РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 15 июля 2015 года
Ленинский районный суд города Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судья О.М. Князевой,
при секретаре А.А. Колчиной,
с участием представителя истца Макаровой Е.Н.,
с участием представителя ответчика Плюсниной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ишемьярова А.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, о включении в специальный стаж периодов работы, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
А.Ф. Ишемьяров обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее - Пенсионный фонд в г. Оренбурге), сославшись в обоснование заявленных требований на то, что 25.12.2014 он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии досрочно в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Однако по результатам рассмотрения представленных документов решением пенсионного органа от 08.04.2015 N 13 истцу отказано в досрочном пенсионном обеспечении в связи с тем, что стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 57 лет составил менее 7 лет 6 месяцев.
Не согласившись с указанным решением, считая, что действия Пенсионного фонда в г. Оренбурге не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права на пенсионное обеспечение, истец просил суд:
признать незаконным решение Пенсионного фонда в г. Оренбурге от 08.04.2015 N 13;
обязать Пенсионный фонд в г. Оренбурге включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение:
период работы с 23.04.1976 по 26.04.1976 в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики в котлотурбинном цехе Сакмарской ТЭЦ РЭУ "Оренбургэнерго",
период службы в составе Вооруженных сил СССР с 03.05.1976 по 05.05.1978;
обязать Пенсионный фонд в г. Оренбурге назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24.01.2015.
В судебное заседание истец не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении, приобщенном в материалы дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, руководствуясьстатьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель истца Е.И. Макарова, действующая на основании доверенности от ..., поддержала уточненные исковые требования, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчика О.Н. Плюснина, действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании по существу требований возражала, просила в удовлетворении требований отказать, дав пояснения согласно представленному письменному отзыву.
В судебном заседании представители сторон пояснили, что все имеющиеся доказательства в материалы дела представлены в полном объеме, необходимость представления дополнительных доказательств отсутствует. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 25.12.2014 А.Ф. Ишемьяров, ... года рождения, то есть в возрасте 56 лет, обратился в Пенсионный фонд в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Оценка пенсионных прав истца проведена пенсионным органом на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника Пенсионного фонда от 08.04.2015 N 13 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По представленным документам продолжительность страхового стажа составила 36 лет 2 месяца 14 дней, продолжительность специального стажа составила 7 лет 5 месяцев 2 дня, в возрасте 57 лет требуется 7 лет 6 месяцев.
При этом пенсионным органом не приняты к зачету в специальный страхового стаж истца:
период работы с 23.04.1976 по 26.04.1976 в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики в котлотурбинном цехе Сакмарской ТЭЦ РЭУ "Оренбургэнерго",
период военной службы в ВС РФ по призыву в звании рядового с 03.05.1976 по 05.05.1978.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8), а также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение страховой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
Пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 названного Федерального закона).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 1991 года право на льготное пенсионное обеспечение установлено электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (позиция 2140000а-18455).
Разделом XIV "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для промышленных целей" Списка N 2 1956 года поименованы должности "слесаря по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления".
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 01.04.2003 N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком 1992 года, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком 1956 года.
Следовательно, профессии, предусмотренные названными выше Списками N 2 по виду, характеру работы соответствуют друг другу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А.Ф. Ишемьяров состоял в трудовых отношениях с Сакмарской ТЭЦ РЭУ "Оренбургэнерго", замещая в период с 23.04.1976 по 26.04.1976 должность электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики в котлотурбинном цехе.
Факт работы истца в спорный период в названном учреждении на поименованной должности подтвержден записями в трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность; достоверность внесённых записей не оспариваются сторонами и не ставятся под сомнение судом, поскольку записи удостоверены подписями должностных лиц и печатью работодателя и не содержат каких либо изменений. Указанные сведения также объективно подтверждаются исследованными в судебном заседании приказами работодателя по личному составу.
Как следует из оспариваемого решения, указанный период работы не включен в специальный стаж, поскольку представленными документами не подтверждается занятость на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования.
Исковой стороной в материалы дела представлена справка, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости от 23.04.2015 N 76, выданная филиалом "Оренбургский" ОАО "Волжская ТГК", в соответствии с которой в период с 23.04.1976 по 26.04.1976 истец полный рабочий день работал на Сакмарской ТЭЦ РЭУ "Оренбургэнерго" в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики 1 разряда, занятого на обслуживании и ремонте котельного и турбинного оборудования, что предусмотрено кодом позиция "18455" подразделом "2140000а" раздела XIII Списка N 2. Данная работа дает право на досрочное назначение пенсии по старости.
Суд полагает, что право на льготную пенсию должен определять в первую очередь работодатель, поскольку только работодатель осуществляет учет занятости работника полный рабочий день в условиях, предусмотренных Списком. Из приведенной выше справки правопреемника работодателя истца усматривается, что истец полный рабочий день был постоянно и непосредственно занят при осуществлении своей работы с тяжелыми условиями труда. Выдавая указанную справку, работодатель руководствовался, в том числе, и требованиями статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", предусматривающей ответственность работодателя за достоверность сведений, необходимых для установления и выдачи пенсий, о чем имеется соответствующая отметка в справке.
Суд считает, что упомянутая справка должна приниматься во внимание как доказательство факта работы истца в качестве электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики 1 разряда, занятого на обслуживании и ремонте котельного и турбинного оборудования. Об этом свидетельствует указание в справке кода профессии, содержащейся в Списке N 2; позиция "2140000а-18455" соответствует в списке профессии "слесари всех наименований, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики".
Оснований сомневаться в сведениях, содержащихся в представленных справке, у суда не имеется, так как названный документ содержит необходимые сведения о приеме, увольнении, должности и условиях работы истца со ссылкой на первичные документы, которые послужили основанием для ее выдачи.
Судом проверена обоснованность выдачи указанной справки, и оснований для критической оценки указанного документа не установлено.
Так, приказом директора Самкарской ТЭЦ по кадрам от 22.04.1976 N 33/к А.Ф. Ишемьярову, ученику электрослесаря электроцеха, с 23.04.1976 присвоен первый разряд электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики в котлотурбинном цехе с оплатой по тарифной ставке повременщика с вредными условиями труда.
Исследованным в судебном заседании лицевым счетом на начисление заработной платы и удержания за 1976 год подтверждается начисление истцу заработной платы в повышенном размере.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в спорный период работы истец осуществлял трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, поскольку исследованные в судебном заседании документы свидетельствуют о специальном стаже, необходимом для назначении досрочной пенсии истцу, характере, специфике, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности, с учетом целей и задач, направлении деятельности организации, в которой работал истец.
Доводы представителя ответчика о том, что в документах, выданных и оформленных работодателями, в наименовании должностей, в которых истец, без сомнения, осуществлял деятельность в тяжелых условиях труда, имеются несоответствия записям в трудовой книжке, суд тоже не принимает во внимание, поскольку это не свидетельствует о занятии им каких-либо иных должностей.
Формальное же несоответствие наименования должности истца, с наименованием должности, поименованной в вышеназванных Списках, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истца, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Иная правовая оценка ответной стороной данного факта основана на субъективном мнении последней, не основанной на контексте приведенных положений закона и фактических обстоятельств дела, и не может быть расценена в качестве повода для отказа в иске.
В данной связи и поскольку в судебном заседании нашли свое доказательственное подтверждение особые условия работы истца, которые дают ему право на досрочное назначение пенсии по старости, суд приходит к выводу, что решение Пенсионного фонда в г. Оренбурга об отказе истцу во включении в специальный стаж спорного периода работы противоречит требованиям закона. Поэтому исковые требования о признании оспариваемого решения в данной части незаконными подлежат удовлетворению.
Как следствие, подлежат удовлетворению и исковые требования истца о понуждении ответчика включить в стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы истца с 23.04.1976 по 26.04.1976 в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики в котлотурбинном цехе Сакмарской ТЭЦ РЭУ "Оренбургэнерго", что составляет 4 дня.
Как следует из оспариваемого решения, из специального стажа истца был исключен период прохождения военной службы.
В судебном заседании установлено, что в период с 03.05.1976 по 05.05.1978 истец проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР.
Период прохождения истцом службы в Советской Армии относится к периоду деятельности до 01.01.1992, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий.
В период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В подпункте "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В данном случае истец просил приравнять период службы в армии к работе с тяжелыми условиями труда.
Положениями предпоследнего абзаца пункта 109 Положения от 03.08.1972 N 590 предусмотрено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах, работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывая в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Пунктом "а" Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "б" пункта 1 (Список N 2 от 1956 года, до 01.01.1992) настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Протолковав указанные положения, суд учитывает, что имеющийся стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, исходя из которого определяется размер деятельности, приравниваемой к работе, определяется на 01.01.1992.
Ответной стороной в специальный стаж истца включен период работы с 17.04.1989 по 30.08.1983, соответственно, специальный стаж истца на 01.01.1992 составил 2 года 8 месяцев 14 дней.
Учитывая то, что до призыва на срочную военную службу истец работал в должности, предусмотренной Списком N 2 от 1956 года (с учетом установленного тождества со Списком N 2 от 1992 года), период военной службы в ВС РФ по призыву в звании рядового с 03.05.1976 по 05.05.1978, что составляет 2 года 3 дня, подлежит включению в специальный стаж истца.
С учетом спорных периодов работы продолжительностью 2 года 7 дней, а также периодов работы, зачтенных ответчиком в специальный стаж истца продолжительностью 7 лет 5 месяцев 2 дня, специальный стаж истца по состоянию на день его обращения в территориальный орган Пенсионного фонда (25.12.2014) достигает 9 лет 5 месяцев 9 дней, что в соответствии с абзацем вторым пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предоставляет истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении 57 лет, то есть с ...
Вместе с тем, в силу статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, суд находит правомерным возложение на Пенсионный фонд в г. Оренбурге обязанности по назначению истцу пенсии с ... (даты достижения 57 лет), то есть с момента возникновения у истца на нее права, реализация которого могла быть осуществлена с указанной даты при условии включения Пенсионным фондом данных периодов в добровольном порядке при назначении страховой пенсии по старости на льготных основаниях.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ишемьярова А.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, о включении в специальный стаж периодов работы, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости - удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от 08.04.2015 N 13 в части не включения Ишемьярову А.Ф. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
периода работы с 23.04.1976 по 26.04.1976 в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики в котлотурбинном цехе Сакмарской ТЭЦ РЭУ "Оренбургэнерго",
периода военной службы в ВС РФ по призыву в звании рядового с 03.05.1976 по 05.05.1978.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить Ишемьярову А.Ф. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
период работы с 23.04.1976 по 26.04.1976 в должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики в котлотурбинном цехе Сакмарской ТЭЦ РЭУ "Оренбургэнерго",
период военной службы в ВС РФ по призыву в звании рядового с 03.05.1976 по 05.05.1978.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить Ишемьярову А.Ф. досрочную страховую пенсию по старости с ...
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М. Князева
Решение суда в окончательной форме принято 22 июля 2015 года
Судья: О.М. Князева