ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-5844/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 29 марта 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей: Уфимцевой Н.А., Папушиной Н.Ю.
с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифоновой М.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Байкалромэкспорт» об обязании обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ
по кассационной жалобе ООО «Байкалпромэкспорт» на решение Усольского городского суда Иркутской области от 10 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А., заключение прокурора Трифоновой М.К., полагавшей жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения,
установила:
Природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Байкалромэкспорт» об обязании обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ.
В обоснование требований указано, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Байкалпромэкспорт» требований законодательства об охране окружающей среды,установлено, что ООО «Байкалпромэкспорт» с 2018 года осуществляется деятельность по производству древесного угля. Производство угля осуществляется путем сжигания древесины в печах, без кислорода (пиролиза). ООО «Байкалпромэкспорт» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Осуществляет выбросы через 7 стационарных источников выбросов (5 неорганизованных источников выбросов (2 участка пересыпки угля, распиловка древесины, работа 2 фронтальных погрузчиков) и 2 организованных (печи)). В атмосферу выбрасывается 9 загрязненных веществ, в том числе, 3 наименований твердых веществ: углерод (сажа), бенз(а)пирен, взвешенные вещества (зола твердого топлива) и 6 наименований газообразных веществ: азота диоксида (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота оксид), сера диоксид (ангидрид сернистый), углерода оксид, углеводороды по бензину, углеводороды по керосину. 2 комплекса печей по производству древесного угля являются стационарными (организованными) источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Газоочистное и пылеулавливающее оборудование на данных стационарных источниках выбросов отсутствует. По результатам проверки также выявлено, что производственная площадка общества не имеет установленной в определенном законом порядке санитарно-защитной зоны. Загрязнение атмосферного воздуха неочищенными выбросами нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, а также может негативно повлиять на состояние здоровья жителей <адрес> и р.<адрес>. Истец, с учетом уточнений, просил обязать ООО «Байкалпромэкспорт» при помощи газоочистных установок обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации печей для выжигания угля, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, з/у 32/3; обязать ООО «Байкалпромэкспорт» разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и согласовать их со службой государственного экологического надзора Иркутской области; обязать ООО «Байкалпромэкспорт» разработать проект санитарно-защитной зоны объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду производственной территории, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> в целях получения в федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решения об установлении санитарно-защитной.
Определением судебной коллегии Иркутского областного суда от 17 ноября 2021 г. производство в части исковых требований об обязании разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и согласовать их со Службой государственного экологического надзора Иркутской области прекращено в связи с заявленным отказом Ангарского межрайонного природоохранного прокурора.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 10 августа 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 ноября 2021 г., исковые требования удовлетворены. На ООО «Байкалпромэкспорт» возложена обязанность при помощи газоочистных установок обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации печей для выжигания угля, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, з/у 32/3, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу. На ООО «Байкалпромэкспорт» возложена обязанность разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и согласовать их со Службой государственного экологического надзора <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На ООО «Байкалпромэкспорт» возложена обязанность разработать проект санитарно-защитной зоны объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - производственной территории, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, в целях получения в федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решения об установлении санитарно-защитной зоны в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представитель ООО «Байкалпромэкспорт» Аксаментов М.В. просит решение и апелляционное определение отменить в части возложения обязанности при помощи газоочистных установок обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух образуемых при эксплуатации печей для выжигания угля, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> в течение года со дня вступления решения суда в законную сяду. Принять по делу новый судебный акт. Ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой представлены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что на основании решения Ангарского межрайонного природоохранного прокурора от 5 февраля 2021 г. организовано проведение проверки оценки исполнения ООО «Байкалпромэкспорт» законодательства об охране окружающей среды, в том числе, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления, законодательства о противодействии коррупции.
Согласно заключению специалиста Службы государственного экологического надзора Иркутской области от 2 марта 2021 г. при проведении осмотра (обследования) территории производственной площадки ООО «Байкалпромэкспорт» установлено, что хозяйственную деятельность юридическое лицо осуществляет на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 60009 кв.м., по адресу: <адрес>, з/у 32/3 на основании договора аренды земельного участка № от 6 декабря 2017 г. (перенайма земельного участка) б/н от 1 августа 2018 г. На момент осмотра работы на территории производились. В атмосферу выбрасывается 9 загрязненных веществ, в том числе, 3 наименований твердых веществ: углерод (сажа), бенз(а)пирен, взвешенные вещества (зола твердого топлива) и 6 наименований газообразных веществ: азота диоксида (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота оксид), сера диоксид (ангидрид сернистый), углерода оксид, углеводороды по бензину, углеводороды по керосину.
Из письменных пояснений генерального директора ООО «Байкалпромэкспорт» Угляница С.В. во исполнение требования о предоставлении документов и информации от 5 февраля 2021 г. №07-33-21/110-21 следует, что проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не предусматривает плана природоохранных мероприятий, соответственно, мероприятия не выполнялись. Проект санитарно-защитной зоны будет разработан после проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ и составления отчетов инвентаризации; расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ, разработки нормативов выбросов; разработки мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ; проведения инвентаризации отходов; актуализации сведений об объекте экологического НВОС; составления (актуализации) программы производственного экологического контроля - разработки проекта ПВД на вновь построенные мощности. Фактически уголь изготавливается в печах, в связи с чем, исключена сама возможность аварийных выбросов, план мероприятий не разрабатывался. На территории ООО «Байкалпромэкспорт» отсутствует газоочистные и пылеулавливающие установки.
По информации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 9 апреля 2021 г. №8399/3 следует, что по данным наблюдений стационарных постах, в атмосферном воздухе г. Усолье Сибирское в январе 2021 г. превышения среднемесячных концентраций бенз(а)пирена достигали 3,7 ПДКс.с. на ПНЗ № (<адрес>) и 2,1 ПДК с.с. на ПНЗ № (<адрес>). Максимальная разовая концентрация оксида азота достигала уровня ПДК с.с. в районе <адрес> (ПНЗ №) 19 января в 18:59. В феврале превышения среднемесячных концентраций бенз(а)пирена достигали 8,0ПДКс.с. на ПНЗ № (<адрес>) и 2,2 ПДК с.с. на ПНЗ № (<адрес>). В районе расположения поста наблюдений № (<адрес>) среднемесячная концентрация диоксида серы достигала 1,2 ПДКс.с., диоксида азота - 1,1 ПДК с.<адрес> разовая концентрация оксида азота достигала уровня ПДК м.р. в районе <адрес> (ПНЗ №) 6 февраля в 19:39. Концентрация остальных контролируемых примесей не превышали установленных нормативов. В марте, в районе <адрес> (ПНЗ №), отмечено 2 (два) случая превышения ПДК м.р. оксида азота, максимальная из которых достигла 1,2 ПДК м.р.22 марта в 20:39 ч.; и 7 случаев превышения диоксида серы, максимальная из которых достигла 1,3ПДК м.р. 6 марта в 14:59 ч. Концентрация остальных контролируемых примесей не превышали установленных нормативов. Информация о содержании в атмосферном воздухе <адрес> бенз(а)пирена и тяжелых металлов за март не поступало.
Представителем ответчика представлен проект нормативов допустимых выбросов для производственной территории ООО «Байкалпромэкспорт» от 2021 г., в соответствии с которым, предельно-допустимыми выбросами загрязняющих веществ в атмосферу для производственной территории ООО «Байкалпромэкспорт» являются такие выбросы, которые при совокупности их действия не создадут приземные концентрации этих веществ, превышающих их ПДК на границе производственной зоны. По результатам расчета рассеивания вредных веществ в атмосфере определены нормативы предельно допустимых выбросов для нормируемых веществ. Существующие выбросы предприятия по всем загрязняющим веществам, подлежащим нормированию, не превышают 1 ПДК на границах жилых зон и СЗЗ, поэтому их предлагается принять за предельно-допустимые выбросы (ПДВ) с 2021 г.
Согласно экспертному заключению по проекту ПДВ от 8 июня 2021 г. №1315П следует, что проект нормативов допустимых выбросов для производственной территории ООО «Байкалпромэкспорт» соответствует СанПин 1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий; СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитании».
25 июня 2021 г. ООО «Байкалпромэкспорт» получено санитарно- эпидемиологическое заключение.
Согласно информационному письму Службы государственного экологического надзора Иркутской области от 9 августа 2021 г. №02-71-3085/21 указанные в проекте НДВ ООО «Байкалпромэкспорт» от 2 июня 2021 г. расчетные приземные концентрации загрязняющих веществ, подлежащие нормированию в области охраны окружающей среды, создаваемые выбросами названного объекта НВОС в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории названного объекта НВОС, при увеличении таких концентраций на 60% приближаются к гигиеническим нормативам загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (до 0,8 долей ПДК с учетом фоновых данных), а также учитывая месторасположение объекта НВОС на территории промзоны, где сосредоточено значительное количество эксплуатируемых иными природопользователями источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, также выбрасывающих продукты сгорания топлива, представляется целесообразным обеспечение очистки выбросов печей объекта НВОС 25-0238-002029-П при помощи ГОУ от взвешенных веществ (код 2902). От источника 0002 выброс взвешенных веществ составляет 46,528 т/год, от источника 0004 выброс веществ составляет 33,129 т/год, следовательно, ГОУ с проектным КПД 85% обеспечит снижение выброса на 67,708 т/год.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь нормами права, предусмотренными: ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 34 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 11, 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.7 ст. 16, ч. 1 и ч. 2 ст. 16.1, ст. 30, 32 Федерального закона РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 4, п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно- защитных зон», пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что ООО «Байкалпромэкспорт» осуществляет деятельность по производству древесного угля при отсутствии газоочистного и пылеулавливающего оборудования, обеспечивающего очистку выбросов до установленных нормативов, деятельность ООО «Байкалпромэкспорт» сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду, осуществление деятельности ООО «Байкалпромэкспорт» не обеспечивает в полной мере исполнение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию правовых норм, регулирующих спорные правоотношения и правильно примененных судом, основаны на представленных суду доказательствах, которые оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ в совокупности со всеми доказательствами по делу.
Доводы жалобы, что объекты хозяйственной деятельности общества не осуществляют выбросы вредных веществ непосредственно в атмосферный воздух, в связи с чем отсутствует обязанность по обеспечению очистки при помощи газоочистительных установок, являются несостоятельными, противоречат материалам дела и правовым нормам, обязывающим при размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, соблюдать правила охраны атмосферного воздуха, путем установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Доводы жалобы выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 10 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Байкалпромэкспорт» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи