Дело № 3а-150/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2021 г. г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Степановой М.Г., при секретаре Михаленко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдурахманова М.Х. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре, Правительству ХМАО-Югры, ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрация города Мегиона,

УСТАНОВИЛ:

Абдурахманов М.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами (номер) и (номер) в размере их рыночной стоимости, указывая, что он является собственником:

- земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: (адрес), кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 01.09.2014 в размере 23 779 137,60 рублей, а его рыночная стоимость составляет 8 881 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: (адрес), кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 18.07.2019 в размере 8 813 398,52 рублей, а его рыночная стоимость составляет 3 677 000 рублей.

Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков нарушает, по мнению административного истца, его права при начислении земельного налога. В целях снижения налоговых платежей истец просил установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости согласно отчету оценщика.

Административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, о причинах неявки не сообщили, явка указанных лиц не является обязательной и не признана таковой судом.

Управлением Росреестра по ХМАО-Югре, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО представлены письменные пояснения по делу, в которых они просят рассмотреть дело без участия их представителей и принять решение по усмотрению суда.

Остальные лица, участвующие в деле, возражений не представили.

Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Абдурахманов М.Х. является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес) что подтверждено выпиской из ЕГРН от 19.01.2021 (л.д. 10-12).

- с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Ханты(адрес), что подтверждено выпиской из ЕГРН от 14.12.2020 (л.д. 14-16), отзывом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УФО (л.д. 149-154).

Из пояснений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО следует, что земельный участок с кадастровым номером (номер) поставлен на государственный кадастровый учет 18.07.2019 на основании представленного заявления и межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием земельного участка из земель находящегося в государственной собственности с видом разрешенного использования – склады. Кадастровая стоимость участка определена в соответствии с пп. «а» п. 18 Порядка определения кадастровой стоимости с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале (номер), предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 646,76 руб./кв.м. (л.д. 149-154).

Согласно выпискам из ЕГРН от 17.12.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) определена по состоянию на 01.09.2014 в размере 23 779 137,6 рублей, утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.08.2015 № 249-п, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 22.08.2015 (л.д. 127),

- земельного участка с кадастровым номером (номер) определена по состоянию на 18.07.2019 в размере 8 813 398,52 рублей, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 18.07.2019 (л.д. 134).

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.8, 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в единый государственной реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из того, что административный истец является собственником указанных земельных участков и плательщиком земельного налога, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков влияют на его права и обязанности и он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать в суде те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В обоснование заявленного требования административный истец представил в суд отчет об оценке № 2399-01-2021-М/86 от 20.01.2021, подготовленный оценщиком <данные изъяты>, согласно которого итоговая величина рыночной стоимости земельных участков составляет:

- с кадастровым номером (номер) по состоянию на 01.09.2014 – 8 881 000 рублей,

- с кадастровым номером (номер) по состоянию на 18.07.2019 – 3 677 000 рублей (л.д. 22-101).

В силу положений ст. 24.15 и ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 59, ч. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, а также заключение эксперта, которые не являются обязательными для суда и оцениваются судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса, подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Анализ представленного истцом отчета свидетельствует о его соответствии требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; суждение относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Исследовав представленный административным истцом отчет, суд приходит к выводу о том, что он отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнения в достоверности.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчет которого мотивирован и не содержит противоречий.

Доказательств, которые опровергали бы заявленную административным истцом величину рыночной стоимости земельных участков или свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, ответчиками, заинтересованными лицами вопреки требованиям ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании заявления административного истца обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В связи с тем, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Законом об оценочной деятельности датой подачи заявления физическими лицами считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию. С административным исковым заявлением истец обратился в суд 29.01.2021 (л.д. 3-8).

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 01.09.2014 в размере рыночной стоимости – 8 881 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 18.07.2019 в размере рыночной стоимости – 3 677 000 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 29.01.2021.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа-Югра               М.Г. Степанова

мотивированное решение изготовлено 30.03.2021

3а-150/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдурахманов Мовлди Хузуевич
Ответчики
Управление Росреестра
Правительство ХМАО-Югры
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Другие
Администрация г. Мегиона
Чечеткина Марина Викторовна
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Степанова Марина Геннадьевна
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация административного искового заявления
02.02.2021Передача материалов судье
03.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2021Дело оформлено
07.06.2021Дело передано в архив
18.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее