Дело №2-3640/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 сентября 2022 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - Злотникова В.Я.,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Министерству здравоохранения Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности обеспечить ребенка лекарственным препаратом,
у с т а н о в и л:
заместитель прокурора <адрес> Республики Крым ФИО4 обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Крым о признании действий ответчика, выразившихся в несвоевременном принятии мер организации закупки лекарственных препаратов незаконными, возложении обязанности осуществить закупку лекарственных препаратов «Тиамфеникола глицинат ацетилцистеинат, лиоф. д/р-ра д/ин. 500 мг. №» и «Тобрамицин-Гобби» раствор для ингаляций 60 мг/мл-5мл № с учетом индивидуальной потребности несовершеннолетней, мотивируя требования тем, что в прокуратуру района обратилась законный представитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – ФИО6 с обращением, согласно которого установлено, что согласно программному обеспечению «Единая медицинская информационная система» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в едином регистре льготополучателей Республики Крым по программам регионального льготного обеспечения (далее - РЛО) и обеспечения необходимыми лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета (далее - ОНЛП).
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно - клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико - биологического агентства» в Крыму (далее - Филиал) ДД.ММ.ГГГГ проведена врачебная комиссия, на которой определена потребность ФИО1 на препарат «Тобрамицин-Гобби» раствор для ингаляций 60 мг/мл-5мл №. В связи с этим Филиалом подана дополнительная заявка, которая ДД.ММ.ГГГГ за исх. № по СЭДу отправлена в Министерство здравоохранения Республики Крым.
По информации ГКУ РК «Крымздрав», персонифицированный приказ Министерства здравоохранения Республики Крым для обеспечения ФИО1 в 2021 году не поступал.
Приказ на закупку лекарственного препарата издан Министерством здравоохранения Республики Крым только ДД.ММ.ГГГГ (№). Во исполнение указанного акта проведен электронный аукцион по результатам которого государственный контракт заключен только ДД.ММ.ГГГГ на поставку препарата в количестве 24 упаковки
Также, Филиалом ДД.ММ.ГГГГ сформирована заявка на лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «Тиамфеникола глицинат ацетилцистеинат, лиоф. д/р-ра д/ин. 500 мг. №» для ФИО1 потребностью 120 упаковок на год.
Так, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № указанный препарат в рамках программы РЛО приобретен и поставлен в центральную аптечную сеть ГУП РК «Крым-Фармация» только в 27 упаковках.
За 5 месяцев 2022 года получено 43 упаковки препарата «Тиамфеникола глицинат ацетилцистеинат, лиоф. д/р-ра д/ин. 500 мг. №», то есть за указанный период недополучено 7 упаковок.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО5 поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Законный представитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил письменные возражения, согласно которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно программному обеспечению «Единая медицинская информационная система» ФИО1 состоит в едином регистре льготополучателей Республики Крым по программам регионального льготного обеспечения (далее - РЛО) и обеспечения необходимыми лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета (далее - ОНЛП).
Согласно протокола №-ЛО от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства» в Крыму, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниям нуждается в назначении лекарственного препарата «Тобрамицин - раствор для ингаляций 300 мг № («Тобрамицин-Гобби» раствор для ингаляций 60 мг/мл №»).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация филиала ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства» уведомило Министерство здравоохранения Республики Крым о необходимости внесения в дополнительную заявку на 2022 год по жизненным показаниям лекарственные препараты по решению ВК в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По информации ГКУ РК «Крымздрав», персонифицированный приказ Министерства здравоохранения Республики Крым для обеспечения ФИО1 в 2021 году не поступал.
Приказ на закупку лекарственного препарата издан Министерством здравоохранения Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ (№). Во исполнение указанного акта проведен электронный аукцион по результатам которого государственный контракт заключен только ДД.ММ.ГГГГ на поставку препарата в количестве 24 упаковки.
Также, Филиалом, ДД.ММ.ГГГГ, сформирована заявка на лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «Тиамфеникола глицинат ацетилцистеинат, лиоф. д/р-ра д/ин. 500 мг. №» для ФИО1 потребностью 120 упаковок на год.
Так, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № указанный препарат в рамках программы РЛО приобретен и поставлен в центральную аптечную сеть ГУП РК «Крым-Фармация» только в 27 упаковках.
За 5 месяцев 2022 года получено 43 упаковки препарата «Тиамфеникола глицинат ацетилцистеинат, лиоф. д/р-ра д/ин. 500 мг. №», то есть за указанный период недополучено 7 упаковок.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства - участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами - участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч. 1, 2 ст. 19).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац 3 ч. 2 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона № 124-ФЗ).
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 124-ФЗ следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В силу ч. 15 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного Федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 ч. 3 вышеуказанной статьи установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В силу п. 5.5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Совета министров Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Крым) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Подпунктом 33 п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым, от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения Республики Крым.
Исходя из вышеназванных положений, судом установлено, что, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственным препаратом бесплатно.
Учитывая наличие у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тяжелого заболевания, ее нуждаемости по жизненным показаниям в обеспечении лекарственными препаратами, суд полагает, что у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возникло право на получение указанных препаратов по жизненным показаниям.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования в части возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами.
Руководствуясь положениями ст. 212 ГПК РФ, и исходя из необходимости обеспечения истицы жизненно необходимыми лекарственными препаратами, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения решения суда может создать угрозу жизни истицы, нуждающегося в получении жизненно необходимого лекарственного препарата.
Оснований для признания незаконными действий ответчика, выразившихся в несвоевременном принятии мер по организации закупки лекарственных препаратов, суд не усматривает, поскольку материалы дела не содержат сведений о том, когда именно ответчиком получена дополнительная заявка на лекарственные препараты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами «Тиамфеникола глицинат ацетилцистеинат, лиоф. д/р-ра д/ин. 500 мг. №» в количестве 120 упаковок в год, и «Тобрамицин-Гобби» раствор для ингаляций 60 мг/мл-5мл №» в количестве 6 упаковок в год, на постоянной основе, до отмены препаратов.
Решение суда в части обеспечения медицинскими изделиями обратить к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.