Дело №
УИД26RS0№-76-
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме дата.
дата <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лысенко Н.С.,
с участием:
представителя истца помощник прокурора <адрес>– Сизова Д.В.,
при секретаре Экба А.Э.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры- Соболева Г.Г. к ИП Логачеву В. П. о признании действий незаконными.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры- Соболев Г.Г., действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к ИП Логачеву В. П. о признании действий незаконными.
Заявленные требования мотивированы тем, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проверки соблюдения требований Федерального закона от дата № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности ИП Логачева В. П. выявлен факт неисполнения законодательства об охране атмосферного воздуха.
Установлено, что ИП Логачев В.П. эксплуатирует объекты III категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - ИП Логачев В. П. состоявший на учете за №-П т.е. объект, оказывающий незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
Проверкой установлено, что ИП Логачев В.П., имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующее объекты III категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду – ИП Логачев В. П., состоящие на учете за №-П в период с дата, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от дата №, по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит.
Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от дата №, указанные в перечне хозяйствующие субъекты (запрос межрайпрокуратуры от дата №), в том числе ИП Логачев В.П. с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.
Просит суд возложить на ИП Логачева В. П. обязанность в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п.3 ст. 19 Федерального закона от дата №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 5 требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от дата № и пунктов 7 и 11 порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от дата №-п, путём согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объекта III категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду- ИП Логачев В. П., состоящего на учете за №-П.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес>– Сизов Д.В., заявленные требования поддержал в полном объёме, дал пояснения аналогичные изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объёме.
В судебное заседание ответчик ИП Логачев В.П., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть иск по существу в его отсутствии.
Как указано в п. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд признает неявку ответчика неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле материалам в порядке заочного производства.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства, по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьей 129 (ч. 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура России осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1).
Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1, 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Федеральным законом от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании соответствующей заявки, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.п. 1 и 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
В силу статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории, критерии отнесения которых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № (далее - Критерии).
Установлено, что ИП Логачев В.П. эксплуатирует объекты III категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - ИП Логачев В. П. состоявший на учете за №-П т.е. объект, оказывающий незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральным законом от дата № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха и направленные на реализацию конституционных прав граждан, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Статьей 3 Закона № 96-ФЗ определены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, такие как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абзац 2 части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ).
Приказом Минприроды России от дата №, вступившим в силу дата, утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования), в силу пункта 5 которого разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.
Постановлением <адрес> от дата №-п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований <адрес>, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов (далее - Порядок), согласно пункту 3 которого Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, индивидуальных предпринимателей, использующих объекты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории <адрес>, за исключением объектов IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
При получении информации о неблагоприятных метеорологических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ, в соответствии с согласованным министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о согласовании которого, либо отказе в согласовании Министерство уведомляет их в письменном порядке (пункты 7 и 11 Порядка).
Из материалов дела следует, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от дата № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности ИП Логачева В.П.
В результате проверки установлено, что ИП Логачев В.П., имеющий источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующее объекты III категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду – ИП Логачев В. П., состоящие на учете за №-П в период с дата, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от дата №, по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит.
Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от дата №, указанные в перечне хозяйствующие субъекты (запрос межрайпрокуратуры от дата №), в том числе ИП Логачев В.П. с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.
ИП Логачевым В.П. требования законодательства об охране атмосферного воздуха не исполнены. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными материалами, что требования истца не исполнены ответчиком, обратного суду не доказано.
В связи с чем суд находит заявленные Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором к ИП Логачеву В.П. исковые требования законными, обоснованными, а следовательно, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры- Соболева Г.Г. к ИП Логачеву В. П. (ИНН 26340006128, ОГРНИП №) о признании действий незаконными- удовлетворить.
Возложить на ИП Логачева В. П. обязанность в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п.3 ст. 19 Федерального закона от дата №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 5 требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от дата № и пунктов 7 и 11 порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от дата №-п, путём согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объекта III категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду- ИП Логачев В. П., состоящего на учете за №-П.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в суд, принявший решение в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения путем подачи заявления об отмене этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья Лысенко Н.С.