Решение по делу № 2-210/2022 от 07.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Куйтун 17 августа 2022 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А.,

с участием истца Ивахина Р.В., его представителя адвоката Шульгиной О.Г., представителя ответчика Жолтиковой А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-210/2022 по исковым заявлениям Ивахина Р. В., Ивахина А. В. к администрации Карымского сельского поселения о признании незаконными распоряжений, Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований Ивахин Р.В. и Ивахин А.В. указали, что ДД.ММ.ГГГГ у них умерла мать Ивахина М.Б., затем отца Ивахина В.В. лишили родительских прав. После смерти матери их опекуном согласно постановлению мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначена их бабушка - ККК В связи с внесением изменений в Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» они обратились с заявлениями в орган опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району Межрайонного министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 о включении их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 года № 397. В ответе на их обращение указано, что распоряжениями Карымской сельской администрации от 01.04.2008 года № 24 и №23 за ними как за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В связи с чем им во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жильем, было отказано. Считают, что указанные распоряжения вынесены незаконно, так как на дату их вынесения они достигли восемнадцатилетнего возраста. Вышеуказанное жилье никто за ними не закреплял, они стояли на очереди как сироты, нуждающиеся в жилье. О том, что за ними в 2008 году было закреплено жилье, они не знали и считали, что имеют право на получение жилья. Просили отменить распоряжения администрации Карымского сельского поселения от 01.04.2008 года №23 и № 24 о закреплении за ними жилого помещения. Обязать Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 включить их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по искам Ивахина А.В. и Ивахина Р.В. соединены в одно производство.

В письменном отзыве представитель ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 по доверенности Ермакова Л.В. указала, что требования истцов не подлежат удовлетворению, поскольку в установленный действующим законодательство срок истцы в компетентные органы не обращались.

Действовавшим до 01 января 2013 года Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» было предусмотрено обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществлялся в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

28 декабря 2012 года принят Закон Иркутской области № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области № 164-ОЗ). В соответствии со ст. 4 данного закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, сроки и основания принятия решения о включении в список либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (далее - Правила формирования списка).

Орган опеки и попечительства формирует список в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из места жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет. Заявление о включении в список подается в орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет, по форме, утвержденной    Правилами формирования списка. В соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются по заявлениям в письменной форме лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенных в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенных в список, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ст. 6).

Таким образом, как при ранее действующем законодательстве на момент возникновения спорных правоотношений, так и при действующем законодательстве на момент рассмотрения дела, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении носит заявительный характер, то есть для этого требуется волеизъявление гражданина и обращение с соответствующим заявлением и предоставлением предусмотренного законом пакета документов.

Гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту жительства (место жительства подтверждается регистрацией по месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, указанных в Федеральном законе № 159-ФЗ.

С момента достижения Ивахиным Р. В. возраста 18 лет (в 2007 году) и Ивахиным А. В. возраста 18 лет (в 2006 году), так и до достижения ими возраста 23 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ Ивахин Р.В. и Ивахин А.В. не реализовали право на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан по достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Реализация права на предоставления жилья ограничена достижением возраста 23 лет и носит заявительный характер. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, в органы опеки и попечительства, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

У Ивахина Р. и Ивахина А. имелось достаточно времени для обращения с заявлением в компетентные органы о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, поскольку это право гражданина воспользоваться либо не воспользоваться правом, гарантируемым законом.

Доказательств уважительности причин, объективно препятствовавших истцам реализовать свои права до достижения возраста 23 лет Ивахиным Р.В. и Ивахиным А.В. не представлено. Исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме

В судебном заседании Ивахин Р.В. исковые требования поддержал и пояснил, что после смерти матери он стал проживать с бабушкой, дедушкой, братом и двоюродной сестрой. Жили как одна семья. До сих пор зарегистрирован по месту жительства бабушки. Считает, что срок обращения с заявлением о включении список на предоставление жилого помещения им пропущен по уважительной причине, так как он сам и бабушка неоднократно обращались в администрацию Карымского сельского поселения и в орган опеки и попечительства.

Истец Ивахин А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддержал. Указал, что срок давности пропущен по уважительной причине, так как их опекун ККК неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства с заявлениями о выделении им жилья. Ответ был о том, что он стоит на очереди. Затем пришел ответ о том, что он прикреплен к жилью опекуна ККК и ему жилье не положено.

Представитель ответчика Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 по доверенности Жолтикова А.В. исковые требования не признала по доводам, указанным в письменном отзыве.

Представитель ответчика администрации Карымского сельского поселения глава Тихонова О.И. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы настоящего дела, а также гражданского дела , приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Ивахин Р.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, отец – Ивахин В. В., мать – ККК, что подтверждается свидетельством о рождении V-СТ , паспортом истца.

Истец Ивахин А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, отец – Ивахин В. В., мать – ККК, что подтверждается свидетельством о рождении V-СТ , паспортом истца.

Согласно записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГг. между родителями истцов Ивахиным В.В. и ККК был заключен брак, матери присвоена фамилия Ивахина.

Согласно свидетельству о смерти I-СТ , мать истцов Ивахина М.Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением мэра Куйтунского района от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними Ивахиным Р.В. и Ивахиным А.В. была учреждена опека в связи с тем, что их мать умерла, а отец воспитанием детей не занимается. Опекуном назначена ККК

Согласно записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГг. ККК является матерью ККК, то есть бабушкой истцов.

Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ отец истцов Ивахин В.В. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних Ивахина А.В., 19.05.1988г.р., и Ивахина Р.В., 14.09.1989г.р.

ДД.ММ.ГГГГ Ивахин А.В. обратился в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, относящемуся к категории дете    й-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району информировало Ивахина А.В. о невозможности включить его в список детей-сирот, так как по достижению 23-летнего возраста он утратил это право.

ДД.ММ.ГГГГ Ивахин Р.В. обратился в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, относящемуся к категории дете    й-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району информировало Ивахина Р.В. о невозможности включить его в список детей-сирот, так как по достижению 23-летнего возраста он утратил это право.

ДД.ММ.ГГГГ Ивахин А.В. обратился в отдел опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району с заявлением с просьбой предоставить информацию о том, почему он не находится в списке детей-сирот по обеспечению жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ за отделом опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району Ивахину А.В. дан ответ о том, что распоряжением администрации Карымского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за ним закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. С января 2013 года он утратил право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, так как достиг возраста 23 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Ивахин Р.В. обратился в отдел опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району с заявлением с просьбой предоставить информацию о том, почему он не был включен в список детей-сирот по обеспечению жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ за отделом опеки и попечительства граждан по Куйтунскому району Ивахину Р.В. дан ответ о том, что распоряжением администрации Карымского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за ним закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. С января 2013 года он утратил право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, так как достиг возраста 23 лет.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральном закоен от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзацем 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений части 2 статьи 52 ЖК РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что Ивахин А.В. достиг возраста 23 лет - ДД.ММ.ГГГГ, на момент подачи иска достиг возраста 33 года.

Из материалов дела следует, что Ивахин Р.В. достиг возраста 23 лет – ДД.ММ.ГГГГ, на момент подачи иска достиг возраста 32 года.

Как было указано выше, Ивахин А.В. и Ивахин Р.В. обратились с заявлениями в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району о предоставлении жилых помещений, соответственно, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то есть после достижения ими возраста 23 лет.

Сведений о том, что истцы обращались с аналогичными заявлениями в администрацию Карымского сельского поселения по месту их жительства, в материалах дела не имеется.

Согласно журналу регистрации о закреплении жилого помещения за несовершеннолетними, за Ивахиным А.В. и Ивахиным Р.В. было закреплено жилое помещение.

Согласно журналу регистрации очереди на приобретение жилого помещения администрации Карымского сельского поселения, Ивахин А.В. и Ивахин Р.В. в данном журнале не были зарегистрированы.

Согласно акту приема-передачи копий учетных дел от ДД.ММ.ГГГГ, из администрации Карымского сельского поселения в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Куйтунскому району были переданы 14 учетных дел. Среди них дел в отношении Ивахина А.В. и Ивахина Р.В. не имелось.

В нарушение положений статьи 56 ГПК РФ истцы не представили суду доказательств уважительности причин, в силу которых они своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих им обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возраста 23 лет.

Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23-летнего возраста Ивахин А.В. и Ивахин Р.В. не приняли мер к реализации права на предоставление жилых помещений, не представили в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.

К показаниям свидетеля ККК о том, что она, а также ее внуки до достижения ими возраста 23 лет неоднократно обращались в администрацию сельского поселения, а также в орган опеки и попечительства, суд относится критически, так как доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, истцами не представлено.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что распоряжением главы администрации Карымского сельского поселения от 01.04. 2008 г. за несовершеннолетним Ивахиным А.В. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Распоряжением главы администрации Карымского сельского поселения от 01.04. 2008 г. за несовершеннолетним Ивахиным Р.В. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из похозяйственной книги, выданной администрацией Карымского сельского поселения, Ивахин А.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в доме, принадлежащем бабушке ККК

Согласно выписке из похозяйственной книги, выданной администрацией Карымского сельского поселения, Ивахин Р.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в доме, принадлежащем бабушке ККК

Согласно справке администрации Карымского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , семья Ивахиных с 1990 и до момента смерти матери ДД.ММ.ГГГГ в приватизации не участвовала, собственного жилья не имела, проживала в арендованном жилом помещении.

Ивахиным А.В. и Ивахиным Р.В. также было заявлено требование о признании незаконными (отмене) распоряжений администрации Карымского сельского поселения и от 01.04. 2008 г. о закреплении за ними жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Указанными распоряжениями за Ивахиным А.В. и Ивахиным Р.В. закреплено право проживания в квартире бывшего их опекуна - их бабушки ККК

Согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

На основании пункту 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Закрепление права проживания по месту регистрации в жилом помещении бабушки истцов ККК, хотя и состоявшееся после достижения ими совершеннолетия, само по себе не нарушало права Ивахина А.В. и Ивахина Р.В.

Сами истцы нарушение права связывают с тем, что закрепление права проживания в жилом помещении бабушки ограничило их право на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Однако, как следует из материалов дела, основанием для отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, явилось превышение Ивахиным А.В. и Ивахиным Р.В. установленного законом возраста на момент подачи заявлений, о чем указано в направленных им письменных отказах от ДД.ММ.ГГГГ, а не наличие оспариваемых ими распоряжений администрации Карымского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и .

Кроме того, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором истцы зарегистрированы, принадлежит на праве собственности их бабушке и бывшему опекуну ККК

Из материалов реестрового дела в отношении указанного жилого дома следует, что право собственности на нее у ККК возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Тельбинским ЛПХ в лице директора Кобцева Н.С.

Как следует из материалов дела, на момент приватизации жилого дома Ивахин А.В. и Ивахин Р.В. были в нем зарегистрированы и проживали в качестве членов семьи бабушки ККК

Свидетель ККК пояснила, что Ивахин А.В. и Ивахина Р.В. ее внуки. После смерти их матери в 1995 году она забрала внуков себе. В 1996 году оформила опекунство. Внуки постоянно проживали с ней с 1996 года и до совершеннолетия как ее дети.

На основании положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение.

В силу положений частей 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до 1 марта 2005 г. - аналогичных положений статьи 53 ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" члены семьи лица, приватизировавшего жилое помещения, имевшие с ним равные права пользования этим помещением, сохраняют после приватизации право пользования жилым помещением.

Поскольку Ивахин А.В. и Ивахин Р.В. на момент приватизации жилого дома по адресу <адрес>, являлись членами семьи их бабушки ККК, приватизировавшей данное жилое помещение, и имели с ней равное право пользования жилым помещением, за ними сохраняется право пользования им до настоящего времени.

Таким образом, оспариваемыми распоряжениями администрации Карымского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждено право истцов на пользование жилым домом по адресу <адрес>, которое принадлежит им в силу закона.

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.

В связи с тем, что распоряжениями администрации Карымского сельского поселения от 01.04.2008 №23 и №24 права и законные интересы Ивахина А.В. и Ивахина Р.В. не нарушены, оснований для признания их незаконными и подлежащими отмене не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ивахина Р. В., Ивахина А. В. к администрации Карымского сельского поселения о признании незаконными распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетним Ивахиным Р. В.» и от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетним Ивахиным А. В.», к Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 5 об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйтунский районный суд Иркутской области.

    Судья      В.П. Степаненко

2-210/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ивахин Алексей Владимирович
Ивахин Руслан Владимирович
Ответчики
Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №5
Администрация Карымского сельского поселения
Другие
Шульгина Ольга Георгиевна
Суд
Куйтунский районный суд Иркутской области
Судья
Степаненко Владимир Павлович
Дело на сайте суда
kuytunsky.irk.sudrf.ru
07.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2022Передача материалов судье
14.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2022Судебное заседание
06.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее