№
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 12 октября 2017 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Демидовой Е.А.,
с участием представителя истца Поповой Н.Л.,
представителя ответчика Баклановой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова А.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов службы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, по назначению пенсии
У С Т А Н О В И Л:
Попов А.Н. обратился в суд с иском к УПФР в Центральном районе города Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов службы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, по назначению пенсии, мотивируя свои требования следующим.
В связи с достижением 21.08.2016 года пенсионного возраста, истец 20.09.2016 года обратился в УПФР в Центральном районе г.Красноярска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 6 п.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2016 года «О страховых пенсиях», как проработавшему в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, за которые страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 данного закона. В силу п.1 ст.33 Федерального закона № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, в том числе на должностях Государственной противопожарной службы. На основании ст.33 Федерального закона № 400-ФЗ суммирование стажа на соответствующих видах работ по состоянию на 20.09.2016 года составляло более 9 лет, что дало истцу право на снижение пенсионного возраста на 3 года, на дату подачи заявления в УПФР в Центральном районе г.Красноярска стаж истца составлял 57 лет 1 месяц.
Решением от 19.12.2016 года УПФР в Центральном районе г.Красноярска отказало в досрочном назначении пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ, исключив из стажа периоды работы на должностях Государственной противопожарной службы, в частности период работы с 04.04.1978 г. по 29.10.1978 г. в должности командира отделения в ОППО-13 по охране завода автотракторных прицепов пос.Сосновоборск Красноярского края; с 06.02.1981 г. по 07.04.1981 г. в должности командира отделения опорного пункта ППО в г.Красноярске; с 08.04.1981 г. по 08.04.1983 г. в должности командира отделения ВПЧ-23 ОВПО-1 УПО УВД Красноярского райисполкома и в должности инструктора противопожарной профилактики ВПЧ-23 ОВПО-1 УПО УВД Красноярского крайисполкома.
Считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2001 г. № 437, когда Государственная противопожарная служба МЧС России являлась Государственной противопожарной службой МВД России.
Просит признать незаконным решение УПФР в Центральном районе г.Красноярска № 689094/16 от 19.12.2016 года об отказе в назначении досрочной пенсии с 20.09.2016 года, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы с 04.04.1978 г. по 29.10.1978 г. в должности командира отделения в ОППО-13 по охране завода автотракторных прицепов пос.Сосновоборск Красноярского края; с 06.02.1981 г. по 07.04.1981 г. в должности командира отделения опорного пункта ППО в г.Красноярске; с 07.04.1981 г. по 04.08.1981 г. в должности командира отделения ВПЧ-23 ОВПО-1 УПО УВД Красноярского крайисполкома по охране химкомбината «Енисей» в г.Красноярске, с 04.08.1981 г. по 08.04.1983 г. в должности инструктора противопожарной профилактики ВПЧ-23 ОВПО-1 УПО УВД Красноярского крайисполкома по охране химкомбината «Енисей» в г.Красноярске, обязать ответчика назначить и выплачивать ему пенсию с даты обращения за ее назначением с 20.09.2016 года.
В дальнейшем истец изменил свои требования с учетом вынесенного УПФР в Центральном районе г.Красноярска уточняющего решения и частичного включения спорных периодов, просит признать незаконным решение УПФР в Центральном районе г.Красноярска об отказе в назначении досрочной пенсии, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы с 07.04.1981 г. по 08.04.1983 г. в должности командира отделения и инструктора противопожарной профилактики ВПЧ-23 ОВПО-1 УПО УВД Красноярского крайисполкома по охране химкомбината «Енисей» в г.Красноярске, обязать ответчика назначить и выплачивать ему пенсию с даты обращения за ее назначением с 20.09.2016 года.
Истец Попов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя Поповой Н.Л., действующей на основании доверенности от 28.06.2017 года, которая требования поддержала с учетом уточнений по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика Бакланова О.И., действующая на основании доверенности от 09.01.2017 года, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В обоснование возражений указала, что истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. При этом пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ не был включен период службы истца в органах внутренних дел с 07.04.1981 года по 08.04.1983 года, поскольку пенсионное обеспечение лицам рядового и начальствующего состава, а также военнослужащим федеральной противопожарной службы устанавливается в соответствии с Законом РФ от 12.12.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по Красноярскому краю Серженко А.В., действующая на основании доверенности от 22.06.2017 года, обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменный отзыв, приобщенный к материалам дела, указав, что действующим в настоящее время пенсионным законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта Федерации в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не предусмотрено.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, огласив отзыв представителя третьего лица, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 6 п.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу ч.1 ст.33 Федерального закона № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Попов А.Н. 20.09.2016 года обратился в УПФР в Центральном районе г.Красноярска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.п. 6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением за № 689094/16 от 19.12.2016 года в досрочном назначении страховой пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Указанное решение с пенсионным делом истца было направлено в ОПФР по Красноярскому краю, откуда было возвращено для дооформления.
Решением УПФР в Центральном районе г.Красноярска № 176 от 19.05.2017 года Попову А.Н. вновь было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, при этом пенсионный орган не включил в стаж работы на соответствующих видах работ период работы истца с 07.04.1981 года по 08.04.1983 года в должности командира отделения военизированной пожарной части 23 ОВПО-1 УПО УВД Красноярского крайисполкома и в должности инструктора профилактики военизированной пожарной части 23 ОВПО-1 УПО УВД Красноярского райисполкома, поскольку указанный период относится к службе в органах внутренних дел, а лицам рядового и начальствующего состава, а также военнослужащим федеральной противопожарной службы пенсионное обеспечение устанавливается в соответствии с Законом РФ от 12.12.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Обращаясь в суд с настоящими требованиями и полагая, что указанный период должен быть включен в специальный стаж, истец ссылается на п.п. 18 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Суд приходит к выводу о правомерности принятого ответчиком решения о не включении спорного периода работы в стаж Попова А.Н. на соответствующих видах работ в силу следующего.
В спорный период работы истца вопрос о назначении пенсии регулировался Положением о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года № 590, которым в пункте 91 был предусмотрен перечень лиц, имеющих право на назначение пенсии на льготных условиях. Лица, занимающие должности в Государственной противопожарной службе в него включены не были.
Должности, занимаемые истцом и работа в противопожарной службе, также не была включена в Список производств, цехов, профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, который давал право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утратившего силу с 01.01.2002 года, в п. «о» ч.1 ст.12 предусматривалось право на назначение пенсии с особыми условиями труда мужчинам и женщинам – по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно - спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным министром внутренних дел Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в статье 8 было закреплено, что работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Приказом МВД РФ от 22.07.1999 года № 537 (утратившего силу в связи с изданием Приказа МВД РФ 24.08.2001 г. № 764) во исполнение статьи 8 Федерального закона «О пожарной безопасности» и пункта «о» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» был утвержден Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России, которым пенсия по старости устанавливается по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. В указанный перечень входили, в том числе должности командира отделения и инструктора противопожарной профилактики пожарной части (отдельного поста).
В статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие личного состава Государственной противопожарной службы, который включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее – сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее- работники).
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в федеральной противопожарной службе и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
Исходя из анализа приведенных выше нормативно правовых актов, следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда, предусмотренную п. «о» ст.12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» имеют работники Государственной противопожарной службы – то есть лица, состоящие на штатных должностях и не имеющие специальных или воинских званий.
При этом в стаж работы в Государственной противопожарной службе МВД России засчитывалось время работы на должностях, предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников, приведенный выше. В указанный стаж работы не включалось время, когда лицо занимало должности, предусмотренные данным Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Как следует из справки ГУ МВД России по Красноярскому краю за № 15/832 от 03.06.2016 года, Попов А.Н. в период с 07.04.1981 года по 08.04.1983 года проходил службу в органах внутренних дел в должности командира отделения военизированной пожарной части – 23 ОВПО-1 УПО УВД Красноярского крайисполкома и в дальнейшем в должности инструктора профилактики военизированной пожарной части-23 ОВПО-1 УПО УВД Красноярского Крайисполкома, уволен приказом УВД Красноярского крайисполкома от 08.04.1983 г. № 124 л/с по ст. 67 п. «г» (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом.
Приказом МВД СССР № 479 л/с от 01.12.1981 года истцу присвоено специальное звание лейтенанта внутренней службы.
Как следует из записей в трудовой книжке Попова А.Н., истец в период с 07.04.1981 года по 08.04.1983 года проходил службу в органах внутренних дел.
Действующий в настоящее время Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437 и устанавливающий, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных настоящим Списком, когда Государственная противопожарная служба МЧС России являлась Государственной противопожарной службой МВД России, также предусматривает соответствующее право именно работникам Государственной противопожарной службы.
Таким образом, поскольку истец в спорным период времени не являлся работником Государственной противопожарной службы, а являлся ее сотрудником, то есть проходил службу в органах внутренних дел, период службы с 07.04.1981 года по 08.04.1983 года не может быть засчитан в стаж, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел устанавливается в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности вынесенного ответчиком решения в части не включения в стаж работы истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период службы его в органах внутренних дел.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении ему пенсии 20.09.2016 года у истца отсутствовал требуемый 9-ти летний стаж на соответствующих видах работ по п.п. 6 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» УПФР в Центральном районе г.Красноярска правомерно ему было отказано в назначении пенсии по старости.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Попова А.Н. у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Попову А.Н. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов службы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, по назначению пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Шабалина Н.В.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий: Шабалина Н.В.