Решение по делу № 2а-935/2021 от 05.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе судьи Балаганская И.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства материалы административного дела № 2а-935/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Дмитриевой Светлане Вениаминовне о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование требований административный истец указал, что 09.11.2020 Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области в адрес мирового судьи судебного участка № 101 по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району было направлено заявление № 7945 о вынесении судебного приказа о взыскании с Дмитриевой С.В. задолженности в общем размере 8620,07 руб., в том числе по налогу на доходы физических лиц в сумме 8613,61 руб., в том числе налог в размере 8580 руб., пени в размере 33,61 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года) в размере 6,46 руб. Согласно карточкам расчетов с бюджетом по состоянию на 29.03.2021 налогоплательщиком не уплачена задолженность по пени по НДФЛ в сумме 33,61 руб.; задолженность по пени по страховым взносам на ОМС в сумме 6,46 руб. На дату подготовки искового заявления, указанная в требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов задолженность в полном объеме не уплачена налогоплательщиком и составляет 40,07 руб., в том числе: пени по НДФЛ в размере 33,61 руб., пени по страховым взносам по ОПС в размере 6,46 руб. Просит суд взыскать с Дмитриевой С.В. задолженность в сумме 40,07 рубля, в том числе: в том числе: пени по НДФЛ в размере 33,61 руб., пени по страховым взносам по ОПС в размере 6,46 руб.

Определением суда от 07.04.2021 определено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного производства), административному ответчику было предложено представить возражения относительно заявленных требований.

20.04.2021 от ответчика Дмитриевой С.В. в адрес суда поступили возражения, согласно которым ответчик требования об уплате задолженности по налогам не признает, поскольку погасила задолженность по безналичному расчету: пени по страховым взносам на ОПС за 2019 год в размере 6,46 руб.; пени по НДФЛ за 2019 в размере 33,61 руб.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (часть 1 статьи 48 НК РФ). Исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2).

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Статья 227 НК РФ устанавливает особенности уплаты НДФЛ отдельными категориями физических лиц, в том числе адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты (подпункт 2 пункта 1 статьи 227).

В соответствии с указанной нормой налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 2).

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вместе с тем пунктами 8, 9 статьи 227 НК РФ предусмотрена уплата налогоплательщиком авансовых платежей по НДФЛ, расчет сумм которых на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.

Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.

В соответствии со ст. 19, пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ административный ответчик является плательщиком страховых взносов.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на момент возникновения спорных правоотношений регулировались положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона адвокаты, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками страховых взносов. Данная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, т.е. исходя из величины дохода плательщиков страховых взносов (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).

Однако в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона.

Из материалов административного дела следует, что Дмитриева Светлана Вениаминовна состоит на учете в инспекции в качестве адвоката с 26.03.2014 года.

17.04.2020 Дмитриевой С.В. представлена в инспекцию налоговая декларация по НДФЛ за 2019 год с исчисленной суммой налога подлежащей к уплате в бюджет в размере 39 682 руб.

05.08.2020 Дмитриевой С.В. представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация (номер корректировки 1) по НДФЛ за 2019 с исчисленной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет в размере 48 262 руб. Налогоплательщиком в уточненной декларации увеличен налог к уплате в бюджет на 8 580 руб. (48 262-39 682).

Согласно требованию № 381715205 по состоянию на 12.08.2020, недоимка по НДФЛ по состоянию на 12.08.2020 составила 8580 руб., пени 33,61 руб.

При этом пени по НДФЛ в размере 33,61 руб. начислены на задолженность по НДФЛ в размере 8580 руб. за период с 16.07.2020 по 11.08.2020.

21.10.2020 Дмитриевой С.В. произведена уплата НДФЛ в размере 48 262 руб., тем самым погасила задолженность по основному налогу. Соответственно, остаток задолженности по пени по НДФЛ по состоянию на 29.03.2021 в размере 33,61 руб. остался не погашенным.

За период с 01.01.2019 по 31.12.2019 размер страховых взносов на ОПС (превышающих 300 000 руб.) за 2019 составил - 1252,45 руб. (срок уплаты 02.07.2020).

Согласно требованию № 381715100 по состоянию на 07.08.2020 недоимка Дмитриевой С.В. по страховым взносам на ОПС составила 1252 руб., пени 6,46 руб. (пени начислены на задолженность в размере 1252,45 руб. за период с 03.07.2020 по 06.08.2020).

18.11.2020 Дмитриевой С.В. произведена уплата стразовых взносов на ОПС в размере 1252,45 руб., остаток задолженности по страховых взносам на ОПС составляет 0 руб. Задолженность по пени по страховым взносам на ОПС составляет 6,46 руб.

Административный истец обратился с заявлением к мировому судье судебного участка № 101 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области о выдаче судебного приказа на взыскании задолженности с Дмитриевой С.В. На основании указанного заявления мировым судьей судебного участка № 101 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области был вынесен судебный приказ № 2а-4916/2020 от 13.11.2020 о взыскании с Дмитриевой С.В. пени на страховые взносы на ОПС в размере 6,46 руб., налог на НДФЛ в размере 8580 руб., пени на НДФЛ в размере 33,61 руб., всего 8620,07 руб. Согласно определению мирового судьи судебного участка № 101 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района от 20.11.2020, судебный приказ № 2а-4916/2020 от 13.11.2020 отменен по заявлению должника, в связи возражениями должника.

Как следует из административного искового заявления, налоговый орган обратился в Усть-Илимский городской суд с данным заявлением 05.04.2021, следовательно, административный истец на дату обращения с настоящими требованиями не утратил возможности и право на принудительное взыскание указанной задолженности, поскольку настоящее административное исковое заявление подано в суд до истечения шестимесячного срока, установленного частью 3 статьи 48 НК РФ, после отмены судебного приказа.

Из письменных возражений Дмитриевой С.В. следует, что оплата пени ею внесена 16.04.2021. Факт оплаты подтверждается чеками по операции Сбербанк Онлайн, согласно которым 16.04.2021 Дмитриевой С.В. оплачена сумма 6,46 руб. пени по страховым взносам на ОПС; сумма 33,61 руб. пени по НДФЛ.

В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, обязанность по уплате задолженности в сумме 40,07 рубля, в том числе: в том числе: пени по НДФЛ в размере 33,61 руб., пени по страховым взносам по ОПС в размере 6,46 руб. административным ответчиком на дату рассмотрения дела исполнена в полном размере, в установленные сроки.

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании подлинными чеками по операциям от 16.04.2021 (л.д. 36) на сумму соответственно 6,46 рублей, 33,61 рубля.

При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства, оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области о взыскании задолженности по пени, у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Дмитриевой Светлане Вениаминовне о взыскании задолженности по пени, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.    

Председательствующий судья             И.В. Балаганская

2а-935/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Иркутской области
Ответчики
Дмитриева Светлана Вениаминовна
Другие
Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Балаганская И.В.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация административного искового заявления
05.04.2021Передача материалов судье
07.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
25.05.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
25.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее