Судья Рубцова А.П. Дело № 33-406/2022
Дело № 2-213/2021
УИД 77RS0006-02-2021-000864-02
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2022 года г. Петропавловск-Камчатский
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Нечунаевой М.В.,
судей Гавриной Ю.В., Вербицкой Е.В.,
при секретаре Пушкарь О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леоненковой Марины Валентиновны к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о возложении обязанности включить периоды службы в стаж службы (выслугу лет), перерасчете назначенной пенсии, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу на решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 24 ноября 2021года, которым постановлено:
Исковые требования Леоненковой Марины Валентиновны к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о возложении обязанности включить периоды службы в стаж службы (выслугу лет), перерасчете назначенной пенсии, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации включить в стаж службы (выслугу лет) Леоненковой Марины Валентиновны в органах принудительного исполнения период замещения ею должностей судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации выплачивать Леоненковой Марине Валентиновне пенсию с учетом соответствующего районного коэффициента к назначенной пенсии с 4 сентября 2020 года.
Взыскать с Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации в пользу Леоненковой Марины Валентиновны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Леоненковой Марине Валентиновне отказать.
Заслушав доклад судьи Гавриной Ю.В., объяснения представителя ответчика и третьего лица Чаушьянца В.Г., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия
установила:
Леоненкова М.В. обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации (далее по тексту – ФССП России), в котором окончательно определившись с исковыми требованиями просила возложить на ответчика обязанность включить в стаж службы в органах принудительного исполнения периоды замещения должностей <данные изъяты>, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, производить выплату пенсии, назначенной с 4 сентября 2020 года, с учетом районного коэффициента, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности <данные изъяты> Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее – Управление, УФССП России по Камчатскому краю и ЧАО). На день увольнения выслуга составила 32 год 08 месяцев 23 дня, в льготном исчислении 33 года 26 дней. Не смотря на проживание на протяжении службы, а также в настоящее время на территории Камчатского края, ей выплачивается пенсия без учета районного коэффициента, в связи с нахождением на момент назначения пенсии в отпуске в Краснодарском крае. Также указывает на некорректность исчисления стажа службы в органах принудительного исполнения в районах Крайнего Севера 4месяца 3 дня, тогда как он составляет 33 года 26 дней в льготном исчислении. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд.
В судебном заседании Леоненкова М.В. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика и третьего лица – УФССП России по Камчатскому краю и ЧАО Чаушьянц В.Г. в судебном заседании иск не признал, полагал исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указал, на отсутствие оснований для выплаты пенсии с учетом районного коэффициента, поскольку истец снялась с регистрационного учета в Камчатском крае 20 июня 2020 года и проживала на территории Краснодарского края, после возвращения в Камчатский край в январе 2021 года выплата коэффициента истцу возобновлена.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление, выражая несогласие с принятым решением, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в решении суда мотивов, по которым судом отклонены доводы ответчика. Указывает на неверное установление судом фактических обстоятельств дела, нарушение норм материального права. Также отмечает, что в период <данные изъяты> истец занимала должность гражданского служащего без присвоения специального звания. На службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации принята 1 мая 2020 года и уволена на основании рапорта ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, стаж службы с применением районного коэффициента засчитан истцу в стаж для назначения трудовой пенсии, но исходя из действующего законодательства не может быть засчитан для назначения пенсии по выслуге лет военнослужащим и иным лицам. Учитывая, что на момент назначения пенсии Леоненкова М.В. находилась на территории Краснодарского края, постоянной регистрации в Камчатском крае не имела (что истцом не оспаривалось), полагает законным установление пенсии без учета районного коэффициента. Обращает внимание, что после возвращения истца на территорию Камчатского края пенсия выплачивается истцу с учетом районного коэффициента.
В возражениях на апелляционную жалобу Леоненкова М.В. полагала решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав объяснения представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, посчитав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца в порядке ст. ст. 327, 167 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств и частично удовлетворяя исковые требования Леоненковой М.В., суд первой инстанции исходил из того, что календарная выслуга лет истца в районах Крайнего Севера составляет 32 года 8 месяцев 23 дня, в связи с чем истец имеет право, установленное Федеральным законом № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 № 328-ФЗ) и Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1) на сохранение исчисления пенсии с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов-исполнителей регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).
Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 № 328-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника; правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
На основании ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с ч. 1 ст. 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 указанной статьи).
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы: 1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации; 2) во вредных условиях на должностях в органах принудительного исполнения - по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: 1) для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в ч. 2 и 3 настоящей статьи, ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении); 2) для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника - периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, в части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 4) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах принудительного исполнения - периоды, указанные в п. 1 - 8 ч. 2 настоящей статьи, ч. 14 ст. 92 настоящего Федерального закона (в календарном исчислении); 5) для предоставления иных социальных гарантий - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении); 6) для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации - периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) для представления к награждению ведомственными знаками отличия - периоды, определенные федеральным органом принудительного исполнения (в календарном исчислении).
