№ 12-117/2017
РЕШЕНИЕ
02 октября 2017 года г. Зерноград
Судья Зерноградского районного суда Ростовской области Портнова И.А.,
с участием представителя ООО «ТЕМА-ПЛЮС» Пономаревой Н.В.,
представителя Россельхознадзора Волохова А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «ТЕМА-ПЛЮС» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 25 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТЕМА-ПЛЮС»,
Установил:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 25 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, юридическое лицо ООО «ТЕМА-ПЛЮС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
С данным постановлением не согласен представитель ООО «ТЕМА-ПЛЮС» Пономарева Н.В., ею подана жалоба, в которой содержится требование о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия № от 25.07.2017.
В обоснование жалобы представитель ООО «ТЕМА-ПЛЮС» Пономарева Н.В. указала, что между Комитетом по управлению имуществом Кагальницкого района и ООО «ТЕМА-ПЛЮС» заключен муниципальный контракт, по условиям которого подрядчик ООО «ТЕМА-ПЛЮС» обязался выполнить работы по объекту «Строительство автомобильной дороги с. Новобатайск – п. Воронцовка Кагальницкого района Ростовской области», а заказчик обязался принять результат надлежащим образом выполненных работ и оплатить их. В целях выполнения данного контракта администрацией Новобатайского сельского поселения в адрес ООО «ТЕМА-ПЛЮС» выдано разрешение на строительство капитального объекта автомобильной дороги, а также разрешение на полосу отвода земельного участка на период строительства от 23.09.2016. При привлечении ООО «ТЕМА-ПЛЮС» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ административным органом не установлено событие административного правонарушения, поскольку не доказано, какие именно из работ, входящих в комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель, либо весь комплекс этих работ выполнены или не выполнены обществом, нормой какого закона или иного нормативного правового акта они предусмотрены в качестве обязательных. Строительство автомобильной дороги произведено обществом в рамках исполнения обязательств по муниципальному контракту, при этом общество, получая разрешение на строительство органа исполнительной власти, лишено возможности проверять и оспаривать разрешение на строительство объекта. Заказчиком по муниципальному контракту – органом исполнительной власти выполнены необходимые мероприятия для обеспечения строительства объекта контракта, а именно, мероприятия по изъятию земельного участка для муниципальных нужд, в связи с чем земельный участок, работы на котором явились основанием для привлечения общества к административной ответственности, отведен под строительство автомобильной дороги, т.е. в долгосрочное пользование. В соответствии с ЗК РФ подлежат рекультивации земельные участки, находящиеся в зоне временного отвода (краткосрочная аренда). Земельные участки, отводимые в долгосрочное пользование под наземными объектами, защитными сооружениями рекультивации по окончании строительно-монтажных работ не подлежат. Таким образом, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения и не имеется оснований для привлечения общества к административной ответственности. В случае, вывода суда о наличии в действиях общества административного правонарушения, просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ освободить общество от административной ответственности по малозначительности, ограничившись устным замечанием, либо с учетом характера административного правонарушения и его последствий, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, снизить размер назначенного административного штрафа на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела.
В судебном заседании представитель юридического лица ООО «ТЕМА-ПЛЮС» Пономарева Н.В. поддержала доводы жалобы, просила жалобу удовлетворить, постановление от 25 июля 2017 года по делу об административном правонарушении отменить, либо изменить в части назначения наказания, заменив административный штраф на устное замечание, либо предупреждение, как субъекту малого предпринимательства, либо снизить размер штрафа ниже низшего предела.
Представитель Россельхознадзора Волохов А.В. в судебном заседании пояснил, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, поскольку в результате проведенной 15.06.2017 проверки установлено, что в результате строительства автомобильной дороги с. Новобатайск – п. Воронцовка ООО «ТЕМА-ПЛЮС» нарушены положения земельного законодательства по рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ФИО1., что привело к снижению их плодородия.
Заслушав представителя ООО «ТЕМА-ПЛЮС» Пономареву Н.В., представителя Россельхознадзора Волохова А.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу подпунктов 1, 7 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как усматривается из материалов дела, 13 июня 2017 г. старшим госинспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской области и Республике Калмыкия вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «ТЕМА-ПЛЮС» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В рамках административного расследования установлено, что ООО «ТЕМА-ПЛЮС» в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным с Комитетом по управлению имуществом Кагальницкого района выполняла работы по строительству автомобильной дороги с. Новобатайск – п. Воронцовка Кагальницкого района Ростовской области.
Для строительства автомобильной дороги с. Новобатайск – п. Воронцовка из земель участка категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым № площадью 147600 кв. м, в состав которого входят обособленные участки с кадастровыми № площадью 56000 кв.м, № площадью 1 600 кв.м, № площадью 90000 кв.м, были образованы земельные участки, сведения о которых носят временный характер, с кадастровыми № площадью145 476 кв.м, № площадью 2124 кв.м. Комитетом по управлению имуществом Кагальницкого района в адрес собственника земельного участка с № ФИО1 22.03.2017 были направлены проекты Соглашения об изъятии путем выкупа земельного участка для муниципальных нужд, Акт приема-передачи земельного участка, которые ФИО1. не подписал.
На земельном участке с кадастровым № на всей площади посеяна озимая пшеница, находящаяся в стадии колошения. Образованный из него земельный участок, сведения о котором носят временный характер, с кадастровым № площадью 2124 кв.м на момент проведения осмотра 15.06.2017 используется для строительства автодороги, работы по строительству которой начались 23.09.2016 без согласования с собственником земельных участков. Перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли транспорта не был осуществлен.
В ходе выезда 19.06.2017 инспектора отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора произведен отбор проб почвы земельного участка с кадастровым № на показатели почвенного плодородия. В результате лабораторных испытаний выявлено снижение показателей плодородия на данном земельном участке, что стало следствием не соблюдения норм и правил хранения плодородного слоя почвы, а так же нарушения технологии при проведении технического этапа рекультивации земель, восстановления плодородного слоя – надвижки растительного грунта на откосы и обочины земляного полотна, а так же разравнивания излишков растительного грунта в придорожной полосе.
Существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения произошло в результате невыполнения обязанностей по рекультивации, невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что является основание для привлечения ООО «ТЕМА-ПЛЮС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Наличие у общества разрешения на строительство от 12.09.2016, не освобождает его от обязанности соблюдать при выполнении соответствующих работ требования по защите земель и охране почв, а также по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, в том числе обязанности по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения.
По результатам административного расследования старшим госинспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской области и Республике Калмыкия в отношении ООО «ТЕМА-ПЛЮС» 10.07.2017 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской области и Республике Калмыкия, ООО «ТЕМА-ПЛЮС» привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за невыполнение установленных требований по защите земель, выразившееся в несоблюдении правил и норм по обязательной рекультивации земель сельскохозяйственного назначения при проведении работ по строительству автомобильной дороги на вышеуказанном объекте, что повлекло ухудшение качественного состояния земель.
Указанное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что ООО «ТЕМА-ПЛЮС» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований по обязательной рекультивации земель сельскохозяйственного назначения при проведении работ по строительству автомобильной дороги на вышеуказанном объекте, что повлекло ухудшение качественного состояния земель.
Общество является субъектом вмененного административного правонарушения и обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение описанных действий, в силу чего доводы жалобы об отсутствии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснован.
Срок давности и порядок привлечения ООО «ТЕМА-ПЛЮС» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «ТЕМА-ПЛЮС» в виде административного штрафа в размере, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, в силу характера защищаемых данной нормой общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, прихожу к выводу об отсутствии оснований для освобождения ООО «ТЕМА-ПЛЮС» от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения. На это также указывают положения статей 4.5 и 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым для данного правонарушения установлен повышенный срок давности привлечения к административной ответственности и соответствующий размер санкции.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, имущественного и финансового положения ООО «ТЕМА-ПЛЮС», конкретных обстоятельств дела, учитывая, что в результате строительства социально значимого объекта – автомобильной дороги жители п. Воронцовка получили возможность проезда к федеральной трассе, данное строительство производилось обществом на основании полученного разрешения, и в целях исключения избыточного ограничения прав общества назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 25.07.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТЕМА-ПЛЮС» подлежит изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 200 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «ТЕМА-ПЛЮС» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 25 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТЕМА-ПЛЮС», удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 25 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ТЕМА-ПЛЮС» изменить: назначенное ООО «ТЕМА-ПЛЮС» административное наказание снизить с 400 000 рублей до 200 000 рублей.
В остальной части постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия от 25 июля 2017 года, оставить без изменения.
Жалоба на решение по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: