№ КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московской области 25 января 2022 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Приваловой О.В., при секретаре судебного заседания Аветисян М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юришинец Г.С. к Министерству социальной защиты населения Московской области о взыскании денежных средств и несогласии с расчетом среднедушевого дохода,
УСТАНОВИЛ:
Юришинец Г.С. обратилась в Егорьевский городской суд Московской области с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области, в котором просит, с учетом уточнений, взыскать с ответчика в ее пользу недополученную экстренную социальную помощь за 2019, 2020, 2021 годы сумму в размере 16 085 рублей 00 копеек, а также признать несоответствующим требованиям действующего законодательства расчет среднедушевого дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание Юришинец Г.С. не явилась, извещена лично о дате, времени и месте судебного разбирательства. В обоснование иска истец Юришинец Г.С. указала, что в 2019 году ей была оказана экстренная помощь в размере 1 915 руб. В 2019 году ею повторно подано заявление об оказании экстренной помощи на оплату техосмотра транспортного средства, но получен отказ, поскольку экстренная помощь за 2019 год ей уже была оказана, с рекомендацией обратиться за экстренной помощью на оплату техосмотра в 2020 году. В 2020 году истцу была оказана экстренная помощь в размере 5 000 руб. К заявлению она приложила документы на оплату ОСАГО транспортного средства, техосмотра, медпрепаратов, на сумму более 10 000 руб. Транспортное средство истцу необходимо для работ в личном хозяйстве, таких как транспортировки мотоблока, косилки к земельному участку сельскохозяйственного назначения для покоса травы, подвоз к дому приобретённых продуктов питания, товаров личного потребления, инвентаря, расходных материалов для ремонта жилого помещения, рассады и пр. № относится к категории грузовых автомобилей. Льготы, как пенсионер, по оплате транспортного налога она не имеет. В 2021 году истцу была оказана экстренная помощь в размере 7 000 рублей по заявлению об оказании экстренной помощи на покупку холодильника, однако, эту сумму ей пришлось использовать на оплату ОСАГО. В трудную жизненную ситуацию по оплате ОСАГО и транспортного налога ТС, в которую она попадает каждый год, она не могла преодолеть самостоятельно, поскольку она является малообеспеченной. Истцом была написана жалоба в Министерство социального развития Московской области о несогласии с размером экстренной социальной помощи и с просьбой доначислить ей размер экстренной материальной помощи за три года. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ №, исх. № ей в этом было отказано. С заявлениями об оказании экстренной помощи истец обращалась каждый год. Расчет среднедушевого дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для определения права на получение государственной и экстренной социальной помощи произвели произвольно, без учета норм законодательства. А именно: расчет произведён с учетом дохода, которого не было в январе 2021 года. Ответ дан ДД.ММ.ГГГГ №.№ что информация о размере пенсии поступает в социальный регистр управления в соответствии с порядком Межведомственного электронного взаимодействия, однако, в заявлении с просьбой о разъяснении методики расчета среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина по выданной справке от ДД.ММ.ГГГГ №, было указано о неполучении этого размера пенсии в январе 2021 года. Согласно п.11 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ расчетсреднедушевого дохода и учет доходов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О порядке подсчета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». В силу ст.8 Закона сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее получения, который приходится на расчетный период. В июле 2021 года Егорьевская социальная защита населения не выдала истцу справку о среднедушевом доходе для предоставления истцу бесплатной юридической помощи, поскольку при расчете ее среднедушевого дохода, величина прожиточного минимума, установленная в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения, оказалась выше. Среднедушевой доход оказал выше по причине того, что при его расчете была учтена экстренная социальная помощь, относящаяся к одноразовой выплате.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Московской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в возражениях.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 Закона Московской области №-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» (далее – закон №), получателями экстренной социальной помощи являются … одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, - лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее место жительства Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения.
Согласно ст. 1.1 указанного Закона под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую не может преодолеть самостоятельно.
Экстреннаясоциальная помощь оказывается гражданам единовременно в течение календарного года (ч. 1 ст. 3.1 Закона №). Висключительных случаях экстренная социальная помощь для лиц, указанных в абзацах втором и третьем статьи 2.1 Закона, оказывается в течение календарного года повторно в порядке, установленном Правительством Московской области.
Судом установлено, что Юришинец Г.С. обращалась в Управление социальной защиты с заявлениями об оказании экстренной социальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией: ДД.ММ.ГГГГ - вследствие понесенных затрат на приобретение оборудования для цифрового телевидения, в соответствии с решением Комиссии истцу оказана экстренная социальная помощь в размере 1 915 рублей; ДД.ММ.ГГГГ - в связи с понесенными расходами на оплату технического осмотра транспортного средства, земельного налога, приобретения лекарственных препаратов и продуктов питания, в соответствии с решением Комиссии истцу оказана экстренная социальная помощь в размере 5 000 рублей; ДД.ММ.ГГГГ - в связи с невысоким уровнем дохода, нехваткой денежных средств на покупку продуктов питания, предметов первой необходимости, сезонной одежды и обуви, в соответствии с решением Комиссии истцу оказана экстренная социальная помощь в размере 7000 рублей.
Также Юришинец Г.С. была назначена и выплачена государственная социальная помощь в размере 6 000 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок оказания экстренной социальной помощи и перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, устанавливаются Правительством Московской области.
В соответствии с п.3 Порядка оказания экстренной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка оказания экстренной социальной помощи и перечня видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (далее – Порядок) экстренная социальная помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и одиноко проживающим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в исключительных случаях (болезнь, длительное лечение), смерть близких родственников, наводнение, другие чрезвычайные, непреодолимые, не зависящие от гражданина обстоятельства) может быть оказана в течение календарного года повторно по решению руководителя территориального структурного подразделения Министерства социального развития Московской области.
Экстренная социальная помощь в трудной жизненной ситуации оказывается одиноко проживающему гражданину, попавшему в трудную жизненную ситуацию в размере, не превышающем 10 000 рублей (ч. 1 ст. 4.1 Закона №).
В соответствии с п. 13 Порядка для принятия решения об оказании экстренной социальной помощи руководителем территориального подразделения создается территориальная комиссия по оказанию экстренной социальной помощи гражданам, состоящая из представителей территориального подразделения Министерства и возглавляется руководителем территориального подразделения Министерства.
В Егорьевском управлении социальной зашиты населения Министерства социального развития Московской области приказом начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ № создана Комиссия по оказанию экстренной социальной помощи гражданам (далее – Комиссия).
Для подтверждения наличия обстоятельств, являющихся основанием для оказания экстренной социальной помощи в трудной жизненной ситуации, заявитель вправе представить дополнительно другие документы, подтверждающие сложившуюся трудную жизненную ситуацию.
В соответствии с п. 5 Порядка решение об оказании экстренной социальной помощи принимается на основании заявления, документов и сведений, подтверждающих доходы и трудную жизненную ситуацию.
Решения о размере материальной помощи принимаются Комиссией исходя из характера сложившейся трудной жизненной ситуации, указанной заявителем. Решение об оказании экстренной социальной помощи либо отказе в оказании экстренной социальной помощи принимается руководителем территориального подразделения Министерства (п. 16 Порядка).
В соответствии с решениями Комиссии Юришинец Г.С. была оказана экстренная социальная помощь в размерах 1 915 рублей (2019 г.), 5 000 рублей (2020 г.), 7000 (2021 г.) рублей.
Доводы истца о том, ей должны быть доначислены суммы экстренной социальной помощи за 2019 - 2021 годы до 10000 рублей за каждый год, судом во внимание не принимаются, поскольку данные доводы ничем не мотивированы. Кроме того, при рассмотрении заявлений Юришинец Г.С. об оказании ей экстренной социальной помощи ею не были представлены ответчику документы в подтверждение такой исключительной жизненной ситуации, при которой Комиссией могло бы быть принято решение о выплате социальной помощи в максимальном размере.
При этом суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрена доплата сумм экстренной социальной помощи за предыдущие периоды.
В части требований о признании несоответствующим требованиям действующего законодательства расчет среднедушевого дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.
Расчет среднедушевого дохода производится территориальным подразделением Министерства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период). При расчете среднедушевого дохода учитываются виды доходов, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.№ «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее - Перечень).
Порезультатам рассмотрения заявления не позднее чем через десять дней после обращения заявителя территориальное подразделение Министерства выдает справку о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) по установленной форме.
Выдача справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) осуществляется по месту жительства либо по месту пребывания гражданина территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области на основании заявления гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункта «д» пункта 1 Перечня при расчете среднедушевого семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных бюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты, кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров…
При этом, согласно п.2 Перечня в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи; временные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Юришинец Г.С. была выдана справка о среднедушевом доходе одиноко проживающего гражданина (12 973,11 руб.) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В совокупный доход были включены суммы трудовой пенсии по старости за январь, февраль, март 2021 года.
В июле 2021 года Юришинец Г.С. было отказано в выдаче справки о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), в связи с превышением дохода гражданина величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения (на момент обращения – 13 580 руб.). При этом на основании п.п. «д» п. 1 Перечня в совокупный доход заявителя была включена, в том числе и экстренная социальная помощь в размере 7 000 рублей, тогда как государственная социальная помощь в расчет дохода не включалась.
Таким образом, требования Юришинец Г.С. о признании несоответствующим положениям действующего законодательства расчета среднедушевого дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска Юришинец Г.С. к Министерству социальной защиты населения Московской области о взыскании денежных средств и несогласии с расчетом среднедушевого дохода отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Егорьевский городской суд Московской области в течение месяца.
Судья подпись О.В. Привалова