№2-482/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
при секретаре Ирисовой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», Департаменту Смоленской области по здравоохранению, Администрации Смоленской области, ГУ Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарной спасательной службы о возложении обязанности по осуществлению строительства защитного сооружения гражданской обороны
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», Департаменту Смоленской области по здравоохранению, Администрации Смоленской области, ГУ Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарной спасательной службы о возложении обязанности по осуществлению строительства защитного сооружения гражданской обороны на территории ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», указав в обосновании требований следующее.
Прокуратурой Промышленного района города Смоленска по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», ОГАУЗ «Смоленская областная клиническая стоматологическая поликлиника» требований законодательства о гражданской обороне.
В ходе проверки установлено, что ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» в соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. 4.3, 4.4, 7.4 свода Правил СП № «Актуальная редакция СНиП 2№ «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне», как организация, отнесенная к категориям по гражданской обороне, должна иметь защитное сооружение гражданской обороны.
В настоящее время защита наибольшей работающей смены и больных предусмотрена в цокольных и подвальных помещениях корпусов лечебного учреждения, что не соответствует установленным требованиям.
В целях устранения указанных нарушений Главным управлением МЧС России по Смоленской области - Управлением надзорной деятельности и профилактической работы в адрес ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» ДД.ММ.ГГГГ внесено соответствующее предписание № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Главным управлением МЧС России по Смоленской области Управлением надзорной деятельности и профилактической работы проведено контрольное (надзорное) мероприятие в форме выездной плановой проверки по результатам которой, в адрес учреждения ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны. Срок устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ.
Допущенные нарушения требований действующего законодательства до настоящего момента учреждением не устранены.
Между тем, ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» является бюджетным учреждением. В целях устранения указанных нарушений учреждением неоднократно, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента Смоленской области по здравоохранению были направлены обращения о предоставлении финансирования на проектирование и строительство защитного сооружения на территории лечебного учреждения.
На указанные цели Департаментом Смоленской области по здравоохранению финансирование не выделялось.
Полномочия организаций в области гражданской обороны определены в ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», согласно которой, организации в пределах своих полномочий в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Противорадиационные укрытия создаются для защиты: работников организаций, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время: населения городов и других населенных пунктов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также населения, эвакуируемого из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления.
Вопреки указанным требованиям защитное сооружение на территории ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» не создано, что является недопустимым и требует принятия мер, направленных на обеспечение безопасности пребывающих в учреждении лиц.
Однако, изначально заявленное требование - обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению предоставить ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» финансирование на 2023 год на проектирование и создание защитного сооружения на территории ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», а ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» обеспечить проведение работ по проектированию и создать защитное сооружение на территории лечебного учреждения, в ходе судебного заседания было изменено.
Помощник прокурора района ФИО4 суду пояснила, что в соответствии с п. 7 Правил создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с МЧС России.
При этом исполнительно-распорядительными функциями в области гражданской обороны на территории Смоленской области обладает на основании постановления Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы.
Подобный план включает в себя перечень защитных сооружений Смоленской области, которые должны функционировать на объектах и в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с определением вида, вместимости и способа сооружения на территории того или иного учреждения (организации). Однако, подобного рода план в Смоленской области отсутствует.
На основании изложенного, просит суд обязать ГУ Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы разработать план защитных сооружений <адрес> с внесением в него вновь создаваемого защитного сооружения на территории ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию Смоленской области разработать проект строительства защитного сооружения на территории ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», определенного в разработанном ГУ Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы плане, а также осуществить строительство данного защитного сооружения по виду, вместимости и местонахождению, определенному в плане, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» ФИО5 уточненные прокурором района требования поддержал, пояснив суду, что на территории областной клинической больницы возведено несколько лечебных и поликлинических корпусов собственно ОГБУЗ, а так же расположено здание ОГАУЗ «Смоленская областная клиническая стоматологическая поликлиника» - самостоятельного лечебного учреждения, в подвале которого организовано защитное сооружение, обеспечивающее возможность укрытия рабочей смены исключительно сотрудников поликлиники и находящееся в федеральной собственности.
В соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне на территории «Смоленской областной клинической больницы» действительно должно наличествовать как минимум одно защитное сооружение – убежище, которое будет обеспечивать укрытие рабочей смены в составе порядка <данные изъяты> человек и нетранспортабельных больных в количестве не менее 135 человек. В настоящее время защита наибольшей работающей смены и больных предусмотрена в цокольных и подвальных помещениях корпусов лечебного учреждения, которые не соответствуют установленным требованиям не только убежища, но и укрытия, поскольку данные помещения не имеют соответствующего оборудования, их совокупный размер не позволяет осуществить укрытие необходимого количества человек, отсутствует возможность размещения в них нетранспортабельных больных, нуждающихся в реанимации и (или) интенсивной терапии.
В этой связи, руководство ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» неоднократно обращалось в Департамент здравоохранения для выделения денежных средств на проектирование и строительство защитного сооружения, но данный вопрос решен не был.
Между тем, обращает внимание суда, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения не является уполномоченным органом на определение потребности, вида, вместимости и иных технических характеристик защитного сооружения, которое должно функционировать на его территории. В полномочия лечебного учреждения не входит обязанность проектирования и строительства объектов гражданской обороны, в силу чего такая обязанность, включая финансирование проекта, должна быть делегирована органам власти субъекта РФ – администрации Смоленской области.
Представитель Департамента Смоленской области по здравоохранению ФИО6 заявленные исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии со ст. 35 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-№ «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» финансовое обеспечение деятельности областного государственного учреждения осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Пунктом 3.5 Устава ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» (далее Учреждение) предусмотрено, что финансирование его деятельности осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно п. 4.2 раздела 4 Устава Учреждения расходование средств, поступающих из областного бюджета, производится Учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее - субсидии).
Предоставление субсидии органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя (далее - Учредитель), осуществляется согласно бюджетному законодательству в соответствии с соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, заключаемыми между Учредителем и Учреждением (статья 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом, в соответствии с пунктом 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» формирование государственного задания бюджетному учреждению осуществляется в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности.
Также финансирование бюджетных и автономных учреждений из бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется путем предоставления субсидий на иные цели (п.1 ст. 78.1 БК РФ). Помимо этого, источниками финансового обеспечения могут быть доходы, полученные названными учреждениями от осуществления приносящей доход деятельности, а также иные поступления.
Субсидии на иные цели выделяют, если учреждению нужно осуществить расходы, носящие непостоянный (разовый) характер. Порядок определения объема и условий предоставления средств областным государственным бюджетным учреждениям и областным государственным автономным учреждениям, в отношении которых Департамент Смоленской области по здравоохранению осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержден постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Учреждение получает такую субсидию на основании заключенного с учредителем соглашения о ее предоставлении (п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 9 Порядка).
Таким образом, порядок финансирования бюджетных (автономных) учреждений путем предоставления субсидий зависит от целей их предоставления.
Кроме того, пунктом 2 Порядка установлено, что субсидии предоставляются учреждениям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Департамента Смоленской области по здравоохранению как получателя средств областного бюджета. Для получения субсидий учреждения представляют в Департамент ряд документов, указанных в пункте 4 Порядка.
Таким образом, предоставление субсидии учреждениям носит заявительный характер и возможно при условии их письменного обращения в Департамент. В этой связи возложение на Департамент обязанности выделить Учреждению необходимые денежные средства для проектирования и создания защитного сооружения является неправомерным.
Одновременно отмечает, что главный врач Учреждения несет персональную ответственность за сохранность имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, правильную эксплуатацию и обоснованность расходов на его содержание, целевое использование бюджетных средств (п. 6.9 раздела 6 Устава Учреждения).
Согласно пп. № п. № Положения о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций.
Одной из функций Департамента является организационно-методическое руководство медико-санитарным обеспечением населения, подготовкой населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, а также контроль за обеспечением мероприятий по комплексному медицинскому обслуживанию граждан, пострадавших от воздействия радиации и стихийных бедствий (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Департаменте).
В соответствии со ст. 35 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» финансовое обеспечение деятельности областного государственного учреждения осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно положениям пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В этой связи, как показывает и судебная практика, направление средств субсидий на содержание имущества, не закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, будет иметь признаки нецелевого использования бюджетных средств.
Вопрос финансирования и бюджетирования денежных средств отнесен к компетенции Департамента бюджета и финансов Смоленской области основной задачей которого, является обеспечение реализации единой финансовой и бюджетной политики на территории Смоленской области, в том числе, проектирование основных характеристик областного бюджета, а также осуществление расходов объема бюджетных ассигнований областного бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Смоленской области.
Как представитель Администрации Смоленской области ФИО6 суду пояснила, что из содержания предписания «Об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № следует, что ОГБУЗ «СОКБ» обязано до ДД.ММ.ГГГГ создать убежище, в том числе в соответствии с пунктами 2, 3-6, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Изучив содержание норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в совокупности с нормами Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, Департамент приходит к выводу, что создание убежищ является комплексным мероприятием, осуществляемым совместно органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и организациями и должно осуществляться в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации (пункт 7).
Таким образом, одним из необходимых условий создания объектов гражданской обороны в мирное время является наличие планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации (пункт 7 Порядка).
Однако, в деле отсутствуют доказательства того, что соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разработан план, предусмотренный пунктом 7 Порядка.
При этом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено создание убежищ в отсутствие указанных планов на основании предписания, выданного должностным лицом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Требования пункта 10 Порядка, которым закреплена обязанность организаций в мирное время, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, создавать объекты гражданской обороны, - как норма должна применяться не иначе как во взаимосвязи с положениями пунктов 7 и 8 Порядка.
Без внесения в соответствующий План невыясненным является вопрос: проведение работ по проектированию и строительству какого именно защитного сооружения, на каком земельном участке (имеется ли такой земельный участок, соответствующий требованиям для проектирования и строительства защитных сооружений), предусмотрены ли бюджетом области денежные средства на проектирование и строительство объекта который является секретным, а создание нового объята гражданской обороны не представляется возможным.
Обращает внимание суда, что на момент подачи искового заявления - ДД.ММ.ГГГГ не наступил срок указанный в предписании - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обращаясь в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой не представлено в силу статьи 56 ГПК РФ доказательств, в том числе в части нарушения прав неопределенного круга лиц на дату обращения в суд. А при изложенных выше обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Главное управление Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарной спасательной службы явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, со ссылкой на то, что в настоящее время должность консультанта-юриста отдела по обеспечению мероприятий гражданской защиты Главного управления Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы вакантна. В связи с этим представление интересов Главного управления в судах не представляется возможным.
Вместе с тем направило в адрес суда переписку областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Смоленская областная клиническая больница» с Главным управлением по вопросу планирования укрытия наибольшей работающей смены, нетранспортабельных больных, необходимого медицинского и обслуживающего их персонала Учреждения здравоохранения:
- письмо Учреждения здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Главного управления;
- ответ Главного управления в адрес Учреждения здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же материалы, на которые есть ссылки в письме:
письмо «Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области» от ДД.ММ.ГГГГ № №
письмо заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Одновременно сообщило, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № № Федеральное агентство по управлению государственным имуществом инициировало работу по передаче защитных сооружений гражданской обороны из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В целях реализации поручения Президента ФИО20 в <адрес> в установленные сроки организована и проведена работа по формированию, согласованию и утверждению перечня защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (далее - перечень ЗС ГО).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ перечень ЗС ГО согласован с начальником «Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области» ФИО9, утвержден исполняющим обязанности Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях ФИО10 и исполняющим обязанности Губернатора Смоленской области ФИО11 (прилагается).
Защитное сооружение под инвентарным номером № (пункт 6 перечня ЗС ГО) предусматривается Учреждению здравоохранения.
Представитель Муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Смоленска» ФИО12 заявленные прокурором исковые требования поддержала, ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», и полагала, что создание убежища на территории областной клинической больницы действительно необходимо. Однако, соответствующие работы должны выполняться в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» и на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.
Представители Министерство финансов Российской Федерации ФИО13, ФИО14, суду пояснили, что отсутствие защитного сооружения на территории ОГБУЗ СОКБ является нарушением требований к безопасности, пребывающих в учреждении лиц, а также положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
Создание защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и иных объектов гражданской обороны) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее - Постановление Правительства РФ №).
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ N 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п. 10).
В силу ст. 5.1 указа <данные изъяты> <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 88 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в <адрес> <адрес>» финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, анализ положений которого, свидетельствует, что финансирование мероприятий для проектирования и строительства защитного сооружения на территории ОГБУЗ «СОКБ» не является расходным обязательством федерального бюджета. Выделение денежных средств на решение вопросов местного значения <адрес> в частности, на проектирование и строительство защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и иных объектов гражданской обороны) из федерального бюджета не предусмотрено.
Представитель третьего лица - Главного управления МЧС России по Смоленской области ФИО15, ФИО16 представив суду письменную правовую позицию по спору, заявило, что поддерживает заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска, соглашаясь с требованиями, изложенными в уточненном исковом заявлении в полном объеме, дополнительно пояснив суду, что, действительно, создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации. Однако, такого плана у субъекта ФИО21 – ФИО2 <адрес> до настоящего момента времени не существует. Вместе с тем, именно путем внесения в План определяется нуждаемость субъекта в тех или иных объектах гражданской обороны, определяются виды и типы самих объектов, их размещение на территориях учреждений, организаций и предприятий. Органом, несущим обязанность по осуществлению соответствующего планирования на территории ФИО2 <адрес> является Главное управление ФИО2 <адрес> по обеспечению деятельности противопожарной спасательной службы. Имеющееся защитное сооружение под инвентарным номером №, на которое ссылается данная служба – находится на допустимом от территории ОГБУЗ состоянии, однако не соответствует требованиям убежища, которое будет обеспечивать укрытие рабочей смены в составе порядка 600 человек и нетранспортабельных больных в количестве не менее 135 человек. Кроме того, пути и способы эвакуации больных, нуждающихся в реанимации и интенсивной терапии, для доставки их в данное защитное сооружение не определены. Полагают, что ОГБУЗ «СОКБ» нуждается в специально спроектированном и возведенном защитном сооружении – типа убежище, спланированном под необходимую численность нуждающихся в укрытии граждан, с путями эвакуации нетранспортабельных больных из лечебных корпусов, и оборудованном с учетом необходимости поддержания жизнедеятельности больных в условиях пребывания в убежище.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц: Департамент бюджета и финансов Смоленской области, Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ, Департамент Смоленской области по строительству и архитектуре, Росимущество, Управление капитального строительства по Смоленской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, правовой позиции по спору не представили.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Закона № 28-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (часть 1 статьи 4 Закона № 28-ФЗ).
В статье 13 Закона № 28-ФЗ закреплено, что соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, которым, согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Из материалов дела и объяснения сторон усматривается, что ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» в соответствии с п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. 4.3, 4.4, 7.4 свода Правил СП 165.1325800.2014 «Актуальная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-90 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне», как организация, отнесенная к категориям по гражданской обороне, должна иметь защитное сооружение гражданской обороны.
Данный факт подтверждается выпиской из перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Смоленской области, который ДД.ММ.ГГГГ согласован МЧС России и утвержден ДД.ММ.ГГГГ Губернатором Смоленской области ФИО17, ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» включено в перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
На территории областной клинической больницы возведено несколько лечебных и поликлинических корпусов собственно ОГБУЗ, а так же расположено здание ОГАУЗ «Смоленская областная клиническая стоматологическая поликлиника» - самостоятельного лечебного учреждения, в подвале которого организовано защитное сооружение, обеспечивающее возможность укрытия рабочей смены исключительно сотрудников поликлиники и находящееся в федеральной собственности.
В соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне на территории «Смоленской областной клинической больницы» должно наличествовать как минимум одно защитное сооружение – убежище, которое будет обеспечивать укрытие рабочей смены в составе порядка <данные изъяты> человек и нетранспортабельных больных в количестве не менее 135 человек. В настоящее время защита наибольшей работающей смены и больных предусмотрена в цокольных и подвальных помещениях корпусов лечебного учреждения, которые не соответствуют установленным требованиям не только убежища, но и укрытия, поскольку данные помещения не имеют соответствующего оборудования, их совокупный размер не позволяет осуществить укрытие необходимого количества человек, отсутствует возможность размещения в них нетранспортабельных больных, нуждающихся в реанимации и (или) интенсивной терапии.
В целях устранения указанных нарушений Главным управлением МЧС России по Смоленской области - Управлением надзорной деятельности и профилактической работы осуществлена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №/ГО, а также выдано предписание № по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Пунктом 6 указанного предписания установлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить создание (строительство) объектов гражданской обороны, провести работу по заключению договоров на подготовку и использование в особый период уже созданных объектов гражданской обороны.
В дальнейшем, Главным управлением МЧС России по Смоленской области Управление надзорной деятельности и профилактической работы проведено контрольное (надзорное) мероприятие в форме выездной плановой проверки по результатам которой, в адрес учреждения ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны. Срок устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания предписания «Об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № следует, что ОГБУЗ «СОКБ» обязано до ДД.ММ.ГГГГ создать убежище, в том числе в соответствии с пунктами 2, 3-6, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако, допущенные нарушения требований действующего законодательства до настоящего момента учреждением не устранены.
Между тем, ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» является бюджетным учреждением. В целях устранения указанных нарушений учреждением неоднократно, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента Смоленской области по здравоохранению были направлены обращения о предоставлении финансирования на проектирование и строительство защитного сооружения на территории лечебного учреждения.
На указанные цели Департаментом Смоленской области по здравоохранению финансирование не выделялось.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
В силу п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе, строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».
Согласно пункту 2 Правил к объектам гражданской обороны, в частности, относятся:
убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;
противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;
укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
В соответствии с пунктом 3 Правил убежища создаются:
для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;
для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.
Противорадиационные укрытия создаются:
для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Укрытия создаются:
для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);
для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Согласно пункту 10 Правил организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны.
На основании 12 Правил создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 4.1 Свода правил № «СНИП №* Защитные сооружения гражданской обороны» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № /пр) защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты укрываемых в военное время и при чрезвычайных ситуациях мирного времени. Защитные сооружения гражданской обороны, в зависимости от назначения, должны обеспечивать защиту укрываемых от поражающих факторов ядерных средств поражения, действия обычных средств поражения и их можно использовать в мирное время для хозяйственных нужд и обслуживания населения.
В силу п. 7.17 «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-90» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) при организации защиты нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала учреждений здравоохранения в противорадиационных укрытиях или укрытиях численность нетранспортабельных больных следует принимать не менее 10% общей проектной вместимости учреждений здравоохранения в мирное время.
Анализ данных законодательных норм свидетельствует о том, что защитное сооружение гражданской обороны, в котором нуждается ОГБУЗ «СОКБ» может быть как вновь созданным, так и приспособленным для этих целей. Кроме того, таковое может располагаться на разумном удалении от территории учреждения.
На возможность использования имеющегося на территории <адрес>, защитного сооружение под инвентарным номером № ссылается ГУ Смоленской <адрес> по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы, не сообщая, при этом, суду сведений, ни о его фактическом местонахождении, ни о готовности к обеспечению функций ЗС ГО, которое должно обеспечивать укрытие рабочей смены в составе порядка <данные изъяты> человек и нетранспортабельных больных в количестве не менее 135 человек. Кроме того, пути и способы эвакуации больных, нуждающихся в реанимации и интенсивной терапии, для доставки их в данное защитное сооружение не определены.
Не находит суд оснований и к выводу о возможности использования цокольных и подвальных помещениях корпусов лечебного учреждения в качестве достаточного для учреждения объекта ГО в силу следующего.
Пунктом 4 Постановления определено, что для укрытия населения используются следующие коллективные средства инженерной защиты: имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) и (или) приспосабливаются под ЗС ГО в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитен.
Требования по приспособлению ЗС ГО изложены в "СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны.
Актуализированная редакция СНиП II-11-77*" (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N №. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - СП 88.13330.2014).
Заглубленные помещения в соответствии с ФИО19 4ДД.ММ.ГГГГ-2015 «Гражданская оборона. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования» не относятся к ЗС ГО, но выполняют аналогичные функции по укрытию населения.
Приспособление заглубленных помещений зданий и других сооружений подземного пространства производится с целью защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
Согласно требованиям пункта 4.12 СП 88.13330.2014 ЗС ГО следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых.
Минимальный радиус сбора укрываемых должен составлять не более <данные изъяты> м.
Исходя из того, что приспособленные для укрытия населения заглубленные помещения подземного пространства выполняют функции ЗС ГО, то целесообразно принимать радиус сбора укрываемых аналогичным образом.
Вместе с тем стоит учитывать уровень подготовки населения и его возрастной состав, а именно наличие детей и граждан пенсионного и предпенсионного возраста, для которых дальность расположения мест укрытия может играть значительную роль.
Таким образом, при определении мест укрытия для населения следует принимать минимальный радиус сбора, который не должен превышать 500 м.
В случае фактического отсутствия заглубленных помещений в установленном радиусе укрытия целесообразно приспосабливать для укрытия населения лестничные площадки первых и вторых этажей жилых домов, либо первых этажей административных зданий.
К заглубленным помещениям, которые целесообразно приспосабливать для укрытия населения, предъявляются следующие требования:
месторасположение заглубленных помещений должно исключать возможность затопления их ливневыми, паводковыми и грунтовыми водами, а также другими жидкостями при разрушении резервуаров, коллекторов, магистральных и технологических трубопроводов, емкостей и т.п.;
условия расположения заглубленного помещения должны позволять устройство двух входов (выходов), расположенных в противоположных частях здания;
наружные ограждающие конструкции должны обеспечивать необходимую защиту от действия обычных средств поражения и обломков конструкций при разрушении вышерасположенных этажей;
подвалы (цокольные этажи) должны иметь необходимую площадь, свободную для размещения укрываемых и дополнительного оборудования;
общая площадь и габариты в плане заглубленных помещений должны позволять устройство основных и вспомогательных помещений из расчета 0,6 м2 на одного укрываемого;
высота помещений при дооборудовании заглубленных помещений должна быть не менее 1,7 м с учетом усиления (при необходимости) перекрытия подвала;
внутренний объем помещения должен быть не менее 1,2 м на одного укрываемого;
проемы и отверстия в стенах должны быть подготовлены для заделки их при переводе помещения на режим укрытия.
В целях обеспечения необходимых условий для пребывания до 12 часов в заглубленных помещениях, спланированных для укрытия населения, следует предусматривать:
систему естественной вентиляции (за счет теплового напора через воздухозаборные и вытяжные шахты, которые для подачи приточного воздуха следует располагать у пола помещений, вытяжные - у потолка);
систему отопления (следует предусматривать общей с отопительной системой здания или, при обосновании, в виде отдельной ветки и с устройствами для отключения в пределах помещения для укрытия);
размещение емкостей с запасом питьевой воды (из расчета 1 л на одного человека);
при отсутствии санузлов, отдельные помещения для выносной герметичной тары (из расчета 1 л на одного человека);
в случае отсутствия электроосвещения заглубленных помещений, освещение осуществляется с помощью подручных средств (свечи, аккумуляторы, фонари и т.п.).
В целях приведения заглубленных помещений в готовность к приему укрываемого населения необходимо выполнить следующие мероприятия:
осуществить заделку проемов и отверстий в ограждающих конструкциях (оставляются отверстия для обеспечения естественной вентиляции и дверные проемы);
создать инициативную группу по обслуживанию заглубленного помещения из числа укрываемых, назначить командира группы;
определить ответственных (в том числе из числа старших по дому, по подъезду) за открытие всех входов для приема укрываемых и проверить исправность дверных затворов (замков);
освободить помещения от лишнего имущества и материалов; установить в помещениях дополнительные внутренние перегородки для устройства помещений для размещения укрываемых, санитарного поста, помещения для выносной тары;
дооборудовать помещения нарами, мебелью (кровати, раскладушки, столы, стулья), при этом необходимо сохранять максимальную вместимость заглубленного помещения;
укомплектовать заглубленное помещение (по возможности) ящиком с песком, емкостями с питьевой водой, радиоприемником, огнетушителем (углекислотным), мешками для сбора отходов, выносной герметичной тарой для сбора фекалий (в случае отсутствия канализации) и фонарями (аккумуляторами, свечами и т.д.).
Вместе с тем, цокольные и подвальные помещения корпусов лечебного учреждения не соответствуют установленным требованиям не только убежища, но и укрытия, поскольку данные помещения не имеют соответствующего оборудования, их совокупный размер не позволяет осуществить укрытие необходимого количества человек, отсутствует возможность размещения в них нетранспортабельных больных, нуждающихся в реанимации и (или) интенсивной терапии. Данное утверждение никем из участников процесса оспорено не было.
В этой связи, суд находит заслуживающим внимания довод прокурора Промышленного района г. Смоленска, поддержанный Главным управлением МЧС России по Смоленской области о том, что ОГБУЗ «СОКБ» нуждается в специально спроектированном и возведенном защитном сооружении – типа убежище, спланированном под необходимую численность нуждающихся в укрытии граждан, с путями эвакуации нетранспортабельных больных из лечебных корпусов, и оборудованном с учетом необходимости поддержания жизнедеятельности больных в условиях пребывания в убежище.
Однако, в соответствии с пунктами 7-10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации (пункт 7).
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 8).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль над созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 9).
Организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 10).
Анализ содержания указанных норм свидетельствует о том, что создание убежищ является комплексным мероприятием, осуществляемым совместно органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также организациями.
В частности, одним из необходимых условий создания объектов гражданской обороны в мирное время является наличие планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации (пункт 7 Порядка).
Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. постановлений Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №. от ДД.ММ.ГГГГ №. от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждено Положение о Главном управлении ФИО2 <адрес> по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1. Положения Главное управление ФИО2 <адрес> по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы является органом исполнительной власти ФИО2 <адрес>, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечения пожарной безопасности в части полномочий, установленных федеральным и областным законодательством для органов исполнительной власти ФИО2 <адрес>.
Таким образом, в субъекте РФ – ФИО2 <адрес> - наличествует орган исполнительной власти ФИО2 <адрес>, наделенный полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций в сфере гражданской обороны.
Однако, как было установлено судом, исполнение пункта 7 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», на территории ФИО2 <адрес> не осуществляется. План нуждаемости в защитных сооружениях ГО в данном субъекте Российской федерации отсутствует.
Вместе с тем, именно путем внесения в План определяется нуждаемость субъекта в тех или иных объектах гражданской обороны, определяются виды и типы самих объектов, их размещение на территориях учреждений, организаций и предприятий.
Поскольку органом, несущим обязанность по осуществлению соответствующего планирования на территории ФИО2 <адрес> является Главное управление Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарной спасательной службы, именно на него, по мнению суда и должна быть возложена обязанность разработать план защитных сооружений ФИО2 <адрес> с определением в нем вновь создаваемого защитного сооружения, расположенного на территории ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. Данный срок в слоившейся политической ситуации в стране и мире суд считает разумным и достаточным для исполнения вышеобозначенной обязанности.
Разрешая заявленные требования далее, суд принимает во внимание, что в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 16 «Вопросы местного значения муниципального, городского округа» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне на территории Смоленска, относится к вопросам местного значения городского округа «<адрес>».
Согласно пункту 13 Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны на территории <адрес>» органом, осуществляющим управление гражданской обороны на территории <адрес>, является <данные изъяты> <адрес>».
В силу ст. 5.1 указа <данные изъяты> ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 88 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в ФИО2 <адрес>» финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичные самостоятельные полномочия закреплены за органами местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований (п. 2 ст. 8).
Положениями ст. 18 Федерального закона № 28-ФЗ установлено разграничение компетенции в сфере финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения, из содержания которой следует, что обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (п.п. 2-3).
Согласно Уставу ОГБУЗ СОКБ, утвержденному распоряжением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № № данное медицинское учреждение находится на территории <адрес> (п. 1.11 Устава).
В соответствии со ст. 1 Устава <адрес>, принятого решением ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ N № (далее - Устав <адрес> - муниципальное образование, являющееся городским округом, на территории которого местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через органы местного самоуправления, имеется муниципальная собственность, местный бюджет (бюджет города) и выборные органы местного самоуправления.
Администрация города Смоленска - исполнительно-распорядительный орган <адрес>, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.
Согласно абз. 28 ч. 1 ст. 10 Устава <адрес> к вопросам местного значения <адрес> относятся, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны.
Органы местного самоуправления <адрес> вправе решать вопросы, указанные в ч. 1 ст. 10 Устава <адрес> только за счет собственных доходов бюджета <адрес> (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).
В соответствии с п.п. 1.4 - 1.6 Устава ОГБУЗ СОКБ учредителем и собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации - ФИО2 <адрес>. Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества Учреждения, являются Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Департамент Смоленской области по здравоохранению.
Финансирование деятельности ОГБУЗ СОКБ осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 3.5 Устава).
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что финансирование мероприятий для проектирования и строительства защитного сооружения на территории ОГБУЗ СОКБ не является расходным обязательством федерального бюджета.
Выделение денежных средств на решение вопросов местного значения <адрес> в частности, на проектирование и строительство защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и иных объектов гражданской обороны) из федерального бюджета не предусмотрено.
Поскольку объект, нуждающийся в устройстве защитного сооружения ГО учрежден субъектом Российской Федерации - ФИО2 <адрес>, финансируется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, финансирование мероприятий для проектирования и строительства защитного сооружения на территории ОГБУЗ СОКБ не является расходным обязательством бюджета <адрес>, а потому обязанность - разработать проект строительства защитного сооружения на территории ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», определенного в разработанном ГУ Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы плане, а также осуществить строительство данного защитного сооружения по виду, вместимости и местонахождению, определенному в плане, должна быть возложена на администрацию ФИО2 <адрес>.
Определяя срок на исполнение данной обязанности, суд принимает во внимание длительность этапов проектирования и строительства, привлечение для этих целей специализированных организаций, с большей долей вероятности отсутствующих на территории ФИО2 <адрес>, необходимость изыскания бюджетных ассигнований, соблюдение конкурсных процедур и т.п., суд полагает возможным исполнение судебного решения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ГУ Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы разработать план защитных сооружений ФИО2 <адрес> с определением в нем вновь создаваемого защитного сооружения, расположенного на территории ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать Администрацию Смоленской области разработать проект строительства защитного сооружения на территории ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница», определенного в разработанном ГУ Смоленской области по обеспечению деятельности противопожарно-спасательной службы плане, а также осуществить строительство данного защитного сооружения по виду, вместимости и местонахождению, определенному в плане, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через Промышленный районный суд в течение месяца с момента изготовления в мотивированной форме.
Судья И.В. Селезенева