№2а-2894/2020
УИД 67RS0003-01-2020-004646-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2020 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Самошенковой Е.А.
при секретаре Артамоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Смоленску к Карманову ФИО1 о взыскании налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Смоленску, уточнив требования, обратилась в суд с административным иском к Карманову Д.В. о взыскании налога и пени, указав в обоснование заявленных требований, что в 2017 и 2018 годах ответчик являлся собственником недвижимого имущества – квартир, комнат, иных строений и гаражей, в связи с чем являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, однако обязанность по уплате данного налога своевременно им исполнена не была. В связи с неисполнением Кармановым Д.В. в полном объеме обязанности по уплате налога, по правилам ст. 75 НК РФ произведено начисление пени в размере 102,21 руб. Кроме того, в собственности ответчика в данный период также находились земельные участки, расположенные на территории г. Смоленска и Смоленского района, а также транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, в связи с чем Карманов Д.В. также являлся плательщиком земельного и транспортного налогов. Направленные требования об уплате налога и пени налогоплательщиком в установленный срок не исполнены, в связи с чем истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности. Определением от 15.06.2020 судебный приказ от 12.03.2020 отменен в связи с поступлением возражений должника. Просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по уплате земельного налога в размере 58 103 руб., транспортного налога – в размере 7 240 руб., а также пени в сумме 23,41 руб., налога на имущество - в размере 31 610 руб. и пени 102, 21 руб..
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Смоленску Жулаев А.В. уточненные требования поддержал в полном объеме, дополнительно отметив, что в налоговом уведомлении от 01.10.2018 был указан объект недвижимости с кадастровым номером № – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в последующем из Росреестра в инспекцию были переданы сведения об объекте с кадастровым номером № – часть квартиры по указанному адресу. В этой связи, налоговым органом был произведен перерасчет с уменьшением суммы налога, подлежащей удержанию, на 461 руб.. 29.01.2020 ответчиком была уплачена сумма в размере 8 943 руб., 461 руб. из которых был автоматически зачтен за задолженность раннего периода, и на момент подачи иска задолженность по уплате налога на имущество составляет 31 610 руб.
Представитель административного ответчика – Шипилов В.А., оспаривая размер задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, суду пояснил, что налоговым органом фактически дважды выставлено требование по оплате налога за один и тот же объект. Так, административным ответчиком уплачен налог за квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, согласно требованию налогового органа от 01.10.2018, однако за 2018 год инспекцией вновь выставлен налог за часть указанной квартиры с кадастровым номером №, хотя Кармановым Д.В. сумма налога за 2017 год в размере 8 944 руб. уплачена в полном объеме. Неоплату по земельному и транспортному налогу не оспаривал.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 08.04.2010 года № 468-О-О).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения, согласно п. 1 ст. 401 НК РФ, признаются: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база, порядок ее определения, налоговые ставки, порядок исчисления суммы налога определены ст.ст. 402-408 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ (в редакции на момент начисления налога) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиками земельного налога в силу ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговый период по земельному налогу установлен в соответствии с п. 1. ст. 393 НК РФ как календарный год.
Статья 390 НК РФ определяет налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ч. 2 ст. 362 НК РФ, сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу…, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ).
В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 № 87-3 «О транспортном налоге» лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и ст. 3 вышеуказанного областного закона, являются плательщиками транспортного налога.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Смоленской области от 27.11.2002 № 87-3 «О транспортном налоге» транспортный налог исчисляется по ставкам, установленным в зависимости от категории и мощности транспортного средства.
Ст. 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней, порядок исчисления которой определен в ст. 75 НК РФ.
В судебном заседании установлено, что Карманов Д.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
Основанием к обращению в суд налогового органа с иском к Карманову Д.В. послужило неисполнение им обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, исчисленного в связи с наличием у ответчика в 2017 и 2018 права собственности на комнаты с кадастровыми номерами №; №; №; №; №; квартиры с кадастровыми номерами №; №; №; №; №; №; №;№; иные строения, помещения и сооружения с кадастровыми номерами №; №; №; №, а также неисполнение им обязанности по уплате земельного налога в связи с владением объектами с кадастровыми номерами №; №; № и обязанности по уплате транспортного налога в связи с наличием в собственности автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.
01.10.2018 и 06.08.2019 административному ответчику Карманову Д.В. по адресу регистрации направлялось налоговое уведомление № от 01.10.2018 об уплате транспортного налога в сумме 9 050 руб., земельного налога в размере 24 683,24 руб., налога на имущество физических лиц в размере 59 922 руб. (л.д. 154-155) и налоговое уведомление № от 06.08.2019 об уплате транспортного налога в сумме 7 240 руб., земельного налога в размере 82 035 руб., налога на имущество физических лиц в размере 82 710 руб. (л.д.24-26).
Налоговым органом был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017 год по налоговому уведомлению № в связи с владением объектом недвижимости (частью квартиры) с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в результате чего сумма налога составила 461 руб., что отражено в налоговом уведомлении№ от 06.08.2019 (л.д. 24)
В соответствии с положениями ст.ст. 69, 70 НК РФ, административному ответчику направлялось требование № по состоянию на 18.12.2019 об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу на общую сумму 113 596 руб. (7240 руб. – задолженность по транспортному налогу, 31 610 руб. – недоимка по налогу на имущество физических лиц, 74 746 руб. – недоимка по земельному налогу) и пени в размере 367,29 руб. (102,21 руб. – пени по налогу на имущество физических лиц, 241,67 – пени по земельному налогу) с установлением сроков для добровольного исполнения до 28.01.2020 (л.д. 14).
ИФНС по г. Смоленску произведён расчет, согласно которому Карманову Д.В. необходимо оплатить задолженность по уплате земельного налога в размере 58 103 руб., задолженность по уплате транспортного налога в размере 7 240 руб., а также пени в сумме 23,41 руб., недоимку по налогу на имущество - в размере 31 610 руб. и пени 102, 21 руб..
Как следует из представленной ответчиком квитанции, 29.01.2020 им произведена оплата налога на доходы физических лиц в размере 8 944 руб.
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании, а также по данным карточки расчетов с бюджетом усматривается, что сумма переплаты в размере 461 руб. была автоматически зачтена в погашение ранее имеющейся задолженности, а сумма в размере 8 483 руб. – зачтена в погашение задолженности за 2017 год.
Доказательств необоснованности такого зачета, равно как и сведений о погашении задолженности за предыдущие периоды ответчиком не представлено, расчет по существу не оспорен, в связи с чем, указанный расчет, соответствующий вышеприведенным положениям налогового законодательства, признается судом верными и принимается за основу при вынесении решения по делу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на дату подачи административного иска Кармановым Д.В. не уплачена задолженность по уплате земельного налога в размере 58 103 руб., задолженность по уплате транспортного налога в размере 7 240 руб., а также пени в сумме 23,41 руб., недоимка по налогу на имущество - в размере 31 610 руб. и пени 102, 21 руб..
Поскольку ответчик доказательств погашения задолженности в указанном размере суду не представил, то вышеупомянутая сумма подлежит бесспорному взысканию с Карманова Д.В. в пользу административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой административный истец был освобожден при обращении в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ИФНС России по г. Смоленску удовлетворить.
Взыскать с Карманова ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Смоленску задолженность по уплате земельного налога за 2018 год в размере 58 103 руб., задолженность по уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 7 240 руб. и пеню в размере 23,41 руб., а также задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 – 2017 года в размере 31 610 руб. и пеню в размере 102,21 руб.
Взыскать с Карманова ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 3112,36 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Самошенкова