Дело № 2-4571/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2019 г. г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Ежовой И.А.,
при секретаре Ян Я.Л.,
с участием
истца ФИО1
представителя ответчика Крюковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить инвалидные коляски, санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Камчатскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Региональное отделение ФСС РФ) о возложении обязанности предоставить комнатную и прогулочную инвалидные коляски в соответствии с медицинскими показаниями по индивидуальному заказу, санаторно-курортное лечение, лекарственные средства, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что <данные изъяты>, нуждается в обеспечении изготовленными по индивидуальному заказу кресло - коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой, кресло - коляской с ручным приводом прогулочной комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой, а также в обеспечении лекарственными препаратами и санаторно-курортном лечении. Несмотря на то, что указанные формы реабилитации предусмотрены индивидуальной программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик не обеспечивает ими истца. Неоднократные обращения к ответчику и жалобы в различные инстанции остались безрезультатны. Ссылаясь на лишение его возможности передвигаться, и, тем самым реализовывать свои гражданские права и свободы, обратился с настоящим иском в суд.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом принят отказ истца от иска в части требования о возложении на Региональное отделение ФСС РФ обязанности представлять истцу необходимые лекарственные средства, о чем в деле имеется соответствующее заявление ФИО1 Производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что неоднократно обращался к ответчику с заявлениями об обеспечении его техническими средствами реабилитации, однако ответчиком его обращения исполнены не были.
В судебном заседании представитель ответчика Крюкова А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. В обоснование возражений пояснила, что программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ истцу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была установлена нуждаемость в лекарственных препаратах, санаторно-курортном лечении заболеваний костно-мышечного и неврологического профиля, обеспечение тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения, кресло-коляской с ручным приводом комнатной, кресло-коляской с ручным приводом прогулочной и специальным транспортным средством - автотранспортом с ручным управлением. На основании представленных ДД.ММ.ГГГГ рецепта, кассового чека, копии кассового чека истцу ДД.ММ.ГГГГ возмещены расходы на приобретение лекарственных препаратов 1 216, 30 руб. По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении путевки для прохождения санаторно-курортного лечения ДД.ММ.ГГГГ истец письмом от ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен о возможности предоставления ему путевки после завершения процедур в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ по отбору организаций, оказывающих соответствующие услуги. Уведомление о выделении путевки в <данные изъяты> с сопровождением на дату заезда ДД.ММ.ГГГГ было направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ, на телефонные звонки истец не ответил. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что с заявлением на получение обеспечения техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски с ручным приводом комнатной, кресла-коляски с ручным приводом прогулочной истец не обращался, поскольку в настоящее время срок действия программы реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ истек, просила в иске отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ).
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, п. 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные) относятся к техническим средствам реабилитации, а санаторно-курортное лечение к реабилитационным мероприятиям, предоставляемым при оказании государственной социальной помощи инвалидам.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в дело доказательств, истец ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>.
Данное обстоятельство подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Согласно индивидуальной программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> формы и объемы реабилитации ФИО1 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включают в том числе: санаторно-курортное лечение в санаториях костно-мышечного, неврологического профиля, с сопровождением; обеспечение приспособлениями: кресло - коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой, кресло - коляской с ручным приводом прогулочной комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой.
Статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Названные Правила определяют порядок обеспечения инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Как установлено п. 3 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в пятнадцатидневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (п. 5 Правил).
Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства и нормы права, регулирующие спорные правоотношения, на ответчика возложена обязанность по предоставлению истцу санаторно-курортное лечение заболеваний костно-мышечного, неврологического профиля, с сопровождением; обеспечить истца приспособлениями: креслом - коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой, креслом - коляской с ручным приводом прогулочной комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Как следует из материалов дела, сведениями о нуждаемости истца в технических средствах реабилитации, в том числе кресле - коляске, ответчик фактически располагал с ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается заявлениями истца ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-21, 25, 26).
Судом установлено, что ответчик владел информацией о необеспечении истца необходимыми техническими средствами реабилитации, установленными индивидуальной программой реабилитации, в соответствии со справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, между тем неоднократные заявления истца о принятии мер по исполнению индивидуальной реабилитационной программы, поступавшие ответчику в ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения по подведомственности из органов прокуратуры, Минздрава Камчатского края и иных, по существу ответчиком не рассмотрены (л.д. №).
Как показывает анализ исследованных материалов дела, истец предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида реабилитационными мероприятиями в виде санаторно-курортного лечения и техническими средствами реабилитации в форме кресла - коляски с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой, кресла – коляски с ручным приводом прогулочной комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой, не обеспечен.
Доказательств, свидетельствующих, что на день рассмотрения настоящего дела, ответчик обеспечил истца указанными техническими средствами реабилитации и реабилитационными мероприятиями, им в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) не представлено, и в судебном заседании не добыто.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что на дату рассмотрения дела в суде ответчиком не выполнены законные требования истца о предоставлении ему санаторно-курортного лечения в санаториях костно-мышечного, неврологического профиля, с сопровождением; обеспечении приспособлениями: кресло - коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой, кресло - коляской с ручным приводом прогулочной комнатной (для инвалидов и детей инвалидов) в количестве 1 шт. с регулируемым углом наклона подножки, с откидной спинкой, не выполнены.
Доказательств наличия объективных причин препятствующих исполнению программы реабилитации инвалида в период ее действия, а также рассмотрения заявлений истца по вопросу обеспечения его техническими средствами реабилитации ответчиком не представлено и в судебном заседании не добыто.
Доводы представителя ответчика об истечении ДД.ММ.ГГГГ срока действия программы реабилитации инвалида таким обстоятельством не является, равно как не может служить основанием для признания исковых требований необоснованными.
То обстоятельство, что приобретение технических средств реабилитации возможно на основании заявления и только посредством проведения закупок и в пределах лимитов бюджетных обязательств, также не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, и не освобождает ответчика от обеспечения истца средствами технической реабилитации и реабилитационными мероприятиями
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика (государственное учреждение) и истца (инвалид), характер и длительность допущенного нарушения, комплекс мероприятий, необходимых для обеспечения истца техническим средством реабилитации, особенности финансирования таких мероприятий.
Исходя из совокупности вышеперечисленных обстоятельств, суд считает, что срок исполнения решения суда в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, является разумным и достаточным.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
<данные изъяты> (л.д. №).
При таких обстоятельствах факт причинения истцу нравственных страданий в связи с несвоевременным предоставлением реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации судом под сомнение не ставится.
Оценив совокупность исследованных по делу доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком прав истца на своевременное получение реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации, учитывая фактические обстоятельства дела, индивидуальные особенности истца, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца об испытываемых им нравственных страданиях, которые он вынужден был претерпевать в связи отсутствием возможности получить санаторно-курортное лечение, а также лишением возможности свободно передвигаться в комнате и вне жилого помещения.
Разрешая вопрос о размере компенсации причиненного морального вреда, суд учитывает характер и продолжительность допущенного нарушения, требования разумности и справедливости, индивидуальные особенности истца. Таким критериям, целям компенсации морального вреда и последствиям нарушения прав истца, по мнению суда, будет соответствовать денежная компенсация в размере 10 000 руб., которую суд взыскивает ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-4571/2019, ░░░ 41RS0001-01-2019-006955-29