Согласно ч. 14 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Статьей 96 указанного Закона были внесены изменения в Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Положения ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определяют условия применения коэффициентов к размерам пенсий и устанавливают, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст. ст. 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством РФ в соответствии с федеральными законами (ч. 1). За пенсионерами из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные ст. ст. 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 2). Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные ст. ст. 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии, при этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Аналогичные положения предусмотрены в п. 16.1. Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Таким образом, условием сохранения пенсионеру права на исчисление пенсии с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства является условие именно о прохождении службы в органах принудительного исполнения РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, т.е. прохождение службы в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Леоненкова М.В. принята на должность <данные изъяты> юстиции Камчатского облисполкома; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> Усть-Камчатского подразделения службы судебных приставов Управления юстиции Камчатской области; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность <данные изъяты> Управления Минюста России по Камчатской области; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность <данные изъяты> Управления Минюста России по Камчатской области и Корякскому автономному округу; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность <данные изъяты> отдела Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность <данные изъяты> районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатской области; ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность <данные изъяты> районного отдела службы судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
В период <данные изъяты> Леоненкова М.В. проходила службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности <данные изъяты> районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, с присвоением специального звания <данные изъяты>.
Поскольку в период <данные изъяты> истец замещала должность государственной гражданской службы без присвоения специального звания, в связи с чем само по себе включение периода <данные изъяты> в стаж выслуги лет для назначения пенсии не влечет его включение в стаж фактической службы в органах принудительного исполнения РФ с присвоением специального звания.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Леоненкова М.В. принята на службу в органы принудительного исполнения РФ с присвоением специального звания ДД.ММ.ГГГГ, соответственно стаж службы в органах принудительного исполнения РФ составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 месяца 3 дня, что менее календарных 15 лет, необходимых для предоставления такой специальной гарантии пенсионеру как сохранение права на исчисление пенсии с применением районного коэффициента при переезде из района Крайнего Севера на новое место жительства, соответственно оснований к перерасчету пенсии с 04.09.2020 года не имеется.
Согласно материалам пенсионного дела Леоненковой М.В., представленным по запросу судебной коллегии, период замещения должностей государственной службы в ФССП России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения РФ. Поскольку спорный период включен в стаж службы, ответчиком права истца по рассматриваемому требованию нарушены не были. При этом судебная коллегия учитывает, что исходя из положений ст. ст. 2, 3 ГПК РФ, судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и интересы.
Учитывая изложенное, поскольку судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела допущено нарушение, выразившееся в неправильном применении норм материального права, и в соответствии с п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ данное обстоятельство является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части отменить, в удовлетворении заявленных исковых требований о включении в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения период замещения Леоненковой М.В. должностей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Рассматривая законность решения суда в части требования о возложении на ответчика обязанности выплачивать Леоненковой М.В. пенсию с учетом соответствующего районного коэффициента к назначенной пенсии с 4 сентября 2020 года в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, а также представленных Управлением по запросу судебной коллегии по гражданским делам материалов пенсионного дела Леоненковой М.В., выписки по лицевому счету, с 4 сентября 2020 года истец является получателем пенсии за выслугу лет (33 года) в размере <данные изъяты>. в месяц, без применения районного коэффициента в связи с нахождением истца с августа 2020 года на территории Краснодарского края. После возвращения в Камчатский край с 20 января 2021 года пенсия переназначена с учетом районного коэффициента, а с 26февраля 2021 года вновь выплачивается без его учета, в связи с убытием в Краснодарский край.
При обращении в ФССП России с заявлением о назначении (возобновлении) пенсии за выслугу лет 8 сентября 2020 года Леоненкова М.В. дала письменное обязательство сообщить в Финансово-экономическое управление ФССП России о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или лишающих права на пенсию (п. 12 заявления).
Как следует из копии паспорта Леоненковой М.В. с 20 июня 2020 года на регистрационном учете истец не состояла, зарегистрирована по адресу: Камчатский край, <адрес> с 29 января 2021 года.
Согласно свидетельству № о регистрации по месту пребывания Леоненкова М.В. была зарегистрирована по адресу: Камчатский край, <адрес> на срок с 20 июня 2020 года по 20июня 2021 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о перерасчете назначенной пенсии с учетом районного коэффициента с 4 сентября 2020 года, суд первой инстанции сослался на положения ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 2 июня 2011 года № 11-П, и исходил из того, что основанием для начисления к пенсии за выслугу лет районного коэффициента является фактическое проживание лица, которому назначена пенсия, в местности, где такой коэффициент установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной гражданину пенсии.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны с нарушением норм материального права.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах принудительного исполнения, согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» регулируются названным законом.
Порядок исчисления пенсий регламентирован разделом V «Исчисление пенсий» (статьи 43 - 49) Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I, где помимо определения денежного довольствия для исчисления пенсий предусмотрены случаи повышения пенсии, а также применение коэффициентов к размерам пенсий.
Так, согласно ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст. 17, 24 и 38 названного закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» для Камчатского края установлен коэффициент 1,6.
Общий порядок выплаты пенсий определен ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I выплата пенсий, предусмотренных данным законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в ст. 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 9 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I).
Лица, указанные в ст. 1 названного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии (ч. 12 ст. 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I).
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В абзаце восьмом ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу абзаца второго ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июля 2000 года № 185-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О и др.).
Невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение, в том числе в процессе выплаты уже назначенной ему пенсии (абзац четвертый п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2011 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ст. 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева»).
Из приведенных нормативных положений, регулирующих порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах принудительного исполнения, в их взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации следует, что пенсия за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения, начисляется с применением соответствующего районного коэффициента, если они проживают в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Пенсия с применением соответствующего районного коэффициента назначается и выплачивается пенсионерам в период их проживания в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, то есть применение к пенсии, в данном случае к пенсии за выслугу лет, районного коэффициента связано с фактическим проживанием пенсионера в районах, где установлен такой коэффициент, а не с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета. Данные регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания пенсионера являются лишь одним из доказательств его фактического места нахождения.
Следовательно, отсутствие у пенсионера регистрации по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории Российской Федерации в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, не может служить основанием ограничения или условием реализации его права на получение пенсии с применением районного коэффициента, в том числе и в том случае, если пенсия с применением районного коэффициента уже назначена и выплачивается пенсионеру. Необходимость периодического подтверждения пенсионером, которому пенсия назначена с применением районного коэффициента, факта проживания в районе или местности, где установлен соответствующий районный коэффициент, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I не предусмотрена. Только в случае переезда на новое место жительства пенсионер обязан сообщить об этом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение.
Положения приведенных нормативных актов судом первой инстанции к спорным отношениям применены неправильно, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, не учтена, вследствие чего суд пришел к неправомерному выводу о том, что для реализации права на пенсионное обеспечение, в том числе с учетом районного коэффициента, истец должен быть зарегистрирован на территории Российской Федерации в районах или в местностях, где установлен соответствующий районный коэффициент, в органах регистрационного учета.
Суд первой инстанции, по сути, связал право получателя пенсии за выслугу лет - Леоненковой М.В., на исчисление пенсии с применением районного коэффициента с ее регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории, где установлен районный коэффициент, что противоречит приведенному правовому регулированию об условиях назначения и выплаты лицам, проходившим службу в органах принудительного исполнения, пенсии с применением районного коэффициента.
Делая подобный вывод, суд не учел, что для возникновения у пенсионера, проживающего в местности на территории Российской Федерации, где в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен соответствующий районный коэффициент, права на выплату пенсии за выслугу лет с применением такого коэффициента правовое значение имеет фактическое его место жительства в местности, где такой коэффициент установлен, а не данные его регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания в органах регистрационного учета.
Пенсионер, которому назначена пенсия за выслугу лет с применением районного коэффициента, обязан сообщать уполномоченному органу данные об изменении места своего проживания в случае выезда за пределы местности, где такой коэффициент установлен.
Соответственно, вывод суда о том, что поскольку Леоненковой М.В. подтверждена регистрация на территории Камчатского края, то не имелось и оснований для не начисления с 4 сентября 2020 года районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, нельзя признать соответствующим закону.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, с августа 2020года Леоненкова М.В. фактически проживала на территории Краснодарского края, 20 января 2021 года вернулась в Камчатский край.
Из материалов дела усматривается, что вся судебная корреспонденция получена Леоненковой М.В. на территории Камчатского края, она лично присутствовала в суде первой инстанции при рассмотрении гражданского дела, возражения на апелляционную жалобу отправлены из почтового отделения связи п. Ключи Камчатского края, что в свою очередь подтверждает фактическое проживание Леоненковой М.В. на территории Камчатского края после 25 февраля 2021 года.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости решение суда в части перерасчета пенсии с 4 сентября 2020 года отменить, вынести по делу в указанной части новое решение о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента с 26 февраля 2021 года.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 24ноября 2021года в части удовлетворения исковых требований Леоненковой Марины Валентиновны к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о возложении обязанности включить периоды службы в стаж службы (выслугу лет), перерасчете назначенной пенсии отменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
Исковые требования Леоненковой Марины Валентиновны к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о возложении обязанности включить периоды службы в стаж службы (выслугу лет), перерасчете назначенной пенсии, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации восстановить Леоненковой Марине Валентиновне выплату пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента с 26 февраля 2021 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Леоненковой Марине Валентиновне отказать.
Председательствующий:
Судьи: