Дело № 2-499/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 октября 2018 года пос. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего - судьи Павлова В.И.,
при секретаре судебного заседания Павловой И.И.,
с участием: истца Шурчева А.А.,
представителя ответчика администрации Урмарского района Чувашской Республики Борисовой Н.А.,
представителя администрации Большеяниковского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики Александровой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шучев АА к администрации Урмарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры на территории Урмарского района Чувашской Республики,
у с т а н о в и л:
Шучев АА обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что он обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что подтверждается свидетельством о его рождении, а также решениями суда от (дата) о лишении его отца ФИО3 родительских прав и от (дата) об ограничении родительских прав его матери ФИО4.
Указав, что на основании постановления администрации (адрес изъят) ЧР от (дата) № он включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории (адрес изъят) ФИО1 Республики по договору найма специализированного жилого помещения.
Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, хотя список сирот на получение жилых помещений не предполагает формирование очереди и длительного ожидания, полагает, что ответчик не реализовал в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на него нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечил надлежащей реализации прав и законных его интересов по вопросам получения благоустроенного жилого помещения.
Шучев АА со ссылкой на Конституцию РФ, Закон ЧР от (дата) № «О регулировании жилищных отношений», постановление Кабинета министров ЧР от 25 июля 2013 года № 292 «Об утверждении порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просил обязать администрацию (адрес изъят) ФИО1 Республики предоставить Шучев АА, (дата) года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории (адрес изъят) ФИО1 Республики.
В судебном заседании истец Шучев АА исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в нем основаниям и просил их удовлетворить, указав, что своего жилья он не имеет, временно проживает у сестры, а по месту регистрации жилой дом непригоден для проживания, в связи с чем ему негде жить.
Представитель администрации (адрес изъят) ФИО1 Республики ФИО9, действующая на основании доверенности от (дата), иск не признала и показала, что истец Шучев АА в списке лиц, нуждающихся в благоустроенном жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, состоит под условным номером №. Обеспечение жильем детей-сирот возможно в пределах лимита бюджетных средств, выделенных на эти цели Законом ФИО1 Республики о республиканском бюджете ФИО1 Республики на соответствующий год и обеспечение истицы помещением по договору найма специализированных жилых помещений возможно в порядке очередности, установленной списком, в пределах лимита бюджетных средств, выделенных на эти цели законом ФИО1 Республики о республиканском бюджете ФИО1 Республики на соответствующий год. (адрес изъят) ЧР не имеет своих денежных средств на указанные цели. В случае удовлетворения исковых требований будут ущемлены права тех лиц, которые ранее истца были включены в список.
Представитель третьего лица - администрация Большеяниковского сельского поселения (адрес изъят) ФИО1 Республики ФИО10 полагала исковое заявление Шучев АА обоснованным.
Третьи лица - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 Республики, Министерство финансов ФИО1 Республики, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и посчитав их достаточными для принятия решения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Согласно паспорту (данные изъяты)
Из свидетельства о рождении I(данные изъяты)
Решением Урмарского районного суда ФИО1 Республики от (дата) ФИО3, (дата) года рождения, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО5, (дата) года рождения и Шучев АА, (дата) года рождения.
Решением Урмарского районного суда ФИО1 Республики от (дата) гражданка ФИО4, (дата) года рождения, ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетних детей – ФИО5, (дата) года рождения и Шучев АА, (дата) года рождения.
Постановлением администрации (адрес изъят) ФИО1 Республики № от (дата) постановлено включить в список по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Шучев АА, (дата) г.р., зарегистрированного по адресу: (адрес изъят), (адрес изъят) ФИО1 Республики с (дата).
Факт нуждаемости истца Шурчева А.А. в улучшении жилищных условий и его право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", стороной ответчика, третьими лицами не оспаривается.
Таким образом, принимая во внимание, что Шурчев А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, суд приходит к выводу, что у него имеется право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом доводы стороны ответчика об отсутствии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд находит несостоятельными, поскольку исходя из приведенных выше положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот на получение жилья и достижения Шурчевым А.А. совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.
Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 109.1 ЖК РФ следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Закон Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. На основании изложенного, у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 12.08.2014 г. N 86-КГПР14-7, следует, что формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.
Следовательно, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывала представитель ответчика ФИО9, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации (Определение N 20-КГПР15-11 от 13.10.2015 г.).
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств суд приходит к выводу, что исковое заявление у Шурчева А.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию Урмарского района Чувашской Республики предоставить Шучев АА, (дата) года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Урмарского района Чувашской Республики.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд.
Судья Урмарского районного суда В.И. Павлов.