Дело № 2-945/2021
№ 47RS0011-01-2021-000754-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ломоносов 15 июня 2021 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Золотухиной А.В.,
при секретаре Федоренко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Климович Анны Антоновны к администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области о признании незаконным решения администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области об отказе в перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, расположенный в д. Черная Лахта <адрес>, участок 20 и земельный участок площадью 398 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена от 30 ноября 2020 года № 1816, об обязании администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области устранить допущенное нарушение прав административного истца путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, прилагавшийся к заявлению о перераспределении земельных участков от 06.11.2020 года и заключению соглашения о перераспределении земельных участков, об обязании администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области устранить допущенное нарушение природоохранного законодательства путем строительства дороги между участками с кадастровыми номерами № в соответствии с генеральным планом МО «Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области», в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Климович Анна Антоновнаобратилась в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области с учетом принятых уточненных требований о признании незаконным решения администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области об отказе в перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, расположенный в д. <адрес> и земельный участок площадью 398 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена от 30 ноября 2020 года № 1816, об обязании администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области устранить допущенное нарушение прав административного истца путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, прилагавшийся к заявлению о перераспределении земельных участков от 06.11.2020 года и заключению соглашения о перераспределении земельных участков, об обязании администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области устранить допущенное нарушение природоохранного законодательства путем строительства дороги между участками с кадастровыми номерами № в соответствии с генеральным планом МО «Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области», в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указывала, что Климович А.А. обратилась в местную администрацию МО «Лебяженское городское поселение» с заявлением о перераспределении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, площадью 1399кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,МО «Ломоносовский муниципальный район», МО «Лебяженское городское поселение» <адрес> и земельного участка, площадью 398 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, прилегающего к принадлежащему ей земельному участку. Указывала, что решением местной администрации МО «Лебяженское городское поселение» ей было отказано в заключении соглашения о перераспределении вышеуказанных земельных участков на основании того, что запрашиваемый ею участок расположен на проезжей части дороги. Считает, что отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка нарушает ее права как владельца земельного участка с кадастровым номером №, препятствует заключению соглашения о перераспределении земельных участков и совершению дальнейших действий по увеличению площади используемого ею земельного участка.Данный отказ считает незаконным, противоречащим обстоятельствам дела, не основанным на нормативно-правовых актах и нарушающим ее право на использование земельного участка.Отмечает, что в соответствии с «Картой функциональных зон поселения, Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения» (далее - Генплан) МО «Лебяженское городское поселение», утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 06.09.2017 года № 357 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области», земли, на которых расположен перераспределяемый земельный участок, относятся к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что в соответствии с вышеуказанной картой, дорога на территории испрашиваемого земельного участка площадью 398 кв.м, находящегося между участком истицы - кадастровый № и участком с кадастровым номером № отсутствует. Согласно данной карте, дорога (проезд) проходит между участками с кадастровыми номерами №. Считает, что на территории испрашиваемого истцом земельного участка площадью 398кв.м, находящегося между участком истца - кадастровый № и участком - кадастровый №, дорога отсутствует.
Указанное исковое заявление принято к производству Ломоносовского районного суда <адрес>.
В судебном заседании представители истцаКлимович А.А. – КлимовичГ.Н. и Брагин Е.В. поддержали заявленные уточненные требования в полном объеме по изложенным основаниям, просили их удовлетворить.
Представители ответчика Администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области – Соковина С.А. и Бутылина Т.В., в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 1 ст. 16.1 КАС РФ, при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Определением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 19.04.2021 года в соответствии со ст. 16.1 КАС РФ суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства, поскольку при подаче административного иска Климович А.А. заявлено требование об обязании администрации осуществить строительство дороги между участками с кадастровыми номерами №
Согласно решению администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области от 30 ноября 2020 года № 1816 Климович А.А. отказано в перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, расположенный в д. <адрес> и земельный участок площадью 398 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом, согласно данному решению изначально на земельной комиссии было предварительно согласовано утверждение схемы.
Согласно данному решению при выезде 20.11.2020 года членов земельной комиссии в д. Черная Лахта было установлено, что дорога не существует, выкопана канава, растет лес.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией, письмом местной администрации Климович А.А. было отказано в перераспределении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок согласно прилагаемой заявителем схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № на проезжей части дороги и передача указанного земельного участка в собственность будет препятствовать проезду к земельным участкам с кадастровыми номерами № и другим.
