дело № 2-3532/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2018 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Балашовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лисицыной Людмилы Владимировны к Администрации городского округа город Воронеж о признании права собственности на 1/8 долю жилого дома в порядке наследования,
установил:
Лисицына Л.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что <данные изъяты>. умерла ФИО1 – ее прабабушка.
У прабабушки было двое детей: <данные изъяты> ФИО2 (<данные изъяты> истца), умерший <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО3.
После смерти ФИО1 открылось наследство, состоящее из жилого дома <данные изъяты>, принадлежавшего ей на основании договора <данные изъяты> о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство от 06.10.1951г. Жилой дом по указанному адресу был построен в <данные изъяты>
После смерти ФИО1. вступили в наследство и стали собственниками жилого дома <данные изъяты>: <данные изъяты> умершей ФИО3 – в ? доле, <данные изъяты> умершей ФИО4 (<данные изъяты> истца) – в 1/4 доле, <данные изъяты> умершей: ФИО5, <данные изъяты>) – в 1/8 доле и ФИО6, <данные изъяты> истца) – также в 1/8 доле.
Они разделили жилой дом по указанному адресу на две половины. В одной из них стала проживать ФИО3 со своей семьей, а в другой – ФИО4 со своими детьми ФИО5 и ФИО6.
Потом ФИО5 (<данные изъяты> истца) женился, <данные изъяты>. у него родилась <данные изъяты> Людмила (истец). Их семья проживала вместе с бабушкой ФИО4 вплоть до ее смерти в 1985 году.
ФИО6 в 1970 году снялся с регистрационного учета и перестал проживать в жилом доме <данные изъяты>, где ему принадлежала 1/8 доля на праве собственности.
При жизни бабушка истца ФИО4 завещала принадлежавшую ей на праве собственности 1/4 долю жилого дома ее <данные изъяты> ФИО5. После ее смерти, отцу стало принадлежать 3/8 долей жилого <данные изъяты>: 1/8 доля на основании свидетельства о праве на наследование после смерти его <данные изъяты> ФИО1, удостоверенного <данные изъяты>., 1/4 доля на основании свидетельства о праве на наследство после смерти матери ФИО4, удостоверенного <данные изъяты> г.
<данные изъяты> умер <данные изъяты>, ФИО6. На момент своей смерти он был зарегистрирован и проживал по адресу: <данные изъяты>. После его смерти открылось наследство, состоящее из 1/8 доли жилого дома <данные изъяты>. Завещания на случай своей смерти он не оставил. Наследники по закону первой очереди к имуществу ФИО6 отсутствуют.
В соответствии со ст. 1143 ГК РФ, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери. Единственным наследником по закону второй очереди являлся отец истца, ФИО5 – <данные изъяты> наследодателя.
В установленный законом шестимесячный срок к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства ФИО5 не обратился по причине юридической неосведомленности. Однако он фактически принял наследство после смерти брата. Это подтверждается тем, что он продолжил проживать и пользоваться частью жилого <данные изъяты>, где умершему ФИО6 принадлежала доля на праве собственности. Периодически отец производил там ремонт, а также оплачивал коммунальные платежи за всю часть жилого дома, в том числе и за долю, приходившуюся на умершего <данные изъяты> ФИО6 Сохранились квитанции об оплате ФИО5 платежей за воду, газ и электроэнергию в 1988 г., в период времени, относящийся к шестимесячному сроку после смерти <данные изъяты>
28.09.2002г. <данные изъяты> истца, ФИО5, принявший наследство после смерти <данные изъяты>, ФИО6, но не оформивший своих наследственных прав, умер. При жизни он составил завещание, в соответствии с которым все принадлежавшее ему имущество завещал своей <данные изъяты> Лисицыной Людмиле Владимировне.
05.12.2003г. нотариусом нотариального округа города Воронежа Трояновской С.Л. истице было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию, зарегистрированное в реестре за <данные изъяты>, на 3/8 долей жилого <данные изъяты> после смерти <данные изъяты> ФИО5. Право собственности на указанное недвижимое имущество было зарегистрировано в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В настоящее время <данные изъяты> фактически состоит из двух изолированных жилых помещений, в одном из которых проживает истица, а в другом проживают третьи лица по настоящему иску: Тураев Александр Геннадьевич и Шмакова Валентина Сергеевна, каждому из которых принадлежит на праве собственности по 1/4 доле на основании договора купли-продажи от 06.01.1997 г., удостоверенного нотариусом Полячковой Г.С. Они приобрели доли жилого дома у наследников ФИО3
Таким образом, собственниками <данные изъяты> являются истец Лисицына Людмила Владимировна (3/8 доли), Тураев Александр Геннадьевич (1/4 доля), Шмакова Валентина Сергеевна (1/4 доля), а собственником оставшейся 1/8 доли значится дядя истца ФИО6, умерший <данные изъяты>
Лисицына Л.В. обратилась в суд с требованиями: установить факт принятия ФИО5, умершим <данные изъяты>., наследства, открывшегося после смерти <данные изъяты>, ФИО6, умершего <данные изъяты>.; признать за Лисицыной Людмилой Владимировной, <данные изъяты>., право собственности на 1/8 долю в праве собственности <данные изъяты> в порядке наследования после смерти <данные изъяты>, ФИО5, умершего <данные изъяты>
В судебном заседании истец Лисицына Л.В. и представляющая её интересы адвокат Евдокимова Е.П. поддержали изложенные в иске доводы и требования.
Третье лицо Шмакова В.С. с иском согласна.
От Администрации г.о.г. Воронеж поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, по существу заявленных требований полагаются на усмотрение суда.
Третье лицо Тураев А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Свидетельством о праве наследования от <данные изъяты>., выданным <данные изъяты>, подтверждается, что после смерти ФИО1 принадлежащая ей ? доля домовладения <данные изъяты> перешла к наследникам: к <данные изъяты> Тулениновой Зинаиды Михайловны в ? доле (тем самым, ей стала принадлежать ? доля в домовладении), к <данные изъяты> ФИО5, ФИО5 в ? доле (тем самым, им стало принадлежать по 1/8 доле каждому) (л.д. 60).
Впоследствии номер домовладения <данные изъяты> был изменен на <данные изъяты> (л.д. 39).
Свидетельством о праве на наследство от <данные изъяты>., <данные изъяты> подтверждается, что к ФИО5 в порядке наследования после смерти его <данные изъяты> ФИО4 на основании завещания перешла ? доля домовладения <данные изъяты> (л.д. 72).
Тем самым, ФИО5 стало принадлежать 3/8 долей (1/8 + ?) в праве на домовладение <данные изъяты>.
После смерти ФИО5 его имущество по завещанию унаследовала <данные изъяты> Лисицына Людмила Владимировна, которой <данные изъяты>. нотариусом нотариального округа г. Воронеж Трояновской С.Л. было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию, зарегистрированное в реестре за <данные изъяты> жилого дома <данные изъяты> после смерти <данные изъяты> ФИО5 (л.д. 66). Право собственности на указанное недвижимое имущество было зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 40-41).
В настоящее время доли в домовладении распределены следующим образом: Лисицына Л.В. – 3/8 доли, Шмакова Л.В. и Тураев А.Г. – по ? доле (на основании договора купли-продажи от 06.01.1997г., удостоверенного нотариусом г. Воронежа Полячковой Г.С., реестр. ДД.ММ.ГГГГ) 1/8 доля до настоящего времени значится за ФИО6 (л.д. 33), родным <данные изъяты> ФИО5 (л.д. 15, 16).
ФИО6 умер <данные изъяты>л.д. 27).
Завещания ФИО5 не оставил. Наследственного дела к его имуществу не имеется (л.д. 57).
Статьей 532 Гражданского кодекса РСФСР было установлено, что при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери. Наследники второй очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или при неприятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди лишены завещателем права наследования.
Согласно ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
ФИО5, родной <данные изъяты> умершего ФИО6, фактически вступил во владение наследственным имуществом последнего, а именно 1/8 долей в праве собственности на <данные изъяты>, что подтверждается квитанциями о внесении платежей по данному домовладению за 1988 год (л.д. 42-44), а также показаниями свидетелей ФИО7., ФИО8., ФИО9., которые, будучи допрошенными в судебном заседании, подтвердили, что ФИО5 заботился обо всей половине дома, поддерживал её в надлежащем состоянии, делал все необходимые для этого работы, проводил ремонт и внутри, и снаружи дома.
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования истицы об установлении факта принятия ФИО5, умершим 28.09.2002 г., наследства, открывшегося после смерти его родного <данные изъяты> ФИО6, умершего <данные изъяты>.
Поскольку принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства (абз. 5 ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР), то 1/8 доля в праве собственности на <данные изъяты>, принадлежавшая при жизни ФИО6, со времени открытия наследства (<данные изъяты>. – л.д. 27) стала принадлежат ФИО5
Как уже указывалось выше, ФИО5 умер <данные изъяты> (л.д. 28). При жизни он завещал все свое имущество, в том числе принадлежащую ему долю дома по адресу: <данные изъяты> своей <данные изъяты> Лисицыной Л.В. (л.д. 70).
Лисицына Л.В. приняла наследство в установленном законом порядке, что подтверждается наследственным делом <данные изъяты> к имуществу ФИО5 (нотариус Трояновская С.Л.) (л.д. 65-79).
Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Следовательно, 1/8 доля в домовладении <данные изъяты>, которая после смерти ФИО6 перешла в порядке наследования в собственность ФИО5, подлежит включению в состав наследства, открывшегося после смерти последнего.
В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При этом согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, у Лисицыной Л.В. со дня открытия наследства после смерти её отца ФИО5, возникло право собственности не только на подтвержденные документально 3/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, но и на 1/8 долю, которую отец фактически принял после смерти своего <данные изъяты> ФИО6, но не оформил.
При таких обстоятельствах иск Лисицыной Л.В. суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При вынесении решения суд обязан рассмотреть вопрос о распределении судебных расходов (п. 5 ст. 198 ГПК РФ).
В п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указано, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
Поэтому понесенные истицей расходы по уплате государственной пошлины в размере 2491 руб. (л.д. 4, 5) не подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Установить факт принятия ФИО5, умершим <данные изъяты> года, наследства, открывшегося после смерти его родного <данные изъяты> ФИО6, умершего <данные изъяты>.
Признать за Лисицыной Людмилой Владимировной право собственности на 1/8 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом <данные изъяты>, в порядке наследования после смерти <данные изъяты> ФИО5, умершего <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: В.А. Косенко
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2018 года