при секретаре Иваничкиной В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке апелляционные жалобы ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области и УФСИН России по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области - Халматовой О.В., представителя УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России - Бирюковой С.Б., возражения прокурора Протасова С.А., судебная коллегия,
установила:
Смоленский прокурор по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений, обратился в суд с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области о совершении действий по устранению нарушений законодательства, указывая, что по результатам проверки от 18.11.2019 выявлены нарушения требований законности и прав осужденных, поскольку администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области не исполняются требования ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» о создании надлежащих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении, не осуществляется ведомственный контроль за соблюдением прав осужденных в учреждении.
Просил:
- обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области не позднее 12 месяцев с момента вступлении решения суда в законную силу в соответствии с требованиями ст.ст. 10, 11, 12 УИК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» провести текущий ремонт: комнаты длительных свиданий № 8, помещений жилых секций, комнат воспитательной работы, комнат для хранения продуктов питания и приема пищи, санитарных узлов: в здании общежития № 3 (отряд со строгими условиями отбывания наказания - СУОН); здании общежития № 4 (отряды №№ 13, 15); здании общежития № 7 (отряды №№ 10, 12); здании общежития № 2 (отряды №№ 8, 11); здании общежития № 9 (отряды №№ 5, 7); здании общежития № 1 (отряд № 6);
- отряд со строгими условиями отбывания наказания СУОН; в здании общежития № 4 (отряды № 13,15); здание общежития № 7 (отряды №№ 10,12); здание - общежития № 2 (отряды №№ 8, 11); здание общежития № 9 (отряды №№ 5, 7); здание общежития № 1 (отряд № 6) комнаты приема пищи и хранения продуктов питания укомплектовать индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания, комнатами для хранения уборочного инвентаря, кабинетами для индивидуальной психологической работы с осужденными;
- общежитие отряда № 15 укомплектовать в достаточном количестве санитарно-техническим оборудованием по норме не менее 1 унитаз, 1 лотковый писсуар на 15 человек и 1 умывальник на 10 человек;
- обязать УФСИН России по Смоленской области для устранения нарушений требований закона в 6 месячный срок после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области (т. 1 л.д. 2-3, 40-42, т. 2 л.д.63-65, 67-68).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования привлечен ФСИН России.
Определением суда производство по делу по иску Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-2 У ФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области о совершении действий по устранению нарушений законодательства, в части заявленных требований о возложении обязанности на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области по оборудованию комнатами для хранения хозинвентаря, комнату ожидания для спецконтингента, комнату для проведения аутотренегов, комнату для проведения психодиагностики прекращено.
В судебном заседании Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ Протасов С.А. поддержал заявленные требования с учетом уточнений.
Представитель УФСИН России по Смоленской области Бирюкова С.Б. в судебном заседании заявленные требования не признала, дополнив, что после проведенной проверки учреждения проводятся работы по устранению имеющихся нарушений, часть из которых выполнена, поддержала доводы изложенные в письменных возражениях на иск.
Представитель ФСИН России Бирюкова С.Б. в судебном заседании полагала не подлежащим удовлетворению заявленные требования, сославшись на письменные возражения.
Представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области Евменьков Л.М. в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал изложенную позицию представителя УФСИН России по Смоленской области БирюковаС.Б., а также письменные возражения.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 12.11.2020 иск прокурора удовлетворен частично (т. 2 л.д. 75-79).
Суд обязал ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области: устранить нарушения требований законодательства не позднее 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу - создать соответствующие условия содержания граждан в пенитенциарном учреждении; в соответствии с требованиями ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» провести текущий ремонт: комнаты длительных свиданий №8, помещений жилых секций, комнат воспитательной работы, комнат для хранения продуктов питания и приема пищи, санитарных узлов в здании общежития №3 отряд со строгими условиями отбывания наказания - СУОН, в здании общежития №4 отряды 13, 15, здание общежития №7 отряды №10,12, здание общежития №2 отряды №8, 11, здание общежития №9 отряды №5,7, здание общежития №1 отряд №6; комнаты приема пищи и хранения продуктов питания отряда со строгими условиями отбывания наказания СУОН, в здании общежития №4 отряды №13, 15, здание общежития №7 отряды №10,12, здание общежития №2 отряды №8, 11, здание общежития №9 отряды №5, 7, здание общежития №1 отряд №6 укомплектовать индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания; общежитие отряда № 15 укомплектовать санитарно-техническим оборудованием по норме не менее 1 унитаз, 1 писсуар на 15 человек; 1 умывальник на 10 человек.
На УФСИН России по Смоленской области возложена обязанность в соответствии с Положением «Об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области», утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 года № 518 для устранения нарушений требований закона в десятимесячный срок после вступления решения суда в законную силу осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое создания соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области просит решение суда отменить и принять новое об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что судом не учтено, что для проведения капитального ремонта выделены денежные средства; проведен текущий ремонт помещений общежитий отрядов, комнат длительных свиданий, помещений жилых секций, комнат воспитательной работы; в некоторых помещениях ремонт не требуется, что подтверждается фотографиями; закуплено 50 стеллажей для хранения продуктов, 10 из которых переданы учреждению, еще будет доставлено 60 стеллажей. Установка 1 унитаза и 1 писсуара из расчета на 15 человек невозможна исходя из площади помещения, где нельзя установить дополнительный унитаз или писсуар, поэтому планируется уменьшение численности содержания осужденных в общежитии отряда № 15, с целью соблюдения нормативов обеспечения санитарно-техническим оборудованием. Понуждение УФСИН России по Смоленской области к выделению денежных средств является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Смоленской области просит решение отменить и принять новое, при этом учесть мероприятия, проведенные ответчиками в период с даты предъявления иска до вступления решения суда в законную силу (ремонт помещений, установка стеллажей для хранения продуктов питания); а также предложения УФСИН России по Смоленской области о проведении капитального ремонта в отряде СУОН в 2021 году; невозможность установки дополнительных санитарных приборов в туалете отряда № 15 исходя из его площади, а также предложение ответчиков о решении вопроса с недостаточным количеством санитарных приборов в отряде № 15 путем перемещения части осужденных из отряда в общежитие на 390 мест. Полагают, что суду необходимо в решении указать, в каких именно помещениях необходимо провести ремонт (виды работ и объем), какое именно количество санитарных приборов необходимо установить. Указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих факты нарушений в части обеспечения материально-бытовых условий содержания осужденных. В настоящее время отряды №№ 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15 и отряд СУОН укомплектованы индивидуальными ячейками для хранения продуктов питания, что подтверждено представленными в дело справками.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 16.02.2021 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по иску Смоленского прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области о совершении действий по устранению нарушений законодательства, по апелляционным жалобам ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области и УФСИН России по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 12 ноября 2020 г. по правилам административного судопроизводства, дело передано в судебную коллегию по административным делам Смоленского областного суда. Указанное определение сторонами по делу обжаловано не было.
В суде апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области - Халматова О.В., представитель УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России - Бирюкова С.Б., доводы своих апелляционных жалоб поддержали.
Прокурор Протасов С.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этими действиями (бездействием) прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Статьей 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области является учреждением уголовно-исправительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы для осужденных, которым назначен строгий вид режима. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказания.
Общежития исправительной колонии построены в 1958 и 1969 годах. При их
проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент «Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР).
Согласно справке ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Смоленской области по состоянию на 21.07.2020 численность осужденных в учреждении составляет 732 осужденных.
В соответствии с проведенной 18.11.2019 проверкой на имя начальника УФСИН по Смоленской области направлено представление Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ об устранении нарушений требований законодательства, аналогичное представление направлено начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области (т.1 л.д. 4-5, 10).
