Дело № 2-2013/19
РЈРР”-09RS0001-01-2019-001470-18
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
19 августа 2019 РіРѕРґР° Рі. Черкесск, РљР§Р
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Панаитиди Т.С.,
при секретаре судебного заседания Кубановой М.Х..,
с участием: помощника прокурора Малокарачаевского района – Алиева А.Г.,
представителя ответчика РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» Дураева А.Ш., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики, в интересах неопределенного круга лиц, к Республиканскому государственному казенному учреждению Карачаево-Черкесское Республиканское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» о признании бездействие незаконным, обязании приведения участок автодороги в соответствие,
установил:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Малокарачаевского района КЧРобратился РІ Черкесский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РљР§Р СЃ исковым заявлением Рѕ признании бездействие РГКУ Управление автомобильных РґРѕСЂРѕРі общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» РїРѕ обеспечению соответствия улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети РЅР° участке автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё «Пятигорск-Карачаевск» РѕС‚ РєРј 49+3 00Рј РґРѕ РєРј 65 +300Рј Рё РЅР° участке автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё регионального значения общего пользования «Усть- Джегута-Терезе» РЅР° РєРј 38+270 требованиям нормативов Рё стандартов, действующих РІ сфере обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения – незаконным; РѕР± обязании РГКУ Управление автомобильных РґРѕСЂРѕРі общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ позднее 01.01.2020 обеспечить соответствие улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети требованиям нормативов Рё стандартов, действующих РІ сфере обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, путем устранения следующих нарушений: 1. РЅР° участке автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё регионального значения общего пользования «Пятигорск-Карачаевск» РѕС‚ РєРј 49 + 300Рј РґРѕ РєРј 65 + 300 Рј. устранить следующие недостатки Рё нарушения нормативных требований РІ области обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения: РЅР° РІС…РѕРґРЅРѕРј участке РїСЂРё движении СЃРѕ стороны Рі. Пятигорска: Р°) устранить дефекты обочин, влияющих РЅР° безопасность РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, участки обочин РЅРµ отделенные РѕС‚ проезжей части Р±РѕСЂРґСЋСЂРѕРј, заниженные относительно прилегающей РєСЂРѕРјРєРё проезжей части РІ местах РёС… сопряжения: РѕС‚ РєРј 51+980 РґРѕ РєРј 52+100 справа РїРѕ С…РѕРґСѓ занижение обочины РЅР° 8 СЃРј; РѕС‚ РєРј 55+780 РґРѕ РєРј 55+830 справа РїРѕ С…РѕРґСѓ занижение обочины РЅР° 7-9 СЃРј; РѕС‚ РєРј 56+800 РґРѕ РєРј 56+920 слева РїРѕ С…РѕРґСѓ занижение обочины РЅР° 5 СЃРј; РѕС‚ РєРј 58+200 РґРѕ РєРј 58+600 слева РїРѕ С…РѕРґСѓ занижение обочины РЅР° 5 СЃРј; РѕС‚ РєРј 65+120 РґРѕ РєРј 65+200 слева РїРѕ С…РѕРґСѓ занижение обочины РЅР° 6 СЃРј. Р±) устранить возвышение обочины Рё разделительные полосы над проезжей частью РїСЂРё отсутствии Р±РѕСЂРґСЋСЂР°, РЅРµ допускается РЅР° всех категориях РґРѕСЂРѕРі Рё группах улиц Рї. 5.3.2. ГОСТ 50597-2017Рі.: РѕС‚ РєРј 51+200 РґРѕ 51+220, Р°\Рґ «Пятигорск-Карачаевск» устранить возвышения обочины, высота 7 СЃРј, протяженность 20Рј. РІ) установить дорожные знаки: РЅР° РєРј 57+549Рј справа РїРѕ С…РѕРґСѓ отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети»; РЅР° РєРј 57+603Рј справа РїРѕ С…РѕРґСѓ отсутствует дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 РєРј/С‡); РЅР° РєРј 57+603Рј справа РїРѕ С…РѕРґСѓ отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети»; РЅР° РєРј 57+740Рј слева РїРѕ С…РѕРґСѓ отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети». Рі) устранить разрушение покрытия проезжей части РІ РІРёРґРµ отдельных просадок, выбоин Рё проломов РєСЂРѕРјРєРё асфальтобетонного покрытия: РѕС‚ РєРј 52+000 Рј РґРѕ 52 РєРј+080 Рј разрушена РєСЂРѕРјРєР° асфальтобетонного покрытия проезжей части; глубина 5СЃРј.; РѕС‚ РєРј 55+780 РґРѕ РєРј 55+830 Рј разрушена РєСЂРѕРјРєР° асфальтобетонного покрытия проезжей части; глубина 7 СЃРј. Рґ) РЅР° РєРј 49+3 00Рј РїРѕ РєРј 65 +300Рј нанести горизонтальную РґРѕСЂРѕР¶РЅСѓСЋ разметку 1.2.1 Рё 1.2.2 (краевая линия) обозначающая края проезжей части. 2. РќР° участке автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё регионального значения общего пользования «Усть-Джегута-Терезед РЅР° РєРј 38 +270 установить дорожные знаки 1.34.1 «Направление поворота» справка РїРѕ С…РѕРґСѓ. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ заявления указано, что прокуратурой Малокарачаевского района РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившим обращением начальника РЈР“РБДД РњР’Р” РїРѕ РљР§Р Р¤РРћ8 проведена проверка эксплуатационного состояния улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети Рё технических средств организации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РЅР° предмет соответствия требованиям нормативов Рё стандартов, действующих РІ сфере обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РЅР° автомобильной РґРѕСЂРѕРіРµ «Пятигорск-Карачаевск». Проверка эксплуатационного состояния улично-РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ сети Рё технических средств организации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РЅР° предмет соответствия требованиям нормативов Рё стандартов, действующих РІ сфере обеспечения безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РЅР° автомобильной РґРѕСЂРѕРіРµ «Пятигорск- Карачаевск» проведена СЃ привлечением специалистов отделения РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ надзора РЈР“РБДД РњР’Р” РїРѕ РљР§Р . Ссылается РЅР° Рї. 5 С‡. 1, С‡. 1 СЃС‚. 4, С‡. 4 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», СЃС‚. 3, С‡. 2 СЃС‚. 12 Федерального закона РѕС‚ 10 декабря 1995 Рі. в„– 196- ФЗ «О безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения» Рё полает, что вышеуказанные требования федерального РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» РЅРµ соблюдаются.
Определением Черкесского городского суда от 03.07.2019г. к рассмотрению дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ООО «Дорожник».
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, ООО «Дорожник», уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая мнение сторон, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к выводу, что их неявка не является препятствием к рассмотрению дела и находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Малокарачаевского района Алиев А.Г. поддержал исковые требования, просил удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» Дауров А.Ш., в судебном заседании не признал заявленные требования, просил в удовлетворении иска отказать, предоставив письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Малокарачаевского района КЧРпроведена проверка состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения на предмет соответствия требованиям нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Пятигорск-Карачаевск».
В ходе проверки прокуратурой совместно с комиссией выявлены нарушения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Статьей 6 данного Федерального закона названы полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, п.3 ст.6 закреплено, что субъекты Российской Федерации вне пределов Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
С приведенным нормативным положением согласуется подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями), согласно которому решение вопросов дорожной деятельности в отношении дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Статьей 21 того же ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются с целью повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), согласно пункту 5 статьи 4 которого органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты в указанной сфере.
В числе полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, содержания и ремонта автомобильных дорог статьей 12, пунктом 2 статьи 17 и пунктом 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона установлены: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения. Порядок содержания и Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно договора «О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением от 16.04.2002г.» Минимущество закрепило за Учреждением Карачаево-Черкесское Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» право оперативного управления на движимое и недвижимое имущество, согласно Паспорта имущественного комплекса на балансе Учреждения по состоянию на 01.01.2002г. и учтено в Реестре государственной собственности.
В ст. 33 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
В соответствии с положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, утвержденным Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики №235 от 04.12.2017, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление и координацию деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно- коммунального хозяйства, в том числе обращения с твердыми коммунальными отходами (в части отнесенной к полномочиям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики), дорожного хозяйства, постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов).
Министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций.
Одной из основных задач Министерства в области дорожного хозяйства является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор» создано для осуществления управления автомобильными дорогами общего пользования территориального значения, находящимися в собственности Карачаево-Черкесской Республики, основными и оборотными средствами и финансированием, предназначенным для их нормального финансирования (содержание и ремонт, капитальный ремонт, реконструкция и строительство) и выполнения функции государственного заказчика от имени Карачаево- Черкесской Республики, при размещении государственных заказов на выполнение работ по содержанию ремонту, капитальному ремонту, строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования территориального значения и сооружений на них.
Учредителем и собственником имущества РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор» является Карачаево-Черкесская Республика.
В соответствии с п. 1.2 Устава РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» (с изменениями) Учреждение создано для осуществления управления автомобильными дорогами общего пользования территориального значения, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики, основными и оборотными средствами и финансированием, предназначенным для их нормального функционирования и выполнение функции государственного заказчика от имени КЧРпри размещении республиканских государственных заказов на выполнение работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования территориального значения и сооружения.
Полномочия учредителя от имени Карачаево-Черкесской Республики осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, которое является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете для дорожного хозяйства республики и главным государственным заказчиком по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд дорожной отрасли республики.
Стратегической целью РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор» является удовлетворение потребностей пользователей автомобильными дорогами общего пользования территориального значения, обеспечение комфортности и безопасности движения автотранспорта, при рациональном использовании средств, выделяемых из бюджета республики, а также субвенций и субсидий, выделяемых из федерального бюджета дорожной отрасли республики.
Для достижения стратегических целей РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор» направляет и распределяет средства выделяемые из бюджета республики (и иных средств, предназначенных на цели содержания, ремонта, капитального ремонта, реконструкции, строительства дорог общего пользования территориального значения, включая управление дорогами и других статей сметы расходов) в соответствии с порядком планирования затрат по всем направлениям деятельности дорожной отрасли республики.
Распределение средств, выделяемых из бюджета республики, осуществляется в соответствии с Постановлением правительства Карачаево-Черкесской Республики №247 от 04.08.2011 «Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и правилах их расчета», в зависимости от категории автомобильной дороги, протяженности и объема необходимых работ.
Таким образом, РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор» осуществляет свою деятельность в пределах размера денежных средств, выделяемых из республиканского бюджета, что не оспорено сторонами.Согласно п. 1.1. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767, а так же произведенным замерам, комиссией установлено, что 1). на участке автомобильной дороги регионального значения общего пользования «Пятигорск-Карачаевск» от км 49 + 300м. до км 65 + 300м. выявлены следующие недостатки и нарушения нормативных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: на входном участке при движении со стороны г. Пятигорска: а) В нарушении требований п. 5.3.1 ГОСТ Р50597-2017 дефекты обочин, влияющих на безопасность дорожного движения, участки обочин не отделенные от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения: от км 51+980 до км 52+100 справа по ходу занижение обочины на 8 см; от км 55+780 до км 55+830 справа по ходу занижение обочины на 7-9 см; от км 56+800 до км 56+920 слева по ходу занижение обочины на 5 см; от км 58+200 до км 58+600 слева по ходу занижение обочины на 5 см; от км 65+120 до км 65+200 слева по ходу занижение обочины на 6 см.; б) Возвышение обочины и разделительные полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра, не допускается на всех категориях дорог и группах улиц п. 5.3.2. ГОСТ 50597-2017г.: от км 51+200 до 51+220, а\д «Пятигорск-Карачаевск» имеется возвышения обочины, высота 7 см, протяженность 20м.; в) В нарушении требований п. 6.2 ГОСТ Р505097-2017г. «Дороги автомобильные и улицы» на автодороге «Пятигорск-Карачаевск», а также в нарушений ПОДД от 2014 отсутствуют дорожные знаки: на км 57+549м справа по ходу отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети»; на км 57+603м справа по ходу отсутствует дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч); на км 57+603м справа по ходу отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети»; на км 57+740м слева по ходу отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети»; г) В нарушении требований п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017. г. «Дороги автомобильные и улицы» на автодороге «Пятигорск-Карачаевск» имеются разрушение покрытия проезжей части в виде отдельных просадок, выбоин и проломов кромки асфальтобетонного покрытия: от км 52+000 м до 52 км+080 м разрушена кромка асфальтобетонного покрытия проезжей части; глубина 5см.; от км 55+780 до км 55+830 м разрушена кромка асфальтобетонного покрытия проезжей части; глубина 7 см.; д) Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения: с км 49 + 300м по км 65 + 300м отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.2.1 и 1.2.2 (краевая линия) обозначающая края проезжей части. 2. На участке автомобильной дороги регионального значения общего пользования «Усть-Джегута-Терезе» на км 38 +270 в нарушении требований п. 6.2 ГОСТ Р505097-2017г. «Дороги автомобильные и улицы» на автодороге отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 «Направление поворота» справа по ходу.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги» и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221 (утратившего силу с 01 сентября 2018 года в связи с изданием приказа Госстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст), согласно которому покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Часть 2 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статья 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ устанавливает полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, ч. 3 данной статьи предусмотрено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Указанные в актах обследования недостатки и нарушения не оспариваются представителем ответчика, доказательств, опровергающих произведенные замеры, либо подтверждающих, что при проведении обследования использовалось измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке и которое включено в Государственный реестр средств измерений либо метрологически аттестовано, суду не предоставлено.
В рамках реализации региональной составляющей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», запланировано проведение ремонта автомобильной дороги «Пятигорск - Карачаевск».
Как следует из пояснений представителя ответчика, в рамках государственного контракта № Ф.2019.128666 от 29.03.2019, заключенного с ООО «ЗРБ», по состоянию на 30 июня 2019 года выполнен ремонт участка данной автомобильной дороги км 50+250 - 54+850, то есть 4 км 600м.
Таким образом, часть исковых требований на сегодняшний день выполнена: занижение обочины справа по ходу км 51+980 - 52+100; возвышение обочины км 51+200 - 51+220; разрушения покрытия проезжей части в виде отдельных просадок, выбоин и проломов кромки асфальтобетонного покрытия на участке км 52+000 - 52+080; отсутствие горизонтальной дорожной разметки на участке км 49+300 - 65+300 - частично выполнено на участке км 50+250 - 54+850.
В 2020 году, в рамках реализации нацпроекта, запланировано проведение ремонта 6 километров автомобильной дороги «Пятигорск - Карачаевск», а в 2021 году - 17 километров. В 2024 году планируется выполнение ремонта по всей протяженности данной автомобильной дороги. То есть, до конца 2021 года оставшаяся часть нарушений нормативов и стандартов, изложенных в исковом заявлении прокурора Малокарачаевского района КЧРк РГКУ управление «Карачаевочеркесавтодор», будет устранена в полном объеме.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения согласно ст.3 вышеназванного Федерального закона являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 вышеназванного Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрели особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 участник дорожного движения - это лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Согласно п. 1.5 вышеназванных правил участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий, является неудовлетворительное состояние проезжей части дороги.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, это подразумевает, в том числе и дороги, отвечающие современным требованиям безопасности и благоустройства.
Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения, является нарушением гарантированных конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие.
Следовательно, ненадлежащий ремонт и содержание дорожного полотна, влияют на безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей не только Малокарачаевского муниципального района КЧР, но и всех граждан, которые используют данные участки дорожного движения для передвижения.
В рамках осуществления Малокарачаевский районной прокуратурой надзора за исполнением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, выявлено бездействие ответчика выразившееся в непринятии мер по обеспечению соответствия улично-дорожной сети на участке автомобильной дороги «Пятигорск-Карачаевск» от км 49 + 300 м. до км 65 + 300 м. и на участке автомобильной дороги регионального значения общего пользования «Усть- Джегута-Терезе» на км 38 + 270 требованиям нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Как установлено выше судом, в рамках государственного контракта № Ф.2019.128666 от 29.03.2019, заключенного с ООО «ЗРБ», по состоянию на 30 июня 2019 года выполнен ремонт участка данной автомобильной дороги км 50+250 - 54+850, то есть 4 км 600м., и на сегодняшний день выполнена: занижение обочины справа по ходу км 51+980 - 52+100; возвышение обочины км 51+200 - 51+220; разрушения покрытия проезжей части в виде отдельных просадок, выбоин и проломов кромки асфальтобетонного покрытия на участке км 52+000 - 52+080; отсутствие горизонтальной дорожной разметки на участке км 49+300 - 65+300 - частично выполнено на участке км 50+250 - 54+850.
В судебном заседании достоверно установлен тот факт, что по настоящее время ответчик не бездействует.
Относительно довода ответчика о том, что согласно проекту ОДД, на данном участке автодороги наличие дорожных знаков 1.34.1 «Направление поворота» на участке км 38+270 автомобильной дороги «Усть-Джегута - Терезе» не предусмотрено, и в соответствии с проектом на участке км 38+271 предусмотрен дорожный знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», суд приходит к следующему, что данное нарушение зафиксировано в акте от 05.03.2019 года, а также фотоматериалах, приобщенных к акту, данный акт составлен компетентной комиссией, поскольку в их полномочия входит контроль и надзор за безопасностью дорожного движения. Данные требования предусмотрены положениями ГОСТ Р505097-2017, учитывая что отсутствие этих знаков влияет или может повлиять на безопасность дорожного движения, то, следовательно, данные дорожные знаки подлежат соответственно установке.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора Зеленчукского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, при определении сроков исполнения работ, судом учитываются положения статья 124 ГК РФ, которая закрепляет общие положения об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в гражданских правоотношениях и применении к ним норм гражданского права. В соответствии со ст.5 Бюджетного кодекса РФ закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом о бюджете. В соответствии со статьями 12, 65, 83, 85, 111, 242 БкРФ образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.
Таким образом, исковые требования прокурора Малокарачаевского района подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики Рє Республиканскому государственному казенному учреждению Карачаево-Черкесское Республиканское Управление автомобильных РґРѕСЂРѕРі общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» Рѕ признании бездействие незаконным, обязании приведения участок автодороги РІ соответствие удовлетворить частично.
Обязать РГКУ Управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» в срок не позднее 01.01.2021 обеспечить соответствие улично-дорожной сети требованиям нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, путем устранения следующих нарушений:
1. на участке автомобильной дороги регионального значения общего пользования «Пятигорск-Карачаевск» от км 49+3 00м до км 65 +300м
устранить следующие недостатки и нарушения нормативных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: на входном участке при движении со стороны г. Пятигорска:
а) устранить дефекты обочин, влияющих на безопасность дорожного движения, участки обочин не отделенные от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения:
-от км 51+980 до км 52+100 справа по ходу занижение обочины на 8 см;
-от км 55+780 до км 55+830 справа по ходу занижение обочины на 7-9 см;
-от км 56+800 до км 56+920 слева по ходу занижение обочины на 5 см;
-от км 58+200 до км 58+600 слева по ходу занижение обочины на 5 см;
-от км 65+120 до км 65+200 слева по ходу занижение обочины на 6 см.
б) устранить возвышение обочины и разделительные полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра, не допускается на всех категориях дорог и группах улиц п. 5.3.2. ГОСТ 50597-2017г.:
- от км 51+200 до 51+220, а\д «Пятигорск-Карачаевск» устранить возвышения обочины, высота 7 см, протяженность 20м.
в) установить дорожные знаки:
на км 57+549м справа по ходу отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети»;
на км 57+603м справа по ходу отсутствует дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» (40 км/ч);
на км 57+603м справа по ходу отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети»;
на км 57+740м слева по ходу отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети».
г) устранить разрушение покрытия проезжей части в виде отдельных просадок, выбоин и проломов кромки асфальтобетонного покрытия:
от км 52+000 м до 52 км+080 м разрушена кромка асфальтобетонного покрытия проезжей части; глубина 5см.
от км 55+780 до км 55+830 м разрушена кромка асфальтобетонного покрытия проезжей части; глубина 7 см.
д) на км 49+3 00м по км 65 +300м нанести горизонтальную дорожную разметку 1.2.1 и 1.2.2 (краевая линия) обозначающая края проезжей части.
2. На участке автомобильной дороги регионального значения общего пользования «Усть-Джегута-Терезед на км 38 +270 установить дорожные знаки 1.34.1 «Направление поворота» справка по ходу.
В части признания незаконным бездействие РГКУ Управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» по обеспечению соответствия улично-дорожной сети на участке автомобильной дороги «Пятигорск-Карачаевск» от км 49+3 00м до км 65 +300м и на участке автомобильной дороги регионального значения общего пользования «Усть- Джегута-Терезе» на км 38+270 требованиям нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы или представления через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2019 года.
Судья Черкесского городского суда КЧРТ.С. Панаитиди