Решение по делу № 2-2016/2023 от 20.06.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2023 г. Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Хахановой Т.С.,

с участием представителя истца Цимбалюк А.С., представителя ответчика <ФИО>2 – Жарникова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД: <номер>) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» к <ФИО>2 о взыскании задолженности по оплате потребленной электрической энергии, расходов по оплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что общество с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее по тексту ООО «Иркутскэнергосбыт», истец) осуществляет отпуск электрической энергии на электроустановку <ФИО>2, расположенную по адресу: <адрес>В.

<дата> контролером-инспектором ООО «Иркутскэнергосбыт» выявлено, что по указанному адресу на улице слышен шум, исходящий от дома, характерный для работающего оборудования, предназначенного для майнинга криптовалют. В результате тепловизионной съемки выявлено превышение температуры (окна дома). На участке находится двухэтажный дом. Со слов соседей в доме проживают лица неславянской внешности.

Ответчик не уведомила истца о том, что потребление электрической энергии осуществляется не в коммунально-бытовых нуждах, поскольку от вида использования электрической энергии (для коммунально-бытовых нужд, либо для коммерческой деятельности) зависит к какой тарифной группе относится потребитель и, соответственно, какой тариф применять.

Данное обстоятельство подтверждается фото-, тепловизионной и видеосъемкой.

Истец надлежаще исполнял принятые обязательства, осуществлял отпуск электрической энергии.

Ответчику за потребленную электрическую энергию истцом были предъявлены для оплаты счет <номер> от <дата> на сумму 741 938,99 руб. за период с <дата> по <дата>. Оплата отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, истец просит суд взыскать с ответчика <ФИО>2 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Иркутскэнергосбыт» основной долг в сумме 741 938,99 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 620 рублей.

В судебном заседании представитель истца ООО «Иркутскэнергосбыт» Цимбалюк А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик <ФИО>2 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, причина неявки неизвестна, ранее в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что использовала отпускаемую ей электроэнергию только в коммунально-бытовых целях.

Представитель ответчика Жарников А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на исковое заявление, в которых отражена правовая позиция по существу исковых требований.

Представитель третьего лица ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.

При этом неявка лиц, извещенных в установленном законом порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому, не может быть преградой для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается положениями статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьями 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Суд рассматривает дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ).

Выслушав доводы представителей истца и ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, обозрев фото- и видео- материалы осмотров электроустановки ответчика, изучив имеющиеся в деле доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Кроме того, статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Конституция РФ относит федеральные энергетические системы и гражданское законодательство к исключительному ведению Российской Федерации (пункты «и», «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Проанализировав возникшие правоотношения между сторонами, а именно условия заключенного договора энергоснабжения, суд полагает, что по своей правовой природе указанный договор является договором энергоснабжения.

Следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктов 1, 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Согласно пунктов 1, 2 статьи 539 К РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Статьей 540 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

В соответствии со статьей 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).

Потребителями электрической энергии признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (абзац 6 статьи 3 Закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; абзац 4 пункт 2 Основных положений № 442).

Согласно требованиям статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу положений статей 539-547 ГК РФ под бытовым потреблением электроэнергии признается использование электроэнергии для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ бытовое энергопотребляющее устройство - продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд.

По смыслу нормативных положений закона, договор энергоснабжения является публичным договором, в котором цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

По правилам статей 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условием обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства не допустим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии (статья 1).

Из пунктов 3, 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике следует, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 и предусматривают правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения.

Пунктом 28 указанных Основных положений предусмотрено, что по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Одним из принципов законодательства в сфере энергоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2018 № 305-ЭС17-14967), поэтому наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учета энергии предполагает необходимость исчисления количества потребленной энергии по показаниям такого прибора учета.

В силу пункта 5 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также поставка электрической энергии (мощности), произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, сетевым организациям, определенным в пункте 65 (1) настоящего документа, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Статья 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) регламентирует порядок государственного регулирования ценообразования в сфере электроэнергетики.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

Пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

Согласно пункту 6 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 16.09.2014 № 1442-э, для приравненных к населению категорий потребителей, указанных в пункте 71.1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения.

Приложением № 6 к Правилам о технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, предусмотрена форма заявки для физических лиц на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Иной заявки для физических лиц, потребляющих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды Правилами, утвержденными постановлением Правительства N 861 не предусмотрено.

Согласно пункту 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предметом федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики являются: соблюдение субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, деятельность которых связана с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения.

Пункт 81 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Согласно пункту 71(1) Основ ценообразования № 1178, приложения № 1 к нему цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении юридических и физических лиц, приобретающих электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 69 Основных положений № 442 только граждане-потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов приобретают электрическую энергию в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Прочие категории граждан приобретают электрическую энергию в соответствии с Основными положениями.

Таким образом, урегулирование правоотношений по приобретению электрической энергии с гражданами-потребителями коммунальной услуги - собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и прочими гражданами-потребителями осуществляется в соответствии с различными нормативно-правовыми актами.

При этом применимость тарифа, установленного для той или иной группы потребителей, определяется в зависимости от того, к какой из этих групп относится лицо, осуществляющее пользование электрической или тепловой энергией.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ, бытовое энергопотребляющее устройство - продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд.

Таким образом, общий критерий отнесения потребителей электрической энергии к категории «население» заключается в использовании этой энергии на коммунально-бытовые нужды.