В ходе проведенной проверки выявлены многочисленные нарушения предусмотренного ст.99 УИК РФ права осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение. В общежитиях всех отрядов отсутствуют комнаты психологической разгрузки, хранения хозинвентаря; на момент проведения проверки комнаты приема пищи и хранения продуктов питания ИК-2 во всех отрядах не укомплектованы индивидуальными ячейками; общежитие отряда №15 не укомплектовано в достаточном количестве санитарно-техническим оборудованием, установлено лишь 4 унитаза на 89 осужденных при норме не менее 1 на 15 человек, умывальников 5 на 89 осужденных, что значительно ниже нормы (1 умывальник на 10 осужденных); так же в ходе проверки установлено, что администрацией учреждения ИК-2 нарушаются требования ч. 10, ч. 11 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) и ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 152-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», поскольку на момент обхода в отряде №15 в комнате воспитательной работы, в комнате длительных свиданий №8 на потолке и стенах подтеки, обсыпание штукатурки, плесень на стенах; требуют ремонта в связи с дефектами покрытие пола, отслоение краски и штукатурки на стенах, потолках, наличием следов протечек атмосферных осадков помещения жилых секций отрядов, комнат хранения продуктов питания и приема пищи, санитарные узлы в отряде СУОН.
По результатам рассмотрения представления Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в адрес последнего ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области направлено письмо, согласно которого имеющиеся нарушения подтверждены, приняты соответствующие меры (л.д. 6-9, т.1).
УФСИН России по Смоленской области 02.03.2020 г. проведено совещание, по результатам которого составлен протокол №2, согласно которого указанные в представлении нарушения подтверждены, составлен план мероприятий по устранению допущенных нарушений (л. 15-17, т.1).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Возлагая на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области обязанности по созданию надлежащих условий содержания граждан в данном пенитенциарном учреждении, а на УФСИН России по Смоленской области обязанность осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания соответствующих условий содержания, суд первой инстанции руководствовался положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», сводом правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1454 от 20 октября 2017 г., положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2014 г. № 1314, положением об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, утвержденным приказом ФСИН РФ от 11.06.2015 № 518.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона
Доводы апелляционной жалобы о том, что исправительным учреждением в настоящее время предпринимаются меры по созданию надлежащих условий содержания, в частности для проведения капитального ремонта выделены денежные средства, также учреждением выполнен ряд мероприятий по устранению имеющихся нарушений относительно проведения текущего ремонта помещений общежитий отрядов, комнат длительных свиданий, помещений жилых секций, комнат воспитательной работы правильных выводов суда не опровергают, поскольку исправительное учреждение, до проведения проверки прокурором и вынесения соответствующих представлений необходимых действий по устранению имеющихся нарушений прав осужденных, предусмотренных уголовно-исполнительном законодательством Российской Федерации, не предпринимало. Кроме того, представление прокурора об устранений нарушений в установленном законом порядке административным ответчиком не обжаловалось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области допущено бездействие, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации по созданию соответствующих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении, и соответственно возложение на административного ответчика обязанностей по их устранению являются правильными, основанными на полной и всесторонней оценки представленных сторонами доказательств и установления юридически значимых обстоятельств.
Доводы жалобы о том, что понуждение УФСИН России по Смоленской области к осуществлению материально-технического обеспечения являются ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.
В соответствии с пп. 1 и 2 п. 15 Положения об УФСИН по Смоленской области, утв. приказом ФСИН России от 11.06.2015 №518, Управление обеспечивает в соответствии с законодательством РФ, в том числе: условия содержания осужденных лиц, содержащихся под стражей в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; осуществляет, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных.
Вопросы, связанные с финансированием ФКУ ИК-2, в том числе и мероприятий по материально-техническому обеспечению, по устранению нарушений действующего законодательства производятся за счет Федерального бюджета и данное финансирование производится через Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Смоленской области.
Доводы жалобы о несогласии со сроком (в течение 18 месяцев для ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области и в течение 10 месяцев – для УФСИН России по Смоленской области с момента вступления решения в законную силу) для устранения нарушений, основанием для отмены решения суда не является.
При этом судебная коллегия отмечает, что в случае невозможности исполнения решения в установленный срок, административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки данных доказательств у суда апелляционной инстанции отсутствуют, в связи с чем, не могут повлечь отмену судебного решения.
Вместе с тем, в силу вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области по созданию надлежащих условий содержания граждан в пенитенциарном учреждении.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2020 ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: