Дело № 2-1031/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2013 года Нефтекамский городской суд РБ в составе: председательствующего судьи Л.Р. Ахтямовой, при секретаре Н.Г. Шмониной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нефтекамска в интересах Сайтаевой Э.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации ГО г. Нефтекамск, Правительству РБ о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Нефтекамска обратился в суд в интересах Сайтаевой Э.В. с требованием об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В обоснование исковых требований указано, что Сайтаева Э.В. признана ребенком, оставшимся без попечения родителей постановлением главы администрации № от 18 февраля 2009 года, постановлением главы администрации ГО г. Нефтекамск № от 27 июня 2007 года поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма. В ДД.ММ.ГГГГ Сайтаева Э.В. окончила обучение в <данные изъяты>. Закрепленного жилья у Сайтаевой Э.В. не имеется, в связи с этим постановлением главы администрации ГО г. Нефтекамск № от 27 июня 2007 года Сайтаева Э.В. поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма. Между тем, жилое помещение Сайтаевой Э.В. не предоставлено, в связи с чем прокурор просит суд обязать администрацию ГО г. Нефтекамск предоставить Сайтаевой Э.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе производства по данному гражданскому делу определением от 14 мая 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство РБ.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Нефтекамска исковые требования поддержала по указанным основаниям. Суду пояснила, что Сайтаева Э.В. находилась под попечительством, имела право на получение благоустроенного жилого помещения по окончанию образовательного учреждения. Закрепленное за Сайтаевой Э.В. право не реализовано. В связи с этим прокурор считает, что Сайтаева Э.В. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда как ребенок-сирота. Считает, что обеспечение жильем детей-сирот является государственным полномочием органа исполнительной власти субъекта РФ, то есть Правительства РБ. Однако ввиду того, что истец проживает на территории ГО г. Нефтекамск, обязанность по обеспечению ее благоустроенным жилым помещением лежит также и на администрации ГО г. Нефтекамск.
Сайтаева Э.В. иск поддержала по тем же основаниям, суду пояснила, что родилась ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец, в ДД.ММ.ГГГГ умерла мать. В связи в отношении она была передана на воспитание в приемную семью. Попечителем была назначена И.. В настоящее время она вместе с сестрой проживает в ветхой неблагоустроенной комнате площадью 14 кв.м в <адрес>, на которую документов не имеет. Состоит в администрации города на учете на получение жилого помещения как ребенок-сирота.
Представитель администрации иск не признала по основаниям, указанным в возражении. Считает, что администрацией ГО г. Нефтекамск права и охраняемые законом интересы материальных истцов не нарушены. Суду пояснила, что статус Сайтаевой Э.В. как ребенка-сироты не оспаривается, в связи с чем она включена в список на получение жилья. Считает, что обязанность по выделению денежных средств лежит на исполнительном органе субъекта РБ, то есть на Правительстве РБ, поскольку является расходным обязательством субъекта РБ.
Представитель Правительства РБ, будучи надлежаще извещенным путем направления телефонограммы, в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, иск следует признать подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 1 п. 3 ст.2).
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в частности, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Согласно ч.2 п.2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанная норма также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П установлено, что абзац 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 45-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», вступившим в законную силу с 01 января 2012 года, государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
В соответствии с ч. 3 ст. 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственным полномочия пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Согласно п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено и не оспаривается сторонами, что Сайтаева Э.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Её мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ.
В июне ДД.ММ.ГГГГ Сайтаева Э.В. окончила обучение в <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Сайтаевой Э.В. исполнилось 18 лет.
После окончания образовательного учреждения и достижения 18-летнего возраста жилье истице предоставлено не было.
Постановлением главы администрации г. Нефтекамска от 29 апреля 2005 года № И. назначена попечителем в отношении Сайтаевой Э.В. (л.д.17).
Постановлением главы администрации ГО г. Нефтекамск № от 27 июня 2007 года Сайтаева Э.В. признана оставшейся без попечения родителей и нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма (л.д.7).
Постановлением главы администрации ГО г. Нефтекамск № от 18 февраля 2009 года Сайтаева Э.В. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма (л.д.8).
Сайтаева Э.В. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, собственного жилья не имеет, с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени администрацией ГО г. Нефтекамск РБ не предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи, с чем нарушены жилищные права Сайтаевой Э.В., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Последняя состоит в очереди на получение жилья как ребенок – сирота в администрации ГО г. Нефтекамск.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как указано выше, прокурором ставится вопрос о предоставлении Сайтаевой Э.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В ходе рассмотрения дела установлено, что обеспечение Сайтаевой Э.В. жилым помещением должно осуществляться за счет средств бюджета РБ. Размер жилого помещения должен соответствовать норме предоставления площади, установленной решением органа местного самоуправления.
Пунктом 2 решения Нефтекамского городского Совета депутатов РБ от 15 июня 2005 года № по г. Нефтекамску установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
При таких обстоятельствах в целях исключения неясностей при исполнении решения суда в его резолютивной части необходимо указать размер предоставляемого жилого помещения и порядок финансирования мероприятий по обеспечению Сайтаевой Э.В.жилым помещением.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 октября 2012 года № ИР-864/07 «О направлении рекомендаций» и рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей договор найма специализированного жилого помещения заключается сроком на пять лет, и этот срок не может быть сокращен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Нефтекамска в интересах Сайтаевой Э.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации ГО г. Нефтекамск, Правительству РБ о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет удовлетворить.
Обязать администрацию ГО г. Нефтекамск предоставить Сайтаевой Э.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в пределах г. Нефтекамска РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м за счёт средств, выделяемых на эти цели из бюджета Республики Башкортостан с заключением договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Нефтекамский городской суд РБ.
Мотивированное решение суда составлено в 09.00 часов 24 июня 2013 года.
Судья Л.Р. Ахтямова
Решение не вступило в законную силу.