Дело № 2а-901/2021
УИД 33RS0008-01-2021-001664-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 07 июня 2021 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре Платоновой Я.А.,
с участием
представителя административного истца Макаровой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов Козловой Натальи Михайловны, Козлова Александра Петровича, Козловой Арины Александровны, Козловой Полины Александровны, Козловой Софьи Александровны к администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области о признании незаконным бездействия административного ответчика и возложении обязанности по подготовке и утверждению проектно-сметной документации и строительству инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в Гусь-Хрустальный городской суд с административным иском в защиту интересов Козловой Н.М., Козлова А.П., Козловой А.А., Козловой П.А., Козловой С.А. к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный Владимирской области о признании незаконным бездействия административного ответчика и возложении обязанности по подготовке и утверждению проектно-сметной документации и строительству инженерной и транспортной инфраструктуры к земельному участку.
В обоснование иска указано, что на основании обращения Козловой Н.М. проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования город Гусь-Хрустальный земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления многодетной семье Козловых в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
До настоящего момента указанный земельный участок инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечен, бюджетные средства на указанные цели не запланированы, фактически не выделены.
Данным бездействием нарушаются права семьи Козловых на использование предоставленного земельного участка в соответствии с его целевым назначением, а также на принятие ими мер по улучшению своих жилищных условий, поскольку без подведенных к границам земельного участка объектов инженерной инфраструктуры осуществлять индивидуальное жилищное строительство, а также проживать в возведенном строении (доме) не представляется возможным.
По фактам выявленных нарушений главе МО г. Гусь-Хрустальный 26.02.2021 г. внесено представление, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
На основании изложенного просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, выраженное в не разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>
Возложить на административного ответчика обязанность до 01.07.2021 г. обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры и до 01.12.2021 г. обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к указанному земельному участку.
В судебном заседании прокурор Макарова Д.П. поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования г. Гусь-Хрустальный также в судебное заседание не явилась, представила заявление о признании требований, а также просила увеличить срок исполнения судебного решения.
В соответствии с правилами, установленными ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что постановлением главы муниципального образования город Гусь- Хрустальный № 914 от 29.12.2018 г. Козловой Н.М., Козлову А.П., Козловой А.А., Козловой П.А., Козловой С.А. в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с актом приема-передачи от 29.12.2018 г. МО г. Гусь-Хрустальный передало, а Козлова Н.М., Козлов А.П., Козлова А.А., Козлова П.А., Козлова С.А. приняли земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома до 3-х этажей.
Согласно материалам дела на указанном земельном участке материальными истцами возведен жилой дом(л.д. 57-61).
Судом установлено, что до настоящего времени к указанному земельному участку не подведена необходимая для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома инженерная (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортная (дороги, тротуары) инфраструктура.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно с ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.
Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Пунктом 1 части 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Закона Владимирской области от 25.02.2015 № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в случаях, установленных статьей 2 настоящего Закона, в собственность бесплатно однократно осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области (далее - орган местного самоуправления), обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 г. поручалось разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 1119-р утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, к числу которых отнесено утверждение субъектам Российской Федерации методических рекомендаций по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков рассматриваемой категории граждан (п. 7).
Согласно приказу Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» их целью является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее - земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро -, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро -, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Следовательно, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600, постановлением губернатора Владимирской области от 17.12.2013 г. № 1390 утверждена государственная программа области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (далее – Государственная программа).
Данная программа предусматривает возможность оказания материальной помощи бюджетам муниципальных образований области при обеспечении земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства инженерной инфраструктурой, путем предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ.
Целью программы является повышение доступности жилья для населения Владимирской области; стимулирование развития жилищного строительства; поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий; а также обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, решениями Президента РФ и Правительства РФ.
Проведение кадастровых работ и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков, планируемых для предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, а также проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам отнесено к исполнению органам местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области.
Государственная программа содержит подпрограмму 2 «Стимулирование развития жилищного строительства».
Согласно п. 3.2 приложения № 5 к указанной подпрограмме государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления или уже выделенных в собственность многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства.
Постановлением главы администрации МО г. Гусь-Хрустальный от 15.11.2017 № 144 утверждена муниципальная программа «Жилище», включающая в себя подпрограмму «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в г. Гусь-Хрустальный».
Постановлением главы города администрации МО г. Гусь-Хрустальный от 31.12.2020 № 343 в муниципальную программу «Жилище» внесены изменения.
Так, подпрограмма 5 «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, в г. Гусь-Хрустальный на 2018-2023 годы» дополнена мероприятием - разработка проектно-сметной документации на строительство объекта «Инженерная и транспортная инфраструктура к земельным участкам в районе улиц Крымская - Красносельская, г. Гусь-Хрустальный Владимирской области». Срок выполнения мероприятий - 2022 год. Ответственный исполнитель муниципальной подпрограммы МКУ «Служба единого заказчика» г. Гусь-Хрустальный.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования аналогичного характера содержатся и в п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 8 Устава 1 муниципального образования город Гусь-Хрустальный, утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования город Гусь-Хрустальный от 03.08.2005 № 82/13.
Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков, предназначенных для строительства и расположенных на территории муниципального образования город Гусь-Хрустальный, в том числе предоставленных многодетными семьям, системами инженерной и транспортной инфраструктуры возложена на муниципальное образование город Гусь- Хрустальный.
Как установлено судом, администрацией МО г. Гусь-Хрустальный в течение более двух лет с момента выделения земельного участка не предпринимались какие-либо меры по обеспечению возможности подключения выделенного земельного участка к сетям инженерно–технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению проекта об обеспечении инженерной инфраструктурой, а следовательно имеет место бездействие административного ответчика, которое является незаконным, и безусловно, нарушает права административных истцов на целевое использование земельного участка, а также принятие мер по улучшению своих жилищных условий, поскольку без подведенных к границам земельного участка объектов инженерной инфраструктуры осуществлять индивидуальное жилищное строительство, а также проживать в возведенном строении (доме) не представляется возможным.
Кроме того, учитывая, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, то в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложению на административного ответчика обязанностей по обеспечению земельного участка материальных истцов инженерной и транспортной инфраструктурой.
При этом суд полагает возможным установить сроки исполнения судебного решения, которые заявлены административным ответчиком, полагая их разумными и направленными на реальное исполнение своих обязательств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный, Владимирской области, выраженное в не разработке проектно-сметной документации и строительству инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером 33:25:000178:26, расположенному по адресу: <адрес>
Возложить на администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный, Владимирской области обязанность в срок до 01.12.2021 г. обеспечить подготовку и утверждение проектно-сметной документации на строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный, Владимирской области обязанность в срок до 01.07.2022 г. обеспечить строительство инженерной (водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктуры к земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Е.В. Забродченко
Мотивированное решение суда изготовлено 10 июня 2021 года.
Судья Е.В. Забродченко