Дело № 2а-16/2020 (№2а-322/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 18 февраля 2020 года
Ковдорский районный суд Мурманской области, расположенный по адресу: г. Ковдор, Мурманской области, ул. Баштыркова, д. 3, корп. 4, в составе:
председательствующего судьи Пак С.Б.,
при секретаре Покровской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Мурманской области к Трубецкому Андрею Владиленовичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Мурманской области (административный истец, Межрайонная ИФНС России №5 по Мурманской области) обратилась с административным иском к Трубецкому А.В. (административный ответчик) о взыскании обязательных платежей.
В обоснование заявленных требований указано, что Трубецкой А.В. является собственником транспортного средства: автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <№>, VIN: <№>, год выпуска <данные изъяты>, дата регистрации права <дд.мм.гг>. В силу норм Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Мурманской области «О транспортном налоге» от 18 ноября 2002 года № 368-01-ЗМО административному ответчику был исчислен транспортный налог за <данные изъяты> год в общей сумме <ххххх> рублей. Расчет транспортного налога приведен в налоговых уведомлениях от <дд.мм.гг> <№>, от <дд.мм.гг> <№>, от <дд.мм.гг> <№>, которые направлены налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом.
Кроме того, Трубецкой А.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый <№>, площадью <ххххх> кв.м., дата регистрации <дд.мм.гг>. В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Решения Совета депутатов муниципального образования Ковдорский район от 25.11.2016 № 121 «Об установлении на территории муниципального образования Ковдорский район налога на имущество физических лиц» административному ответчику был исчислен налог на имущество физических лиц за <ххххх> год в сумме <ххххх> рублей. Расчет налога приведен в налоговом уведомлении от <дд.мм.гг> <№>, направленном в адрес налогоплательщика заказным письмом.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки административный ответчик налоги не уплатил, на сумму недоимки начислены пени.
Административному ответчику направлено требование от <дд.мм.гг> <№>, от <дд.мм.гг> <№>, от <дд.мм.гг> <№>, от <дд.мм.гг> <№>, от <дд.мм.гг> <№> об уплате налога и пени. До настоящего времени указанное требование в добровольном порядке не исполнено.
Межрайонная ИФНС России № 5 по Мурманской области обратилась к мировому судье судебного участка Ковдорского судебного района Мурманской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Трубецкого А.В. задолженности. Определением от <дд.мм.гг> мировым судьей судебного участка Ковдорского судебного района Мурманской области на основании статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
По указанным основаниям просят взыскать с Трубецкого А.В. задолженность по транспортному налогу в сумме <ххххх> рублей, пени в размере <ххххх> рублей <ххххх> копейка, а также задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме <ххххх> рублей.
Одновременно с этим, административный истец обратился с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, ссылаясь на незначительный период пропуска, а также на то, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, то есть уполномоченным государственным органом была явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченной суммы транспортного налога, налога на имущество и пени.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области в суд не явился; о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Трубецкой А.В. в суд не явился, о дате, времени и месте судебных заседаний извещался по месту регистрации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей (абзац 1 пункта 1 статьи 48 НК Российской Федерации).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1 статьи 48 НК Российской Федерации).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 названной статьи (абзац 4 пункта 1 статьи 48 НК Российской Федерации).
Согласно пункту 2 той же статьи Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом (абзац 1 пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункта 2 статьи 48 НК Российской Федерации).
В силу пункта 3 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Трубецкой А.В. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. В его адрес были направлены налоговые уведомления (л.д. 20, 21, 22, 23, 24, 25).
В связи с неоплатой налогов в установленный срок, налоговый орган начислил налогоплательщику пени и направил в адрес Трубецкого А.В. налоговые требования:
<№> по состоянию на <дд.мм.гг>, согласно которому пени составляют <ххххх> рубля <ххххх> копеек, со сроком исполнения до <дд.мм.гг> (л.д. 36, 37)%
<№> по состоянию на <дд.мм.гг> на сумму налога <ххххх> рублей и пени в сумме <ххххх> рублей <ххххх> копеек, со сроком исполнения до <дд.мм.гг> (л.д. 34, 35);
<№> по состоянию на <дд.мм.гг> на сумму налога <ххххх> рублей, пени в сумме <ххххх> рублей <ххххх> копеек (л.д.32, 33);
<№> по состоянию на <дд.мм.гг> на сумму налога <ххххх> рубля <ххххх> копеек, со сроком исполнения до <дд.мм.гг> (л.д. 29-30, 31);
<№> по состоянию на <дд.мм.гг> на сумму налога <ххххх> рублей и пени <ххххх> рублей <ххххх> копеек, со сроком исполнения до <дд.мм.гг> (л.д. 26-27, 28).
Исходя из установленного срока исполнения требования до <дд.мм.гг> и положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, МИФНС России № 5 по Мурманской области обладало правом обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа в срок до <дд.мм.гг>.
Вместе с тем, Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Трубецкого А.В. вышеуказанной задолженности было направлено мировому судье судебного участка Ковдорского судебного района Мурманской области только <дд.мм.гг>.
Определением от <дд.мм.гг> на основании статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в принятии заявления о вынесения судебного приказа отказано (л.д. 18-19).
В Ковдорский районный суд Мурманской области с административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 5 по Мурманской области обратилась только <дд.мм.гг> (л.д. 2-4).
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога, пеней и штрафа в определенные сроки.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа, в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.
Между тем, в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено никаких доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах длительного бездействия компетентного органа по соблюдению требований приведенных выше положений закона ни при обращении в суд с иском, ни в ходе судебного разбирательства. Приведенные административным истцом обстоятельства пропуска установленного законом срока сводятся к незначительному периоду пропуска процессуального срока, однако, по какой причине данный срок пропущен административным истцом в ходатайстве не указывается, и в ходе подготовки и судебного разбирательства судом не установлено. Возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки имелась, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать, поскольку административным истцом срок обращения в суд с заявленными требованиями пропущен. На дату обращения с заявлением о вынесении судебного приказа и с настоящим административным иском МИФНС России № 5 по Мурманской области утратила право на принудительное взыскание с административного ответчика Трубецкого А.В. задолженности по транспортному налогу в размере <ххххх> рублей и пени в размере <ххххх> рублей <ххххх> копейка, а также задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме <ххххх> рублей, уважительные причины для восстановления данного срока отсутствуют.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных названным Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области к Трубецкому Андрею Владиленовичу о взыскании обязательных платежей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В кассационном порядке решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Председательствующий С.Б. Пак