Применение тарифа, установленного для населения (и приравненных к нему категорий) находится в прямой зависимости от целей потребления коммунального ресурса.

При этом удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях и для удовлетворения собственных нужд.

Согласно Уставу общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» (сокращенное наименование ООО «Иркутскэнергосбыт») основными видами деятельности Общества являются, в том числе: торговля электроэнергией, выполнение функций гарантирующего поставщика.

ООО «Иркутскэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Иркутской области согласно постановлению Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 № 46-П «О смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика».

Судом установлено, что <ФИО>2 на праве собственности принадлежит жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей – 1), общая площадь 255,7 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>-в, кадастровый (или условный) <номер> (свидетельство о государственной регистрации права <номер>, выписка из ЕГРН от <дата> <номер>).

По данным технического паспорта, изготовленного МУП «БТИ г. Иркутска» <дата>, данный жилой дом 2009 года постройки, имеет общую площадь 255,7 кв.метров, в том числе жилую 201,4 кв.метров.

ООО «Иркутскэнергосбыт» осуществляет энергоснабжение принадлежащего <ФИО>2 указанного выше жилого дома.

<дата> ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети» (сетевая организация) и <ФИО>2 (заявитель) заключили Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям <номер> в отношении энергопринимающих устройств заявителя – жилого дома по адресу: <адрес>В, с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств 35 кВт (увеличение отбора мощности с 15 кВт до 50 кВт), категория надежности III (третья), класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ, максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 15 кВт.

По условиям договора размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Службы по тарифам Иркутской области <номер>-спр от <дата>, в редакции Службы по тарифам Иркутской области <номер>-спр от <дата>, в редакции приказа по тарифам Иркутской области <номер>-спр от <дата> и в редакции приказа по тарифам Иркутской области <номер>-спр от <дата> и составляет 24 084,10 рублей, в том числе НДС 18% 3 673,85 рублей.

<дата> филиалом ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети» (сетевая организация) и <ФИО>2 (заявитель) подписан Акт об осуществлении технологического присоединения <номер>-ЮЭС о том, что сетевая организация оказала заявителю услугу по технологическому присоединению объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя в соответствии с мероприятиями по договору об осуществлении технологического присоединения от <дата> <номер>-ЮЭС в полном объеме на сумму 24 492,30 рублей.

Характеристики присоединения: максимальная мощность 50 кВт, в том числе: максимальная мощность (без учета ранее присоединенной (существующей) максимальной мощности) 35 кВт; ранее присоединенная максимальная мощность 15 кВт; совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети трансформаторов – кВА. Категория надежности электроснабжения: III (третья) категория – 50 кВт.

<дата> Енисейское управление Ростехнадзором выдано Разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки <номер>, так как установлено, что электроустановка, расположенная по адресу: <адрес>В, согласно Акту осмотра от <дата> <номер>, соответствует техническим условиям, требованиям проектной документации, нормативно-техническим документам и допускается в эксплуатацию по утвержденной схеме электроснабжения.

Согласно Акту осмотра электроустановки в целях установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое) <номер> от <дата>, проверена электроустановка – частный дом по адресу: <адрес>В, потребителя <ФИО>2 по договору № ИНПР <номер>, представителем ООО «Иркутскэнергосбыт» <ФИО>24 и представителем ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети» <ФИО>7, с использованием тепловизора «Testo <номер>», видеорегистратора «Blackviewv № snig19a2001» и смартфона «Samsung sm-j260f», в результате которой выявлены данные о фактической мощности 11,4 кВт, пиковая нагрузка 11,7 кВт. Нет доступа в помещение, собственник отсутствует. На улице слышен шум, исходящий от дома, характерный для работающего оборудования, предназначенного для майнинга криптовалют. В результате тепловизионной съемки выявлено превышение температуры (окна дома). На участке находится двухэтажный дом, окна частично открыты. Со слов соседей в данном доме проживают лица неславянской внешности. По телефону собственник <ФИО>2 сообщила, что по данному адресу не проживает, дом сдает в аренду, что происходит в доме не знает. В заключении о порядке формирования полезного отпуска отражено формировать полезный отпуск по показаниям расчетного прибора учета, в соответствии с тарифным статусом. Третьи лица при проведении проверки не опрашивались, объяснения у потребителя не отбирались, произведены фото- и видео- съемки, съемка тепловизором. Акт подписан в одностороннем порядке представителями - <ФИО>25, <ФИО>7

По данным Акта целевой проверки б/н от <дата>, проверена электроустановка – частный дом по адресу: <адрес>, потребителя <ФИО>2 по договору № <номер>, назначение электроустановки – э/снабжение частного дома. Доступа нет. Из дома слышен шум (окна приоткрыты). По телефону собственник сообщила, что по адресу не проживает, дом сдает в аренду, что происходит в доме – не знает. Акт составлен представителем ООО «Иркутскэнергосбыт» <ФИО>26

Свидетель <ФИО>27 суду показала, что является контролером ООО «Иркутскэнергосбыт», <дата> на основании распоряжения руководства, ею совместно с представителем ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети» и сотрудником организации, которая производит тепловизионную съемку, совершен выезд по адресу потребителя, <адрес>, был произведен внешний осмотр электроустановки, в ходе которого, они увидели, что на земельном участке расположен двухэтажный жилой дом, при этом с улицы был четко слышен исходящий от дома, характерный шум от работающего оборудования, предназначенного для майнинга криптовалют. Представитель ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети» снял показания счетчика дистанционно и измерил нагрузку, по показаниям был высокий расход потребления. Сотрудник организации с тепловизором произвел сьемку, сообщил о выделении тепла из окон жилого дома, которые были приоткрыты. Она, свидетель, пыталась попасть на земельный участок, стучала в ворота, однако двери никто не открыли. Ею, свидетелем, был осуществлен звонок потребителю <ФИО>2, с которой ранее она не была знакома, на телефонный звонок <ФИО>2 ответила и сообщила, что по адресу: <адрес>В, она не проживает, в настоящее время находится за пределами Иркутской области, дом сдает в аренду, что происходит в доме она не знает. Максимальная, пиковая нагрузка в момент осмотра составляла 11,7 кВт, сведения были представлены представителем ОАО «ИЭСК» «Южные электрические сети», показания счетчика могут сниматься дистанционно. Предварительно об осмотре потребитель не уведомляется, потребитель уведомляется на месте, если присутствует, в отсутствие потребителя, когда в ходе осмотра что-то обнаружено и зафиксировано, то потребителю осуществляется телефонный звонок с записью разговора, в ходе которого ему предлагается подъехать и дать пояснения относительно потребления электроэнергии, а когда ничего не обнаружено, и когда претензий не имеется, то телефонный звонок в адрес потребителя не осуществляется.

Свидетель была предупреждена судом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. ст. 307-308 УК РФ.

В подтверждение показаний свидетеля, истцом представлены фотографии в черно-белом исполнении, на которых изображено двухэтажное здание ответчика - электроустановка <ФИО>2, расположенная по адресу: <адрес>, опора <номер>.

Также истцом представлены материалы фото- и видео- фиксации с изображением здания ответчика - электроустановки <ФИО>2, расположенная по адресу: <адрес>, опора <номер>.

Указанные обстоятельства стороной ответчика оспорены не были.

Как следует из заключения начальника Правобережного участка Правобережного отделения ООО «Иркутскэнергосбыт», <дата> в результате тепловизионного обследования объекта, расположенного по адресу: <адрес>, было выявлено нехарактерное тепловыделение, исходящее из окон дома. Съемка проводилась в светлое время суток при относительной облачности и температуре воздуха +20С с помощью тепловизора Testo 875-2. Нехарактерное тепловыделение подтверждается термограммой <номер>. На термограмме <номер> зафиксировано выделение тепла из открытого окна +32°С (точка измерения 1), на термограмме <номер> зафиксировано тепловыделение, исходящее от двери дома +31,5°С (точка измерения <номер>). Данные обстоятельства свидетельствуют о работе оборудования, выделяющего тепловую энергию.

Также истцом представлена термограмма <номер> от <дата>, с целью выявления утечек тепла, испытание проведено с помощью тепловизионной камеры, электроустановки ответчика, на которой зафиксирована температура наружного воздуха +20 градусов и температура в точках измерения от +19,9 до +32,4 градусов.

Согласно Акту о целях потребления электрической энергии при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек от <дата>, по адресу: <адрес>, освещение на количество комнат в жилом доме <номер>, количество проживающих человек 10, приготовление пищи электрическая плита (2 шт.), наличие электронагревательных установок для целей горячего водоснабжения отсутствует, отопление – отапливаемая электроотопительными установками площадь жилого дома, каждой надворной постройки жилой дом около 300 кв. м., количество этажей дома <номер>, год постройки жилого дома – после 1999 г., тип электроотопительной установки - масляные электрические радиаторы (4 шт. х 1,5 кВт), электрические конвекторы (2 шт., 2,0 кВт. и 2,5 кВт), теплые пушки (2 шт. 3,0 кВт. и 6,0 кВт.). Акт подписан представителем ООО «Иркутскэнергосбыт» - <ФИО>8, родственник собственника от подписания акта отказался.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля <ФИО>9 суду пояснила, что, действительно ею был совершен выезд по адресу: <адрес>, для установления цели потребления большого количества электрической энергии, о чем составлен Акт от <дата>. В ходе осмотра присутствовал мужчина, представившийся родственником собственника жилого дома <ФИО>2 На момент осмотра жилого дома, оборудования для майнинга обнаружено не было, однако это не доказывает, что данного оборудования не имелось в спорный период, а также и на момент проверки <дата>, поскольку большой объем потребления электрической энергии установлен в летний период, даже, учитывая, что в доме имеются электрические приборы и в нем проживало 10 человек.

Свидетель была предупреждена судом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. ст. 307-308 УК РФ.

Как усматривается из сравнительного анализа потребления электрической энергии электроустановки <ФИО>2, расположенной по адресу: <адрес>В (жилой дом) с аналогичными объектами, среднее потребление электрической энергии по показаниям ПУ за период с <дата> по <дата> составляет 13 590 кВт, в то время как в среднем расход по трем аналогичным домам (<адрес>, и <адрес>), составляет 12 921 кВт в мес., что в 1,05 раз меньше расхода объекта с предполагаемым майнингом криптовалют, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно данных 2 ГИС вблизи <адрес>, располагаются дома, средний расход которых суммарно составляет 5 825 кВт., среднемесячный расход пяти аналогичных домов (<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>) в 2,33 раза меньше среднемесячного расхода дома с предполагаемым майнингом криптовалют.

Анализ динамики выставленных объемов потребления электроэнергии за весь период времени - за период с февраля 2019 г. по сентябрь 2022 г. указывает на увеличение данных объемов потребления электроэнергии в июле 2019 г., с сентября 2019г. по апрель 2020 г., в сентябре 2020г., с ноября 2023г. по август 2021г., в сентябре 2021 г., с января 2022г. по март 2022г., с июня 2022г. по июль 2022г. в сравнении с февралем 2019г. по июнь 2019 г., с августом 2019г., с маем 2020г., с июнем 2020г., с октябрем 2020г., с сентябрем 2021г., с ноябрем 2021г., с декабрем 2021г., с апрелем 2022г., с маем 2022 г., с августом 2022г., с сентябрем 2022г. и уменьшение объемов потребления электроэнергии в сентябре 2021 г. в сравнении с сентябрем 2019г. и сентябрем 2021 г., наиболее высокий объем потребления электроэнергии наблюдается в ноябре 2019 г., резкое увеличение в сравнении с предшествующими месяцами в сентябре 2019 г., в июле 2020 г., в ноябре 2020 г., в октябре 2021 г., в декабре 2021 г., в июне 2022г., а резкое уменьшение - в августе 2019г., в мае 2020 г., в октябре 2020 г., в сентябре 2021 г., в ноябре 2021 г., в апреле 2022 г., в августе 2022 г.

Как следует из расчетов объема потребления по лицевому счету №<номер>, произведенных истцом, за ответчиком числится задолженность по оплате за потребленную электроэнергию по тарифу «прочие» за период с <дата> по <дата> в размере 741 938,99 руб. (сумма начислений 1 272 526,22 руб., оплата 530 587,23 руб.). Расчет произведен по показаниям, переданным представителем сетевой организации. Расход прибора за минусом коммунально-бытового потребления (ПП <номер> от <дата>, ПП <номер> от <дата>).

ООО «Иркутскэнергосбыт» на имя <ФИО>2 выставлен счет <номер> от <дата> на оплату начисления за электрическую энергию, потребленную в период с <дата> по <дата> по тарифу «Первая ЦК. Прочие потребители». Электроэнергия на сумму 741 938,99 рублей.

На сегодняшний день задолженность за потребленную электрическую энергию, рассчитанная по тарифу «прочие» не оплачена, оплата производилась по тарифу «население», что не оспаривается (ст. ст. 56, 60 ГПК РФ).

Из содержания искового заявления и пояснений представителя истца следует, что электроустановка <ФИО>2, расположенная по адресу: <адрес>, использовалась в целях, не связанных с бытовым потреблением электроэнергии, а для обеспечения осуществления деятельности по производству криптовалют, и, исходя из характера потребления электроэнергии, оплата за потребленную электроэнергию не подлежит начислению по тарифу «население», что послужило основанием для перерасчета объема потребления по тарифу «Первая ЦК.Прочие потребители». Электроэнергия и повлекло образование задолженности за фактически потребленную электроэнергию.

Из пояснений представителя ответчика, данных ранее в ходе судебного разбирательства, следует, что электроустановка <ФИО>2, расположенная по адресу: <адрес>, использовалась в целях, связанных с бытовым потреблением электроэнергии, деятельность по производству криптовалют не осуществлялась. Большое потребление электроэнергии вызвано проживанием в жилом доме 10 человек, большой площадью жилого дома. Кроме того, при проведении проверки электроустановки 01.08.2022 ответчик не присутствовала, о проведении проверки не была уведомлена. Доказательств использования электроэнергии в целях, не связанных с бытовым потреблением не выявлено, майнингового оборудования стороной истца не представлены.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1 Правил).

В пункте 2 настоящих Правил в целях правового регулирования отношений определены понятия исполнителя и потребителя коммунальных услуг: «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») предусмотрено, что на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, существует порядок продажи электрической энергии (мощности), которая за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам (п. 5 Основных положений).

Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»), разработанное в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», определяет основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (п. 1 Основ).

В Приложении № 1 к настоящим Основам приведен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, в который включены юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии (п. 4 Приложения № 1).

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 6 ст. 2 определяет бытовое энергопотребляющее устройство, как продукцию, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд.

По смыслу нормативных положений закона, бытовое энергопотребление – использование энергетических ресурсов для личных, семейных, домашних и подобных нужд, то есть на коммунально-бытовые нужды, не связанные с осуществлением коммерческой (профессиональной) деятельности.

Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность) (прим. суда - п. 27 Методических указаний утратил силу Приказ ФАС России от 14.09.2020 № 836/20).

По смыслу нормативных положений закона, применимость тарифа, установленного для той или иной группы потребителей, определяется в зависимости от того, к какой из групп относится лицо, осуществляющее использование электрической или тепловой энергии, а критерием отнесения выступает цель, для которой приобретается электроэнергия. Для изменения тарифной группы при определении стоимости потребленной электроэнергии дополнительного согласования с потребителем в рамках существующих договорных отношений не требуется. Величина максимальной мощности технологического присоединения энергопринимающих устройств не влияет на определение применяемого тарифа. Когда же использование электрической энергии осуществляется в коммерческой (профессиональной) деятельности, а не для коммунально-бытовых нужд, применение в расчетах за потребленную электрическую энергию регулируемой цены - тарифа для группы потребителей население и приравненные к нему категории потребителей исключается.