Кроме того, согласно возражениям, представленным представителями ответчика, представленная в администрацию схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала составлена в нарушение норм без учета земельного участка общего пользования и территории общего пользования.
Администрацией указано, что достоверно установлено совпадение местоположения испрашиваемого земельного участка с местоположением грунтовой дороги в д Черная Лахтаот ул. Балтийская, обеспечивающей проезд не только к земельному участку истца, но и владельцам земельных участков с кадастровыми номерами № и другим.
Администрация указывает, что в случае удовлетворения искового заявления в части обязания ответчика утвердить схему расположения земельного участка площадью 1797 кв.м будут нарушены права и законные интересы других собственников земельных участков в части беспрепятственного проезда к своим земельным участкам.
Согласно ответу на запрос суда, фактическое расположение грунтовой автомобильной дороги местного значения, общего пользования, указано на ситуационном плане д. Черная ЛахтаЛебяженского городского поселения, что автомобильная дорога общего пользования местного значения «улица Балтийская д. Черная Лахта» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Лебяженское городское поселение Решением совета депутатов от 05 февраля 2021 года № 111 с типом покрытия - песчано-щебёночное, что в натуре данный отрезок между участками с кадастровыми номерами № является грунтовым. При этом, администрация отмечает, что грунтовая дорога устраиваются путем уплотнения естественного грунта (т.е. не дорожного полотна или дорожного покрытия. В связи с указанным, объекты (грунтовые Дороги) не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.В связи с тем, что данный участок улицы является грунтовой дорогой местного значения общего пользования, не имеет съездов на автомобильные дороги регионального значения, автобусный маршрут на данной территории отсутствует, расположена в городском поселении с общей численностью менее 10 тысяч человек, проект организации дорожного движения на данную территорию разрабатывать не требуется.
В соответствии с п.2, ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения, в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
Согласно п.4 ст. 3.3 данного закона, орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также является органом, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении Сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
Согласно п.1 ст.39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
Согласно п. 2 ст.39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
В случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается схема расположения земельного участка (п.п.2, п. 3, ст. 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с ч.8 ст. 11.10 ЗК РФ, в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, и садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Решением администрации от 30 ноября 2020 года № 1816 Климович А.А. отказано в перераспределении земельных участков, поскольку данный земельный участок расположен на проезжей части дороги.
Между тем, в оспариваемом решении не указаны основания, содержащиеся в ст.ст. 11.10 и 39.39 ЗК РФ, в соответствии с которыми может быть отказано в перераспределении земельного участка.
Сведения о том, что предоставленная истцом администрации схемарасположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового кварталасоставлена без учета земельного участка общего пользования и территории общего пользования так же отсутствуют в обжалуемом решении.
Согласно копии протокола заседания комиссии по земельным вопросам на территории МО «Лебяженское городское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области» от 18.11.2020 года № 22 в вопросе № 5 обсуждалось утверждение схемы перераспределения земельного участка по заявлению Климович А.А. Единогласным решением комиссии отказано в утверждении данной схемы.
Между тем, согласно оспариваемому решению, указано, что на земельной комиссии изначально было предварительно согласованно утверждение схемы по Климович А.А.
Документов, подтверждающих предварительное согласование схемы о перераспределении земельного участка по заявлению Климович А.А. ответчиком не предоставлено.
Акт осмотра территории администрацией предоставлен на дату 02.06.2021 года, при этом Акт от 20.11.2020 года, на который имеется ссылка в оспариваемом решении ответчиком не представлен.
Поскольку ответчиком предоставлен Акт осмотра территории администрацией предоставлен от 02.06.2021 года проведенный после рассмотрения заявления Климович А.А. о перераспределении земельного участка, то он не может учитываться судом при разрешении данного спора по существу как доказательство позиции ответчика.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение не может быть признано законным. Оно нарушает права истца, поскольку препятствует реализации им права на перераспределение земельного участка, ввиду чего требования истца подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности восстановить нарушенные права и интересы истца путем возложении обязанности повторно рассмотреть заявление истцав перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, расположенный в д. Черная Лахта <адрес>, <адрес> и земельный участок площадью 398 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов Климович А.А. просит обязать администрацию устранить допущенное нарушение прав истца путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, прилагавшийся к заявлению о перераспределении земельных участков от 06.11.2020 года и заключению соглашения о перераспределении земельных участков.
Вместе с тем в силу ст.ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, в связи с чем, не обоснованы требования истца о понуждении ответчика к принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка, прилагавшийся к заявлению о перераспределении земельных участков от 06.11.2020 года и выдачи заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Кроме того, ответчиком предоставлено решение «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования находящихся в границах МО Лебяженское городское поселение и не относящихся к дорогам регионального федерального значения» от 05.02.2021 года за № 111.
Между тем, вопрос о перераспределении земельного участка был решен 30.11.2020 года.
Таким образом, решение «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования находящихся в границах МО Лебяженское городское поселение и не относящихся к дорогам регионального федерального значения» от 05.02.2021 года за № 111 принято после рассмотрения заявления Климович А.А. о перераспределении земельного участка и не может учитываться судом при разрешении данного спора по существу.
Вместе с тем, генеральным планом МО «Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области» утверждено расположение улично-дорожных сетей между земельными участками.
Согласно указанному генеральному плану дорога между участками с кадастровыми номерами № запланирована.
Кроме того, из генерального плана усматривается, что между земельным участком с кадастровым номером №, расположенным в д. Черная Лахта <адрес>, <адрес> и земельнымучастком с кадастровым № улично-дорожная сеть отсутствует, участок площадью 398 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена не является улично-дорожной сетью.
Ответчиком не представлены документы, подтверждающие сведения о том, что между земельным участком с кадастровым номером №, расположенным в д. Черная Лахта <адрес>, <адрес> и земельным участком с кадастровым № проходит улично-дорожная сеть.
Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (Федеральный закон от 08.11.2007 года№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно генеральному плану, спорные земельные участки входят в водоохранную зону.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ).
При этом, в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п. 4 ч. 15 ст. 65Водного кодекса РФ).
В зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые, из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами). Грунтовая дорога является автомобильной дорогой, устроенной из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия (Приказ Росстата от 29.12.2017 года № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта»).
Следует отметить, что согласно сведениям предоставленными ответчиком, отрезок между участками с кадастровыми номерами № является грунтовым.
Исходя из вышеуказанных положений, отрезок между участками с кадастровыми номерами № не может быть дорогой, поскольку не имеет твердого покрытия, что предусмотрено требованием законодательства в водоохранных зонах.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Согласно пункту 2 части 3, подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения.
Таким образом, установление в генеральном плане функциональной зоны для объектов местного значения "территория улиц и дорог", отображение ее границ и описание на картах генерального плана соответствует положениям пункта 1 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ.
Поскольку материалами дела подтверждается факт отсутствия дороги между участками с кадастровыми номерами № и №,утвержденной генеральным планом МО «Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области», суд приходит к выводу о необходимости обустройства подъездной дороги к указанным земельным участкам.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке проведения ответчиком работ по строительству дороги общего пользования между участками с кадастровыми номерами №, № суд учитывая время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику и объем работ, в том числе их сезонный характер, полагает необходимым установить один год с момента вступления решения суда в законную силу, полагая его достаточным и разумным для исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Климович Анны Антоновны к администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области об отказе в перераспределении земельных участков с кадастровым номером № расположенный в д. Черная Лахта <адрес>, <адрес> и земельный участок площадью 398 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена от 30 ноября 2020 года № 1816.
Обязать администрацию муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области рассмотреть заявление истца –Климович Анны Антоновныо перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, расположенный в д. Черная Лахта <адрес>, <адрес> 20 и земельный участок площадью 398 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена после вступления данного решения суда в законную силу в соответствии с положениями законодательства РФ, в установленные законом сроки.
Обязать администрацию муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области устранить допущенное нарушениеприродоохранного законодательства путем строительства дороги между участками с кадастровыми номерами № в соответствии с генеральным планом МО «Лебяженское городское поселение Ломоносовского района Ленинградской области», в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2021 года.
Судья Золотухина А.В.