Решение по делу № 2-463/2023 (2-5735/2022;) от 29.11.2022

61RS0023-01-2022-007587-07

№2-463/2023

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26.04.2023г. г.Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе

Судьи Романовой С.Ф.,

При секретаре Шемшур М.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермоленко С. Н. к МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, третье лицо Администрация г.Шахты Ростовской области о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,

УСТАНОВИЛ:

Ермоленко С.Н. обратилась в суд с иском к МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, ссылаясь на то, что 15.08.0222г. по адресу: <адрес>, в процессе движения на автомобиль Шкода Рапид, госномер , принадлежащего Ермоленко С.Н., под управлением ФИО4 произошло падение сухих веток дерева, в результате чего причинены механические повреждения автомобилю. Согласно экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта вышеуказанного автомобиля составляет 238 308 руб. Вред имуществу истца причинен в результате бездействия МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты. Поэтому истец вынужден обратиться в суд и просит взыскать с МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты в пользу истца ущерб, причиненный ДТП в размере 238 308 руб.

Определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 22.12.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация г.Шахты Ростовской области.

Истец Ермоленко С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще.

В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца – адвокат Манохин О.А.., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, уточнил исковые требования Ермоленко С.Н. и просил взыскать в пользу истца материальный ущерб в размере 212 200 руб.

Представитель ответчика МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты – Лыткина А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований Ермоленко С.Н., при этом не оспаривала ответственность МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты за надлежащее состояние дерева, упавшего на автомобиль истца.

Представитель третьего лица – Администрации г.Шахты Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.Шахты Ростовской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 15.08.2022г. по адресу: <адрес>, в процессе движения на автомобиль Шкода Рапид, госномер , принадлежащего Ермоленко С.Н., под управлением ФИО4 произошло падение сухих веток дерева (л.д.11).

В результате падения части дерева, автомобиль Шкода Рапид, госномер , получил механические повреждения, а именно: крыша, лобовое стекло, обивка потолка, правая передняя стойка, правая задняя стойка, уплотнительная резина правого переднего стекла корпус правого зеркала заднего вида.

Однако, в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано, поскольку особенная часть главы 12 КоАП РФ не предусматривает административной ответственности за данное нарушение ПДД РФ, а в действиях водителя ФИО4 отсутствует состав административного правонарушения.

Таким образом, факт падения части дерева на автомобиль истца Шкода Рапид, госномер , нашел свое подтверждение в судебном заседании и не оспаривался представителем МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты.

Земельный участок, на котором произрастало, дерево, часть которого в результате падения причинило вред автомобилю истца, согласно публичной кадастровой карте России, находящейся на официальном сайте Росреестра, является муниципальной собственностью, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно положениям ч.2 ст.261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нём растения.

В соответствии с ч.1 п.25 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

С целью решения вопросов местного значения в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в г.Шахты создано муниципальное казённое учреждение «Департамент городского хозяйства» г.Шахты.

Согласно п.5.1.59 Устава муниципального казённого учреждения «Департамент городского хозяйства» г.Шахты одним из основных видов деятельности данного учреждения является организация взаимодействия, осуществление контроля и координирование работы организаций, независимо от форм собственности, в части благоустройства города: механизированная уборка дорог, ручная уборка тротуаров, ремонт и содержание зелёных насаждений общего пользования, вывоз несанкционированных свалок, отлов бродячих животных.

Согласно п. 5.1.62 основным видом деятельности, в том числе, является организация работ по содержанию дорог и тротуаров с твердым покрытием, ремонту и содержанию зеленых насаждений общего пользования, санитарной очистке территории города.

В соответствии с п.8.2 Устава МКУ «Департамент ГХ» является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно п.8.10 Устава МКУ «Департамент ГХ» отвечает по своим обязательствам находящимися в распоряжении МКУ «Департамент ГХ» денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам МКУ «Департамент ГХ» несёт собственник имущества, т.е. муниципальное образование «Город Шахты».

Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию зелёных насаждений территории города возложена на МКУ «Департамент ГХ» г.Шахты.

В соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999г. № 153, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озеленененые и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

В силу п.5.1 указанных Правил система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зелёных насаждений с учётом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зелёных насаждений с учётом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зелёных насаждений и уровень благоустройства.

Основные составляющие системы оценки озелененных территорий: оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства; выявление и идентификация причин ухудшения состояния зелёных насаждений; разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зелёные насаждения негативных причин и устранение самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства; прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативны) (п.5.2 Правил).

Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка – один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка – два раза в год; оперативная оценка – по специальному распоряжению.

Обследование проводится по единым утверждённым методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке (п.5.4 Правил).

В целях обеспечения сохранения и развития зеленого фонда города Шахты, улучшения экологической ситуации в городе Шахты, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Областным законом Ростовской области от 03.08.2007 №747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 №819 "Об утверждении Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области", Уставом муниципального образования "Город Шахты", Городской Думой г. Шахты утверждены Правила охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования города Шахты", и в соответствии с п.6 и п.7 ст.8 указанных Правил, инвентаризации подлежат все зеленые насаждения, находящиеся в пределах городской черты, имеющие установленные границы и предоставленные в пользование (владение) ответственным землепользователям (организациям, учреждениям, предприятиям либо физическим лицам); документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений, является паспорт объекта зеленых насаждений.