Факт использования электроустановки <ФИО>2, расположенной по адресу: <адрес>, в целях, не связанных с бытовым потреблением электроэнергии, а для обеспечения осуществления деятельности по производству криптовалют («майнинг криптовалют»), подтверждается Актом осмотра электроустановки в целях установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое) <номер> от <дата>, которым установлено, что с улицы слышен шум, исходящий от дома, характерный для работающего оборудования, предназначенного для майнинга криптовалюты, в результате тепловизионной съемки выявлено превышение температуры, Заключением начальника Правобережного участка Правобережного отделения ООО «Иркутскэнергосбыт», которым <дата> в результате тепловизионного обследования объекта выявлено нехарактерное тепловыделение, исходящее из окон дома, сравнительным анализом потребления электрической энергии электроустановки <ФИО>2, расположенной по адресу: <адрес> (жилой дом), с аналогичными объектами, которым установлено, что среднее потребление электрической энергии жилого дома с предполагаемым майнингом криптовалют превышает средний суммарный расход электрической энергии нескольких аналогичных домов, а также Анализом динамики выставленных объемов потребления электроэнергии за весь период времени - за период с февраля 2019 г. по сентябрь 2022 г., которым установлено увеличение объемов потребления электроэнергии.

Более того, согласно Акту сверки задолженности по лицевому счету <номер> от <дата> за период с января 2023г. по сентябрь 2023г. ответчиком ежемесячное потребление электрической энергии составила 7,04 кВт. против ежемесячного потребления за спорный период в размере 14,04 кВт.

На основании полученных данных, указанные действия ответчика квалифицированы истцом как использование электроэнергии для ведения деятельности, не связанной с коммунально-бытовыми нуждами.

Достоверность Акта осмотра электроустановки в целях установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое) <номер> от <дата>, в частности, применительно к содержанию установленных фактов слышимости монотонного шума работающего оборудования, превышения температуры, не опровергнута (ст. ст. 56, 60 ГПК РФ).

Объективных оснований не доверять результатам сравнительного анализа потребления электрической энергии электроустановки <ФИО>2, расположенной по адресу: <адрес> (жилой дом), с аналогичными объектами, Анализа динамики выставленных объемов потребления электроэнергии за весь период времени - за период с февраля 2019 г. по сентябрь 2022 г. у суда нет.

Каких-либо относимых, допустимых, достоверных и достаточных в своей совокупности и взаимосвязи доказательств, в подтверждение того, что потребленная электроэнергия за спорный период времени использовалась исключительно для личных, семейных, домашних и подобных нужд, в нарушение требований ст. ст. 56, 60 ГПК РФ, не представлено.

Довод представителя ответчика о том, что электроустановка <ФИО>2 использовалась в целях, связанных с бытовым потреблением электроэнергии, деятельность по производству криптовалют не осуществлялась, по существу, является голословным, документально не подкреплен.

То обстоятельство, что в доме имеются, кроме изображенных на фотографиях, иные электрические приборы, в том числе и токоприемники, установленные Актом осмотра от <дата> и, которые со слов стороны ответчика, функционировали непрерывно, круглосуточно, в месяц указанные токоприемники потребили бы примерно 25 000 кВт, и то обстоятельство, что с учетом характеристики жилого дома, для его отопления необходим электрический котел мощностью не менее 24 кВт, что подтверждается заключением специалиста ООО «Торговая Проектно-Строительная Компания» от <дата>, суд принять не может, поскольку, как было указано Актом сверки задолженности по лицевому счету №<номер> от <дата> установлено, что за период с января 2023г. по сентябрь 2023г. (зимний, весенний, летний и осенний периоды) ответчиком ежемесячное потребление электрической энергии составило 7,04 кВт. против ежемесячного потребления за спорный период в размере 14,04 кВт., то есть эксплуатация жилого дома, принадлежащего <ФИО>2, с учетом имеющихся характеристик, возможно с наиболее меньшим размером потребления электрической энергии, в том числе и в зимнее время, в то время как, в спорный период потребление электрической энергии было значительным.

Кроме того, представленные в подтверждение своей позиции ответчиком фотографии электрических приборов, судом отклоняются, поскольку ответчиком не представлено сведений о наличии такой техники в жилом доме, и использование заявленного количества электроэнергии именно данными приборами, в том числе и в спорный период.

Довод представителя ответчика об использовании ряда бытовых электроприборов, которые могут потреблять тот объем электроэнергии, потребление которого установлено, постоянного и непрерывного использования в быту электроприборов, не представлено (ст. ст. 56, 60 ГПК РФ).

Каких-либо иных доказательств в обоснование увеличения объема потребления электроэнергии за период, изученный в рамках анализа динамики выставленных объемов потребления электроэнергии за весь период времени - за период с февраля 2019 г. по сентябрь 2022 г., материалы дела не содержат.

Само по себе использование электроэнергии в пределах максимальной мощности технологического присоединения не доказывает того, что электроэнергия использовалась исключительно на коммунально-бытовые нужды, не связанные с обеспечением майнинга криптовалют.

Довод представителя ответчика о том, что большой объем потребления электрической энергии вызван проживанием в жилом дом большого количества людей, так, одновременно в жилом доме могут проживать до 20-ти человек (как было в период пандемии), но в среднем в доме проживают около 10 человек, суд принять не может, исходя из следующего.

В подтверждение указанного довода, в судебном заседании допрошены свидетели <ФИО>10, <ФИО>11, <ФИО>12, <ФИО>13, которые суду пояснили, что действительно <ФИО>2 жилой дом по <адрес> сдает в аренду, и в доме проживают несколько семей, которые используют холодильники, электропечи, микроволновые печи, обогреватели, иную технику, что может свидетельствовать о значительном потреблении электроэнергии.

Вместе с тем, по данным Отдела по работе с населением Правобережного округа г. Иркутска МКУ «Сервисно-регистрационный центр», как и по данным ГУ МВД России по Иркутской области, сведений о лицах, зарегистрированных в период с 2018 по 2022гг. по адресу: <адрес>, не имеется.

Согласно справке Отделения <номер> (по обслуживанию Правобережного округа и сопредельной территории Иркутского района) отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» от <дата> по информационной базе данных в период с 2019 по текущий 2023г. по адресу: <адрес>, ею были поставлены на миграционный учет по месту жительства 11 иностранных граждан, из них 2 по месту жительства и 9 по месту пребывания: <ФИО>11 - с <дата> по <дата>, <ФИО>14<дата> по <дата>, <ФИО>15 – с <дата> по <дата>, <ФИО>16 – с <дата> по <дата>, <ФИО>17у – с <дата> по <дата>, <ФИО>18у. – с <дата> по <дата>, Ниёзов Д.Р.у. – с <дата> по <дата>, <ФИО>19У. – с <дата> по <дата>, <ФИО>20 – с <дата> по <дата>, <ФИО>20 – с <дата> по <дата>, <ФИО>21у. – с <дата> по <дата>.

Однако, даже учитывая наличие проживающих в жилом доме одновременно 10 человек, согласно расчету истца: норматив 27 мпр от <дата> – 222 кВт*ч в месяц на одного человека, жилищный фонд оборудован электроплитой, электронагревательными установками (6 комн., 10 человек = 222*10=2220 кВт*ч. в месяц); норматив 58-38 мпр от <дата> – 18,36 кВт*ч. в месяц на 1 кв.м., жилое помещение 2 этажа после 1999 г. постройки (18,36*300 = 5508 кВт*ч. в месяц), следовательно, потребление эклектической электроэнергии проживающими в жилом доме ответчика в среднем должно составлять в месяц 7 728 кВт.

Иной расчет объема потребления электроэнергии стороной ответчика не приводится, более того согласно данным приборов учета по адресу спорной электроустановки и в летний, и зимний периоды предполагается одновременное использование нескольких электрических приборов в режиме непрерывной работы в течение 24 час. в сутки, что в климатических условиях региона является абсурдным. Объем потребления электроэнергии в зимний период в любом случае должен превышать объем потребления в летний период.

Ходатайств о назначении экспертиза для определения объема потребляемой электроэнергии с учетом установленных и используемых эдектроприборов, электроустановок, сторонами заявлено не было.

Кроме того, ответчиком не представлены технические документы (в т.ч. инструкции и руководство по эксплуатации), платежно-кассовые документы, а также иные доказательства, подтверждающие фактическое наличие и использование в спорный период электроприборов на территории домовладения.

Ответы ПАО «Ростелеком», Дом.ру, ООО «ТТК-Связь», ООО «Орион Телеком», ООО «РТК Регион «Сибирь» об отсутствие сведений о заключении <ФИО>2 договоров с интернет-провайдерами не свидетельствует о невозможности использования майнингового оборудования, поскольку лицевые счета для предоставления услуг доступа к сети «Интернет» могут быть оформлены на иных лиц и с иными интернет-провайдерами.

Довод представителя ответчика о том, что <ФИО>2 не уведомлена, а потому и не присутствовала при проведении проверки электроустановки, не основан на нормативных положениях действующего законодательства РФ

Так, закон не содержит требование об извещении потребителя об осмотре электроустановки, договором на исполнителя соответствующая обязанность не возложена, обратного не доказано (ст. ст. 56, 60 ГПК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») предусмотрено, что уведомление потребителя о проведении проверки требуется в том случае, если исполнителю требуется допуск в жилое помещение.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») предусмотрено уведомление потребителя о дате и времени составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, который, в сущности не является и не отождествляется с Актом осмотра электроустановки в целях установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое).

Стандарт предприятия «Порядок работы групп (отделов) технического аудита ООО «Иркутскэнергосбыт» по учету электроэнергии СТП 327.СТА.011-2020, утвержденный директором ООО «Иркутскэнергосбыт» <дата>, устанавливает порядок организации, планирования и осуществления технического аудита учета электроэнергии, а также контроля над соблюдением установленного в соответствии с договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) режима потребления (передачи) электроэнергии, в отношении потребителей, являющихся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, не относящимися к потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (далее по тексту – потребители), и в отношении сетевых организаций. Для целей применения настоящего стандарта под учетом электроэнергии понимается учета объемов электроэнергии, потребляемой указанными группами потребителей, а также объемов электроэнергии, передаваемой сетевыми организациями (пункт 1.1).

Настоящий стандарт предприятия распространяется на работников групп (отделов) технического аудита, а также иных работников, выполняющих функции технического аудита учета электроэнергии в отношении электроустановок потребителей, указанных в пункте 1.1 (пункт 1.2).

Стандартом технический аудит определен пунктом 3.2 как комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение учета электроэнергии и формирование расчетных объемов электроэнергии в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также на обеспечение соблюдения режима потребления (передачи) электроэнергии в соответствии с условиями заключенных договоров.

Также Стандартом предусмотрено, что предварительное уведомление потребителя о необходимости выполнения мероприятия технического аудита осуществляется инженером-инспектором в следующих случаях: в случае необходимости обеспечения доступа к ЭУ и ПУ (доступ невозможен без предварительного согласования), и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством; применительно к ЭУ со среднемесячным потреблением свыше 100 тыс. кВт*ч (по итогам 12 предшествующих расчетных периодов); применительно к ЭУ, оснащенной ПУ трансформаторного включения; применительно к ЭУ с выявленным ранее фактом неучтенного потребления; применительно к ЭУ с оформленным ранее актом недопуска к ПУ; применительно к ЭУ с существенным (на 15 % и более) снижением среднемесячного потребления за ближайшие 12 месяцев относительно предыдущих 12 месяцев; в рамках мероприятий, проводимых в связи с поступившими жалобами или обращениями контролирующих органов; в соответствии с заданием руководства (п.10.1).

Приказом ООО «Иркутскэнергосбыт» № 132 от 19.03.2021 «О рассмотрении актов неучтенного потребления электроэнергии и документов о нарушении тарифного статуса» для рассмотрения, в частности пакетов материалов, подтверждающих выявление признаков потребления электроэнергии на небытовые нужды при использовании тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей создана постоянно действующая комиссия с объемом функций, закреплен состав пакета материалов о нарушении тарифного статуса и разработана форма Акта осмотра электроустановки в целях установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое).

Таким образом, ни Стандартом предприятия «Порядок работы групп (отделов) технического аудита ООО «Иркутскэнергосбыт» по учету электроэнергии СТП <номер> от <дата>, являющийся локальным актом организации, регулирующим деятельность по техническому аудиту учета электроэнергии, ни Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» не регламентировано составление Акта осмотра электроустановки в целях установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое), ввиду специфики правоотношений, складывающихся при установлении соответствия тарифного статуса и цели потребления электроэнергии, которые в рамках осуществления проверочных мероприятий урегулированы Приказом ООО «Иркутскэнергосбыт» № 132 от 19.03.2021 «О рассмотрении актов неучтенного потребления электроэнергии и документов о нарушении тарифного статуса», подлежащим применению до закрепления на уровне закона.

Довод представителя ответчика о том, что Акт осмотра электроустановки в целях установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое) <номер> от <дата> подписан в одностороннем порядке, не умаляет доказательственного значения Акта, ввиду того, что обязательного уведомления потребителя в этом случае не требовалось, что предполагало и допускало проведение осмотра исполнителем единолично и, соответственно, составление и подписание Акта в одностороннем порядке

Довод ответчика <ФИО>2 о том, что ей <дата> сотрудник ООО «Иркутскэнергосбыт» не звонил, а поэтому показания свидетеля <ФИО>22 в этой части, по мнению представителя недостоверны, суд принять во внимание не может, поскольку согласно детализации счета ООО «Т2 Мобайл» за период с <дата> по <дата> на телефон клиента ООО «Эльбрус» +<номер> в 05:59:04 (по московскому времени) поступил звонок, кроме того, информация, изложенная в Акте от <дата> в части, что потребитель <ФИО>2 в спорном доме не проживает, сдает дом в аренду, а также и тот факт, что в указанный период времени, <ФИО>2 отсутствовала в Иркутске, не противоречит установленным фактическим обстоятельствам, о которых свидетель <ФИО>22, указывая на данные факты, не могла знать <дата>.

При проведении проверки <дата> допуск в жилой дом не требовался, произведен осмотр территории, установлено, что отчетливо слышен шум предположительно оборудования по производству криптовалют.

Оборудование для майнинга обладает высокой мощностью и потребляет большой объем электроэнергии в процессе выполнения высокотехнологических задач, связанных с добычей криптовалют, что сопровождается выделением значительного количества тепла. Характерный шум майнингового оборудования обусловлен необходимостью ассимиляции (вывода) выделяемого тепла для стабильной работы путем установки вентиляционного оборудования.

Характерный шум оборудования по производству криптовалют доносился из строения, что зафиксировано в Акте, присутствия потребителя при проведении проверки не влияет на существо установленных обстоятельств.

Каких-либо доказательств в обоснование появления подобного шума в результате работы иного оборудования, которое могло бы использоваться исключительно для личных, семейных, домашних и подобных нужд, в нарушение требований ст. ст. 56, 60 ГПК РФ, не представлено.

То обстоятельство, что на момент проверки от <дата>, которая проводилась в отсутствие потребителя, оборудование для майнинга отсутствовало - Акт осмотра электроустановки в целях установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое) <номер> от <дата>, термограмма <номер> от <дата>, Акт о целях потребления электрической энергии при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек б/н от <дата>, Акт целевой проверки б/н от <дата>, не доказывает, что оборудования для майнинга не имелось на момент проверки от <дата>, что обусловлено возможностью перемещения.

Требований об уведомлении потребителя об осмотре электроустановки законодательство РФ, как выше отмечено, не содержит, осмотр электроустановки проводился с использованием средств фото- и видео- фиксации, что является допустимым доказательством, согласия на проведение фото и видео съемки не требуется («Для признания аудио- или видеозаписи допустимым доказательством согласия на проведение аудиозаписи или видеосъемки того лица, в отношении которого они производятся, не требуется» - п. 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Обозрев представленную истцом видеозапись, суд убедился в том, что из жилого дома ответчика, доносится специфический шум предположительно оборудования по производству криптовалют.

Размещая же на своей территории оборудование для майнинга, ответчик должен осознавать необходимость согласования с истцом изменения тарифного плана по оплате за электроэнергию, возможность наступления негативных последствий в виде пересчета платы за электроэнергию.

Сам по себе факт увеличения объема потребления электроэнергии за весь спорный период времени не оспаривается, обоснование же увеличения объема потребления электроэнергии, содержащее причину, следствием которой стало увеличение объема потребления электроэнергии в спорный период времени, стороной ответчика не приведено, а стороной истца связано с использованием электроустановки с целью обеспечения майнинга криптовалют.

Таким образом, исходя из существующих договорных отношений по электроснабжению жилого дома на коммунально-бытовые нужды, не связанные с осуществлением коммерческой (профессиональной) деятельности, притом, что деятельность «майнинг криптовалют» на законодательном уровне не урегулирована, объема фактически потребленной ответчиком электроэнергии в спорный период времени, на основании зафиксированных в Акте осмотра электроустановки в целях установления характера потребления электроэнергии (бытовое/небытовое) <номер> от <дата>, Заключении начальника Правобережного участка Правобережного отделения ООО «Иркутскэнергосбыт», составленном в результате тепловизионного обследования объекта <дата> фактов слышимости монотонного шума работающего оборудования, превышения температуры на момент проведения проверки электроустановки, учитывая, что в материалы дела ответчиком не представлено доказательств использования потребленной электроэнергии за спорный период времени исключительно для личных, семейных, домашних и подобных нужд, принимая во внимание Анализ динамики выставленных объемов потребления электроэнергии за весь период времени - за период с февраля 2019 г. по сентябрь 2022 г., сравнительный анализ потребления электрической энергии электроустановки с аналогичными объектами о потреблении электроэнергии объектом с предполагаемым майнингом криптовалют кратно больше, чем иными аналогичными объектами, потребление электроэнергии ответчиком в спорный период времени не может быть признано коммунально-бытовым, а стоимость электрической энергии не подлежит государственному регулированию и рассчитывается гарантирующим поставщиком по нерегулируемым ценам по тарифу «прочие», а тариф «население» при производстве расчета потребленной электроэнергии не применим.

Расчеты объема потребления по лицевому счету № <номер>, произведенное истцом, с применением тарифа «Первая ЦК.Прочие потребители», а не тарифа «население», ответчиком не оспорены, контррасчет не произведен, в целом выражено несогласие с применением с применением тарифа «Первая ЦК.Прочие потребители», а не тарифа «население».

Основанием для изменения истцом тарифа послужило использование электроустановки и потребления электроэнергии в объеме, не сопоставимом с бытовым потреблением, который ответчиком не оспорен.

На стадии заключения договора, при определении условий и своих обязательств, стороны проявляя добровольное волеизъявление, применяя действующие тарифы, согласовали категорию потребителя для целей потребления электрической энергии и электроприборов потребителя, заключив договор энергоснабжения для бытового потребления энергоресурса.

Доказательств того, что ответчик поставил истца в известность, а истец дал ответчику свое согласие на использование электроэнергии при осуществлении деятельности, не связанной с коммунально-бытовым потреблением, по тарифам, предоставляемым населению, материалы дела не содержат.

Одновременно, как отмечено выше, изменение тарифной группы при определении стоимости потребленной электроэнергии происходит без дополнительного согласования с потребителем в рамках существующих договорных отношений, определение тарифной группы зависит от цели осуществления использования электрической или тепловой энергии.

Задолженность ответчика перед истцом за потребленную электрическую энергию составляет 741 938,99 рублей, доказательств внесения оплаты в части или в полном объеме, не представлено (ст. ст. 56, 60 ГПК РФ).

Анализируя установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, нормативно-правовые положения закона, исходя из того, что факт использования электроустановки <ФИО>2, расположенной по адресу: <адрес>, в целях, не связанных с бытовым потреблением электроэнергии, а для обеспечения осуществления деятельности по производству криптовалют («майнинг криптовалют»), нашел свое подтверждение, оплата за потребленную электроэнергию подлежит начислению по тарифу «Первая ЦК.Прочие потребители» Электроэнергия, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «Иркутскэнергосбыт» к <ФИО>2 являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

По правилам ст. 98 ГПК РФ, статьи 333.19 НК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, понесенные при обращении в суд с иском в размере 10 620 рублей, которые подтверждаются платежным поручением <номер> от <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» удовлетворить.

Взыскать с <ФИО>2 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» задолженность по оплате потребленной электрической энергии в размере 741 938,99 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 620 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.Н. Акимова

Мотивированный текст решения изготовлен <дата>.

2-2016/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Иркутскэнергосбыт"
Ответчики
Сичинава Арена Арнольдовна
Другие
ОАО "ИЭСК" "Южные электрические сети"
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутск
Судья
Акимова Н.Н.
Дело на сайте суда
kuibyshevsky.irk.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.07.2023Предварительное судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
09.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее