Решение по делу № 2а-1095/2021 от 19.02.2021

Дело № 2а-1095/2021 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

13 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.

при секретаре Игнатенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1095/2021 по административному исковому заявлению АО ТД «РостовЦУМ», ООО «Силин», Лазуренко РА к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованное лицо: государственный регистратор Власенко ГВ о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете,

УСТАНОВИЛ:

АО ТД «РостовЦУМ», ООО «Силин», Лазуренко Р.А. обратились в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете, указав в обоснование заявленных требований, что им на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2206 кв.м. с кадастровым номером , в том числе входящие в его состав земельные участки с кадастровыми номерами , , , расположенные по адресу: <адрес>. При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером установлено, что сведения координат, содержащиеся в ЕГРН не соответствуют фактическим – контур объекта капитального строительства пересекает границу земельного участка. 27.08.2020 года административные истцы обратились в УФСГРКиК по РО с заявлением об исправлении реестровой ошибки, приложив к нему межевой план, подготовленный кадастровым инженером К по итогам рассмотрения которого было выдано уведомление № 61-0-1-236/3103/2020-8563 от 02.09.2020 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. 29.09.2020 года административному ответчику были предоставлены дополнительные документы и межевой план, однако УФСГРКиК по РО принято решение об отказе в государственном кадастровом учете, о чем направлено соответствующее уведомление № 61-0-1-236/3103/2020-8563/16 от 01.12.2020 года. Полагая принятое решение незаконным, АО ТД «РостовЦУМ», ООО «Силин», Лазуренко Р.А. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным указанный выше отказ в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> (уведомление № 61-0-1-236/3103/2020-8563/16 от 01.12.2020 года) и обязать УФСГРКиК по РО исправить реестровую ошибку.

Явившийся в судебное заседание представитель административного ответчика АО ТД «РостовЦУМ» Кочергина Е.А., действующая на основании доверенности, требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Явившийся в судебное заседание представитель административного ответчика Музыков Д.В., действующий на основании доверенности, требования административных истцов не признал и просил оставить их без удовлетворения, дав пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях.

Административные истцы ООО «Силин», Лазуренко Р.А., будучи надлежащим образом извещены о дате, месте и времени слушания иска, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 150 КАС РФ.

Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемогодействия(бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемыедействия(бездействие).

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу положений ч. 4 ст. 7 Закона о регистрации сведения в ЕГРН вносятся на основании документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Законом порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом о регистрации порядке.

В силу ст.ст. 16, 17 Закона о регистрации государственная регистрация прав носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход прав на недвижимое имущество.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела следующее.

27.08.2020 года административные истцы обратились в УФСГРКиК по РО с заявлением об исправлении реестровой ошибки № 61-0-1-236/3103/2020-8563, приложив к нему решение единственного акционера ЗАО «Силин» № 3 от 08.07.2019 года, приказ № 2 от 28.11.2019 года, протокол № 3 от 03.06.2020 года, приказ № 1-к от 28.03.2007, приказ № 49 от 04.06.2020 года, межевой план от 24.08.2020 года (т. 1 л.д. 8).

02.09.2020 государственным регистратором Власенко И.В. в адрес административных истцов направлено уведомление № 61-0-1-236/3103/2020-8563 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, согласно которому представленный межевой план выполнен с нарушением требований действующего законодательства, а именно: в элементе «CadastralBlock» указан кадастровый , в то время как в ЕГРН содержатся сведения о номере , отсутствует обоснование местоположения уточненных границ земельного участка (т. 1 л.д. 72-74).

29.09.2020 года предоставлены в УФСГРКиК по РО дополнительные документы: заявление на регистрацию дополнительных документов № 61-0-1-236/3103/2020-10189 от 29.09.2020, протокол № 3 от 03.06.2020 года, приказ № 49 от 04.06.2020 года, межевой план от 24.08.2020 года (т. 1 л.д. 9).

01.12.2020 года уведомлением № 61-0-1-236/3103/2020-8563/16 административным истцам сообщено об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с не устранением указанных в уведомлении от 02.09.2020 года замечаний (т. 1 л.д. 75-76).

В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи оспариваемые действия административного ответчика, а именно: решение № 61-0-1-236/3103/2020-8563 от 02.09.2020 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, решение № 61-0-1-236/3103/2020-8563/16 от 01.12.2020 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, а также действия административного ответчика по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений по снятию с кадастрового учета спорного жилого дома – суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

Частью 4 статьи 7 Закона о регистрации установлено, что орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном Законом о регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.

Согласно п.п. 2, 5, 8 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации одним из этапов проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 26 Закона) либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 27 Закона).

По результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором прав было принято решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий по заявлению № 61-0-1-236/3103/2020-8563 в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, ввиду нижеследующего.

Межевой план от 24.08.2020 года, выполненный в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 61:44:0050701:24, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, установленным на основании статьи 22 Закона № 218-ФЗ приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» и Приказу Росреестра от 06.04. 2016 года № П/0159 «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2015 года № П/367 «Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа».

Согласно пункту 3 Приказа от 24 ноября 2015 года № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ» кадастровый номер присваивается объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком. В случае если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых округов, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с учетным номером «0:0:0», границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский». В случае если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых районов одного кадастрового округа или нескольких кадастровых кварталов одного кадастрового района, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с порядковым номером «0», границы которого совпадают, соответственно, либо с границами кадастрового округа, либо с границами кадастрового района. Присвоение кадастрового номера предприятиям как имущественным комплексам осуществляется в кадастровом квартале с учетным номером «0:0:0», границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский».

В нарушение пункта 70 Требований в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана отсутствует обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Кроме того, в настоящее время в Едином государственном реестр недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, который представляет собой земельный участок: для обслуживания (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро и иные объекты капитального строительства для оказания населению или организациям бытовых услуг); магазины (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м); общественное питание (объекты капитального строительства для устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары)); развлечения (объекты капитального строительства для размещения: дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов, ипподромов, игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр) и игровых площадок), декларированная площадь земельного участка составляет 2206 кв.м.; по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером является Единым землепользованием.

В состав земельного участка с кадастровым номером входят обособленные земельные участки с кадастровыми номерами , , .

В целях реализации положений Закона № 28-ФЗ приказом Росземкадастра от 15.06.2001 года № П/119 утвержден порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки».

Согласно пункту 6.2.7 Приказа № П/119 объектами государственного кадастрового учета являлись составные земельные участки, которым присваивалось наименование «единое землепользование» и входящие в единое землепользование обособленные от других участков земельные участки, которым присваивалось наименование «обособленный земельный участок».

По смыслу норм приказа № П/119 в качестве объектов недвижимого имущества велся учет именно единых землепользований. Обособленные земельные участки объектами недвижимого имущества не являлись, а представляли собой сведения о замкнутых контурах границ единого землепользования.

Сведения о декларированной площади 2206 кв.м., земельного участка с кадастровым номером были внесены по результатам проведённых работ по гармонизации и верификации данных ЕГРП и ГКН, в связи с тем, что при сопоставлении сведений ГКН и ЕГРП было выявлено не соответствие

В учетную систему кадастра недвижимости сведения о вышеуказанном земельном участке были внесены 21.07.2020 года в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 1 от 11.01.2011 года «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», с сохранением кадастрового номера . Сведения о площади земельного участка были переданы в том виде, в котором они содержались в ЕГРП (площадь земельного участка составляла 2206 кв.м.).

Таким образом, на момент подачи заявления № 61-0-1-236/3103/2020-8563 об исправлении реестровой ошибки (кадастровой ошибки в сведениях о земельном участке) в отношении земельного участка с кадастровым номером имелись противоречия в сведениях ЕГРН и в представленном межевом плане от 24.08.2020, подготовленном кадастровом инженере К, так как при его изготовлении была использована выписка из ЕГРН от 17.06.2019 года, в которой содержались неактуальные сведения.

С 01.01.2017 года в силу вступил Приказ Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», согласно которому перед внесением в ЕГРН характеристики каждого объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, проверяются на полное совпадение.

На основании вышеизложенного осуществление действий по государственной регистрации права собственности было приостановлено по инициативе регистратора на основании пункта 2 статьи 26 Закона о регистрации до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

В уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.09.2020 указаны причины приостановления государственной регистрации прав, однако административными истцами не выполнено указание УФСГРКиК по РО, что явилось основанием для принятия решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета.

По результатам рассмотрения вновь представленных документов причины, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не были устранены заявителем.

Таким образом, на основании вышеуказанного, поскольку заявителями не были устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, 01.12.2020 года государственным регистратором был вынесен отказ № 61-0-1-236/3103/2020-8563/16.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что со стороны Управления Росреестра по Ростовской области отсутствует нарушение норм действующего законодательства, а также прав заявителей, которое требует защиты путем предъявления настоящего иска.

Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области как незаконные.

Доказательств того, что в данном случае при принятии решения были допущены какие-либо нарушения, административными истцами не представлено.

На основании изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным оспариваемых действий и решений государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Установив указанные выше обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности имеющихся в материалах дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления АО ТД «РостовЦУМ», ООО «Силин», Лазуренко РА к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.04.2021 года.

Судья

2а-1095/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Силин"
Лазуренко Ростислав Александрович
АО ТД "РостовЦУМ"
Ответчики
Управление Росреестра по РО
Другие
Кочергина Екатерина Александровна
Козлов Артем Геннадьевич
ВЛАСЕНКО ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Шишева Дана Махмудовна
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Захаренко Лариса Валерьевна
Дело на сайте суда
leninsky.ros.sudrf.ru
19.02.2021Регистрация административного искового заявления
20.02.2021Передача материалов судье
20.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2021Подготовка дела (собеседование)
04.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2021Судебное заседание
13.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее