Судья Туглакова И.Б. по делу № 33-8525/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2023 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе судьи Алферьевской С.А., при секретаре Богомоевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на определение Усольского городского суда Иркутской области от 19 июля 2023 года об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, с учетом определения суда от 18 августа 2023 года об исправлении описки,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес изъят> обратился с заявлением о замене взыскателя по исполнительному листу ФС Номер изъят, выданному Дата изъята в отношении Сайченко АА о взыскании в пользу ТФОМС <адрес изъят> средств, затраченных на лечение потерпевшего, в размере 19 509,77 руб., его правопреемником Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по <адрес изъят>.
В обоснование заявления указано, что в производстве Усольского городского суда <адрес изъят> находилось уголовное дело Номер изъят по обвинению Сайченко АА в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ.
Дата изъята судом выдан исполнительный лист серии ФС Номер изъят в отношении Сайченко АА о взыскании в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан <адрес изъят> средств, затраченных на лечение потерпевшего, в сумме (данные изъяты) руб.
Дата изъята на основании данного исполнительного листа Усольским РОСП ГУФССП по <адрес изъят> возбуждено исполнительное производство Номер изъят-ИП.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1756 внесены изменения в Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995.
Согласно данным изменениям администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным судом судебного акта либо перечисления денежных средств ответчиком до вынесения федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по иску (заявлению) прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и разрешенному в пользу Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В связи с чем, задолженность по исполнительному листу подлежит передаче Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес изъят> путем изменения взыскателя в исполнительном производстве.
Определением Усольского городского суда <адрес изъят> от Дата изъята в удовлетворении заявления Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес изъят> о процессуальном правопреемстве отказано.
В частной жалобе Территориальный фонд просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу.
В обоснование частной жалобы указывает, что судом не принято во внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1756 внесены изменения в Правила, согласно которым администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным судом судебного акта либо перечисления денежных средств ответчиком до вынесения федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по иску (заявлению) прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и разрешенному в пользу Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Постановлением от 15.10.2021 № 1756 предусмотрена передача Федеральной службе судебных приставов в полном объеме задолженности, образованной в связи с неисполнением судебных актов о взыскании в бюджетную систему Российской Федерации денежных взысканий (штрафов), назначенных судами по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, административного дела или дела об административном правонарушении, возбужденного по иску (заявлению, постановлению) прокурора.
Задолженность по исполнительному листу серии ФС Номер изъят от Дата изъята подлежит передаче Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес изъят> путем изменения взыскателя в исполнительном производстве.
В силу положений ч. 3, ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрено судьей апелляционной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материал, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
Разрешая заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес изъят>, руководствуясь положениями статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями по их применению, суд первой инстанции установил, что вступившим в законную силу приговором Усольского городского суда <адрес изъят> от Дата изъята удовлетворен гражданский иск прокурора <адрес изъят> в защиту интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, с Сайченко АА в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес изъят> взысканы денежные средства, затраченные на лечение потерпевшего Б., в размере (данные изъяты) руб., на основании исполнительного листа ФС Номер изъят, выданного Усольским городским судом <адрес изъят>, в отношении должника Сайченко АА возбуждено исполнительное производство, взыскатель - ТФОМС <адрес изъят>.
В свою очередь, поскольку взыскатель в исполнительном производстве Номер изъят-ИП не выбыл, суд не усмотрел оснований для его замены на ГУФССП по <адрес изъят>.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на имеющихся доказательствах, соответствуют материалам дела, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Вопреки доводам частной жалобы при разрешении заявления о процессуальном правопреемстве суд проанализировал положения Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995, а также изменения, внесенные в названные Правила постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1756, и пришел к правильному выводу о том, что указанные нормативные акты не свидетельствуют о выбытии взыскателя в исполнительном производстве Номер изъят-ИП.
Процессуальное правопреемство, то есть замена одной из сторон процесса другим лицом, правопреемником, происходит в тех случаях, когда сторона выбывает из материального правоотношения, а ее права и обязанности переходят к другому лицу. Основой правопреемства является правопреемство, предусмотренное нормами материального права.
Вне зависимости от основания материального правопреемства процессуальное правопреемство допускается лишь после того, как произойдет замена в материальном правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах).
В соответствии с абзацем 6 пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995, в случае принятия федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по результатам рассмотрения гражданского дела, административного дела либо перечисления денежных средств ответчиком до вынесения федеральным судом судебного акта администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением доходов, указанных в абзацах девятом и десятом настоящего пункта) осуществляется органом или учреждением, указанными в абзаце первом настоящего пункта, а также государственной корпорацией, публично-правовой компанией, от имени которых соответствующее должностное лицо (в том числе государственный инспектор в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) направило дело на рассмотрение в федеральный суд, обратилось в федеральный суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1756 пункт 4 Правил дополнен абзацем 9, согласно которому администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным судом судебного акта либо перечисления денежных средств ответчиком до вынесения федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по иску (заявлению) прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и разрешенному в пользу Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1756 Федеральной службе судебных приставов поручено организовать работу совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в части проведения инвентаризации неоконченных исполнительных производств и дебиторской задолженности, образованной в связи с неисполнением судебных актов о взыскании в бюджетную систему Российской Федерации денежных взысканий (штрафов), назначенных судами по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, административного дела или дела об административном правонарушении, возбужденного по иску (заявлению, постановлению) прокурора, и обеспечения передачи указанной задолженности Федеральной службе судебных приставов в полном объеме в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Таким образом, в силу абзаца 6 пункта 4 Правил и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 № 1756 полномочия прокурора как взыскателя по исполнительному производству прекращаются после передачи им неоконченных исполнительных производств и дебиторской задолженности Федеральной службе судебных приставов в полном объеме, прокурор не выбывает автоматически из материального правоотношения вследствие внесения изменений в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции из материалов дела, прокурор не является стороной в исполнительном производстве Номер изъят-ИП, взыскатель в исполнительном производстве - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области.
По смыслу статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области не является правопреемником Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, факт выбытия взыскателя в указанном исполнительном производстве какими-либо доказательствами не подтвержден.
Право Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области на предъявление иска к физическим или юридическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу, предусмотрено подпунктом 11 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации».
В силу положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы прокуратуры наделены полномочиями на предъявление регрессных исков в интересах Российской Федерации в лице территориального фонда обязательного медицинского страхования о взыскании средств обязательного медицинского страхования, затраченных на лечение граждан, потерпевших от противоправных действий виновных лиц.
В соответствии со статьями 10 и 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, которые входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации» территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Постановлением Правительства Иркутской области от 28.10.2021 № 800-пп утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области наделен правом главного администратора доходов бюджета платежей по искам, предъявленным к лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов на оказание медицинской помощи.
Взысканные денежные средства, поступающие в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области по возбужденным исполнительным производствам, зачисляются в бюджет Фонда и направляются на финансирование программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Иркутской области.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области о замене взыскателя в исполнительном производстве его правопреемником Главным управлением Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам заявителя не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, судья апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.09.2023.