Дело № 2-783/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2018 года городской округ город Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., с участием представителя ответчика ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области Купцовой Т.А., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Паниной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большакова Н.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Нижегородской области, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о взыскании компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Истец Большаков Н.А. обратился в суд с иском к вышеуказанным ответчикам о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 750 000 рублей за ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, указывая в обоснование, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, где содержался в отряде №. Совместно с ним в указанный период в отряде № проживали от 103 до 114 осужденных, при этом общая площадь жилого помещения составляла 116 кв.м. В связи с отсутствием отдельных, специально оснащенных помещений для хранения верхней одежды и обуви, а также с целью проведения плановой воспитательной работы – общая площадь жилого (спального) помещения использовалась и под данные категории применения и назначения. Следовательно, фактически на одного проживающего в отряде № осужденного приходилось до 1 кв.м, что нарушает правовые положения ст.99 УИК РФ и требования Приказа Минюста России от 14.03.2014 № 30 «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений».
По мнению истца, тот факт, что ему пришлось около 5-ти месяцев жить, спать, использовать оборудование для личной гигиены и приема пищи в одном отряде с таким числом заключенных в ограниченном пространстве, сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий лишению свободы, вызвать у истца чувства страха, страдания и неполноценности, которые могли оскорбить и унизить его.
В судебном заседании путем проведения ВКС истец Большаков Н.А. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив суду, что в связи с перелимитом осужденных в отряде №, приходилось стоять в очередь в туалет, что доставляло неудобства. Чтобы не находиться в помещении при большом скоплении осужденных, он вынужден был пойти работать. Размер компенсации морального вреда 1 750 000 рублей ему посоветовал указать адвокат.
Представитель ответчика ФКУ ИК-11 ГУФСИН РФ по Нижегородской области, будучи представителем и ГУФСИН России по Нижегородской области Купцова Т.А., действующая в пределах полномочий по доверенностям, с иском не согласна, пояснив, что за период отбытия наказания осужденным Большаковым Н.А. в отряде № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно имел место перелимит в секциях № и № на 20 человек. В секции № за весь перечисленный период перелимита не фиксировалось. Кроме того, умысла в создании перелимита в отряде со стороны руководства нет. Осужденный Большаков Н.А. был трудоустроен, в связи с чем, не мог постоянно находиться в отряде.
Считает, что истцом не представлено доказательств несения нравственных страданий.
Представитель ответчика – Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен был надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым для того, чтобы возместить вред в соответствие с нормами ст.1069 ГК РФ, действия государственных органов уже должны быть признаны незаконными в отдельном судебном процессе, в установленном Кодексом административного судопроизводства РФ порядке. Таких доказательств истцом не представлено, как не представлено доказательств и причинения вреда истцу со стороны ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Просят в иске отказать за необоснованностью.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика - ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области Купцову Т.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В силу ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст.18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 3 Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод" государство-ответчик должно обеспечить содержание лица в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Судом установлено, что осужденный Большаков Н.А., истец по делу, отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Как следует из пояснений истца, содержался в отряде №, а также был трудоустроен.
Истец, заявляя требования о взыскании компенсации морального вреда, основывает их на получении нравственных и физических страданий, полученных в результате перелимита в отряде №, где он содержался, и где ему приходилось стоять в очередь в туалет, в умывальную комнату.
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен факт нарушения установленной нормы жилой площади в отряде № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд обязал ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, Федеральную службу исполнения наказания России в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения требований части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по обеспечению осужденных установленной нормой жилой площади
Данное обстоятельство подтверждается и материалами настоящего дела.
В силу ст.ст.151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (ст.1100 ГК РФ).
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд находит заявленные требования обоснованными и с учетом периода нахождения истца в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, степени и характера причиненных нравственных и физических страданий, особенности личности истца, суд определяет размер компенсации морального вреда 800 рублей.
ФКУ ИК № 11 ГУФСИН России не является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, следовательно, вред, связанный с ненадлежащими условиями отбытия наказания в ИК № 11, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, и надлежащим ответчиком по данному спору является Министерство финансов Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Большакова Н.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ (за ФКУ ИК № 11 ГУФСИН России Нижегородской области) в пользу Большакова Н.А. компенсацию морального вреда в размере 800 рублей 00 копеек, в удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.
Судья - И.Ю.Копкина