Директором МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты утверждено Положение об отделе охраны зеленых насаждений Управления по охране окружающей среду МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты. Структурным подразделением Управления по охране окружающей среды МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты является Отдел по охране зеленых насаждений. Отдел создан для следующих задач: организация работы по содержанию зеленых насаждений на городских территориях общего пользования (создание, текущее содержание, реконструкция, удаление старого, аварийного зеленого фонда) (п.2.1.1), обследование, оценка состояния зеленых насаждений, разрешений на вырубку/обрезку/пересадку зеленых насаждений (п.2.1.5).

Согласно заключению ООО «Гранд-Эксперт» №К3/483/22 от 22.11.2022г., дерево, тополь пирамидальный, расположенное по адресу: <адрес>, ветвь которого 15.08.2022г. упала на автомобиль Шкода Рапид, госномер , находилось в сенильной стадии онтогенеза (умирающее) в аварийном состоянии. Основная причина падения ветви - омертвение древесины основного ствола и его кроны. Требовалось произвести снос аварийного дерева в соответствии с правилами ухода за зелеными насаждениями и предотвращения аварийной ситуации.

Таким образом, установленные судом обстоятельства дела свидетельствуют о том, что МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты не проводились какие-либо мероприятия по удалению, либо обрезке деревьев и других зелёных насаждений в районе <адрес>, как того требуют Правила охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Шахты», утвержденные решением Шахтинской городской Думы от 27.06.2013г. и п.5.1.59 Устава муниципального казённого учреждения «Департамент городского хозяйства»

Неисполнение своих обязанностей со стороны МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты по надлежащему содержанию зеленых насаждений привело к тому, что дерево упало на автомобиль истца и причинило истцу имущественный вред.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред. Из содержания данной нормы усматривается, что вина лица, причинившего вред, может быть как в форме умысла, так и неосторожности (в том числе в виде бездействия). Согласно пункту 2 статьи 1064 ГК РФ отсутствие вины доказывается причинителем вреда.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Принимая во внимание, что вред причинён истцу по вине ответчика МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей, соответственно, на ответчике МКУ лежало бремя доказывания своей невиновности, которые суду не представлены.

Поэтому доводы ответной стороны об отсутствии вины в причинении истцу ущерба суд находит несостоятельными.

Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной специалистами ООО «ЮРЦЭО «АС-КОНСТАЛТИНГ», стоимость восстановительного ремонта автомобиля Шкода Рапид, госномер , получившего повреждения в результате падения дерева 15.08.2022г., по адресу: <адрес>, без учета составляет 212 200 руб., с учетом износа – 117 300 руб.

Что же касается доводов ответчика о том, что взысканию подлежит ущерб с учетом износа, то есть в сумме 117 300 руб., то данные доводы суд находит несостоятельными, поскольку правила ст. ст. 15, 1064 ГК РФ предусматривают полное возмещения причиненных убытков.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, определение в данном случае размера ущерба в пределах стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа заменяемых запчастей не отвечает установленному ст. ст. 15, 1064 ГК РФ принципу полного возмещения причиненных убытков.

Поэтому требования истца о взыскании с МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты в пользу Ермоленко С.Н. материального ущерба без учета износа в размере 212 200 руб., суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Что же касается заявления ООО "ЮРЦЭО"АС-консалтинг" о взыскании расходов за проведение экспертизы в сумме 26 000 руб., то данное заявление подлежит удовлетворению.

Согласно требованиям ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К числу издержек, связанных с рассмотрением дела, в силу ст.94 ГПК РФ относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии с абз.2 ч.2 ст.85 ГПК РФ эксперт или экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до её проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесённых расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учётом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, определением Шахтинского городского суда Ростовской области от 24.01.2023г. по настоящему гражданскому делу была назначена оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "ЮРЦЭО"АС-консалтинг", расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул.Филимоновская, 241/122, 3 этаж. Расходы по оплате экспертизы возложены на МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты.

Поскольку обязанность по оплате МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты не исполнена, при этом экспертное исследование было проведено, заключение положено в основу решения суда, то с МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты в пользу ООО "ЮРЦЭО"АС-консалтинг" подлежат взысканию расходы по проведению экспертизы в сумме 26 000 руб.

При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ермоленко С. Н. – удовлетворить.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Департамент городского хозяйства» г.Шахты (ИНН 6155045140) в пользу Ермоленко С. Н. (паспорт ) материальный ущерб в размере 212 200 руб.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Департамент городского хозяйства» г.Шахты (ИНН 6155045140) в пользу ООО "ЮРЦЭО"АС-консалтинг" (ИНН 6163093531) расходы по проведению судебный экспертизы в сумме 26 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд.

Судья              С.Ф. Романова

Решение изготовлено в окончательной форме 04.05.2023г.

2-463/2023 (2-5735/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ермоленко Светлана Николаевна
Ответчики
МКУ "ДГХ" г.Шахты
Другие
Администрация г.Шахты
Манохин Олег г Анатольеивч
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Романова Светлана Федоровна
Дело на сайте суда
shahtinsky.ros.sudrf.ru
29.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2022Передача материалов судье
01.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2022Подготовка дела (собеседование)
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2023Судебное заседание
12.04.2023Производство по делу возобновлено
26.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2023Дело оформлено
26.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее