54RS0010-01-2020-001926-71
Дело №2-2201/2020
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
04 сентября 2020 года город Новосибирск
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
судьи |
Коцарь Ю.А. |
||
при секретаре судебного заседания |
Несовой А.В. |
||
с участием истцов |
Котелевец В.И., Котелевец Н.П. |
||
представителя ответчика |
Диулиной О.А. |
||
представителя третьего лица |
Козлова Ф.В. |
||
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котелевец В. И., Котелевец Н. П. к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» <адрес> о предоставлении компенсации расходов на оплату за установку теплообменника, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Котелевец В.И., Котелевец Н.П. обратились в суд с иском к ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» <адрес> и просили обязать ответчика произвести Котелевец Н.П., как собственнику жилого помещения по адресу: <адрес>, назначение компенсации расходов по установке теплообменника как ветерану труда РФ и как требует постановление Правительство РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, штраф по допущенному административному правонарушению.
В обоснование требований истцы указали, что по решению общего собрания в доме по адресу: <адрес> был установлен новый теплообменник (бойлер), за который истец Котелевец Н.П., как собственник жилого помещения №, оплатила 5802 рубля 90 копеек в течение 3 месяцев, то есть по 1934 рубля 30 копеек в месяц.
ДД.ММ.ГГГГ они обратились к ответчику за получением компенсации расходов на установку теплообменника, который относится к общему имуществу, однако, ответчик отказал в предоставлении меры социальной поддержки, с чем истцы не согласны.
Истцы Котелевец В.И. и Котелевец Н.П. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» <адрес> Диулина О.А. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица ООО «Уют» Козлов Ф.В. в судебном заседании оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Котелевец Н.П. является «ветераном труда РФ», что сторонами не оспаривалось, и собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, на котором было принято решение об установке нового теплообменника в доме на денежные средства собственников жилья (вопрос №) (л.д. 18-19).
Согласно справке, выданной ООО «УЮТ» ДД.ММ.ГГГГ, общая стоимость установки теплообменника составила 369066 рублей, сумма оплаты по <адрес>, принадлежащей Котелевец Н.П., составила 5802 рубля 90 копеек, оплата была разделена на три месяца (л.д. 8).
Из справки ООО «УЮТ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стоимость установки теплообменника по <адрес>, принадлежащей Котелевец Н.П., составляет 5802 рубля 90 копеек, 50% от указанной стоимости установки теплообменника составляет 2901 рубль 45 копеек (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ Котелевец Н.П. обратилась в ГКУ НСО «ЦСПН <адрес>» <адрес> с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки в виде оплаты 50% от стоимости расходов, понесенных ею на установку теплообменника (л.д. 20).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ НСО «ЦСПН <адрес>» <адрес> отказал истцу в предоставлении указанной меры социальной поддержки по мотиву того, что услуга за установку теплообменника не подлежит компенсации (л.д. 21-22).
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в министерство труда и социального развития <адрес> с заявлением о разъяснении отказа ГКУ НСО «ЦСПН <адрес>» <адрес> в предоставлении меры социальной поддержки (л.д. 15).
В ответе министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что, поскольку услуга по установке теплообменника не предусмотрена ЖК РФ, правовые основания для ее компенсации отсутствуют (л.д. 16-17).
ДД.ММ.ГГГГ Котелевец Н.П. обратилась в ГКУ НСО «ЦСПН <адрес>» <адрес> с заявлением, в котором дополнительно представила ответчику справки ООО «УЮТ» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о размере стоимости установки теплообменника с расширенной выпиской (л.д. 12).
Однако, мера социальной поддержки не была предоставлена истцу.
Суд не может согласиться с данным отказом ответчика в предоставлении истцу меры социальной поддержки, при этом исходит из следующего.
В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки ветеранов относится компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 253-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в <адрес>» предусмотрено, что настоящий Закон распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории <адрес>, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации относятся к категории ветераны труда.
Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 253-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в <адрес>» Ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, после установления (назначения) им страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" либо по достижении ими возраста 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не более 50 процентов от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного <адрес>.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, в плату за содержание жилого помещения, в отношении которой ветерану труда может быть предоставлена компенсация 50% оплаты, входит плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок и условия предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории <адрес>, установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 380-ОЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 380-ОЗ предоставление компенсации гражданину осуществляется государственным казенным учреждением <адрес>, подведомственным областному исполнительному органу государственной власти <адрес>, уполномоченному в сфере социальной защиты населения (далее - центр социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина (далее - место жительства или место пребывания), по его выбору.
Компенсация предоставляется с первого числа месяца, в котором заявление о предоставлении компенсации с документами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона, поступило в центр социальной поддержки населения (ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 380-ОЗ).
Компенсация выплачивается ежемесячно до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором в центр социальной поддержки населения поступили сведения о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 380-ОЗ).
При этом ч. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 380-ОЗ предусмотрено, что величина компенсации рассчитывается центром социальной поддержки населения на основании соответствующего нормативного правового акта из числа указанных в статье 2 настоящего Закона с учетом сведений о размере рассчитанной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, внесенных в Единую базу информационных ресурсов <адрес>, либо предоставленных посредством электронного взаимодействия организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающими организациями, организациями, предоставляющими коммунальные услуги, а в случае отсутствия возможности получения указанных выше сведений из Единой базы информационных ресурсов <адрес> либо посредством электронного взаимодействия от организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающих организаций, организаций, предоставляющих коммунальные услуги, с учетом сведений, представленных гражданином и подтвержденных им документально.
Представитель ответчика в ходе рассмотрения ссылалась на то, что возможность осуществить истцу выплату компенсации отсутствовала, поскольку управляющая компания в Единой базе информационных ресурсов <адрес> не разместила данные сведения об установке теплообменника.
Из представленной ответчиком справки по фактическим данным по адресу места жительства истца следует, что при предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде компенсации 50% платы за жилое помещение и коммунальные услуги ответчиком не учитывались расходы истца по оплате теплообменника, понесенные им в ноябре-декабре 2019 г. и в январе 2020 г. (л.д. 43-46).
Вместе с тем, из платежных документов следует, что истец в период с ноября по декабрь 2019 г. и в январе 2020 г. оплачивала установку теплообменника в размере 1934 рубля 30 копеек ежемесячно (л.д. 52-57).
Суд полагает, что то обстоятельство, что управляющая компания не предоставила ответчику в системе электронного взаимодействия сведения об оплате истцом расходов по установке теплообменника, не может послужить основанием для отказа истцу в предоставлении данной меры социальной поддержки, поскольку из положений ч. 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ следует, что в случае отсутствия возможности получения центром социальной поддержки населения сведений из Единой базы информационных ресурсов <адрес> либо посредством электронного взаимодействия от организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, величина подлежащей предоставлению компенсации рассчитывается с учетом сведений, представленных гражданином и подтвержденных им документально.
Из материалов дела следует, что истец Котелевец Н.П. обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей компенсации в размере 50% оплаты установки теплообменника, в том числе предоставляла ответчику справки от ООО «УЮТ», в которых была указана стоимость установки теплообменника.
Суд полагает, что само по себе наличие справки от управляющей компании о размере стоимости установки теплообменника уже свидетельствовало о том, что данный теплообменник не может относится к индивидуальному имуществу собственника жилого помещения, а относится к общему имуществу. Кроме того, в указанных справках была указана стоимость установки теплообменника именно по <адрес>, собственником которой является истец.
В п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что у ответчика не имелось оснований для отказа истцу в предоставлении меры социальной поддержки по компенсации расходов по установке теплообменника в доме по адресу: <адрес>, с учетом того, что документы, подтверждающие отнесение данного теплообменника к общему имуществу собственников, были представлены ответчику.
Кроме того, суд также учитывает, что ответчик не был лишен возможности осуществить предоставление истцу компенсации по оплате установки теплообменника в ходе рассмотрения настоящего дела.
Доводы ответчика о том, что теплообменник не является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, опровергается тем, что данный теплообменник был установлен по решению общего собрания собственников, принятому ДД.ММ.ГГГГ, за счет денежных средств собственников.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
Теплообменник исходя из своего назначения очевидно предназначен для обслуживания всего многоквартирного дома, решение о замене теплообменника было принято на общем собрании собственников, в связи с чем суд полагает, что данный теплообменник относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного, суд возлагает на ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» <адрес> обязанность предоставить Котелевец Н.П. компенсацию расходов по установке теплообменника в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Поскольку собственником <адрес> в <адрес> является Котелевец Н.П., суд отказывает в удовлетворении требований истцу Котелевец В.И., поскольку он не является собственником жилого помещения.
Относительно требований истцов о взыскании компенсации морального вред и штрафа по административному правонарушению, суд приходит к следующему.
Истцы связывают причиненный им моральный вред с тем, что ответчик необоснованно отказал им в предоставлении меры социальной поддержки, в результате чего они вынуждены были длительное время вести переписку с ответчиком, а впоследствии обратиться в суд.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 150 Гражданского кодекса РФ установлено понятие нематериального блага, которое включает жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы непередаваемы иным способом.
Требования истцов о взыскании компенсации морального вреда не связаны с нарушениями личных неимущественных прав истцов, вытекают из нарушения имущественных прав по неполучению компенсации по оплате установки теплообменника, в связи с чем у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда. Законом не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда за нарушение имущественных право истца. При этом оснований для взыскания компенсации морального вреда на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» также не имеется, поскольку истцы не являются потребителями услуг ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» <адрес>.
Суд также отказывает во взыскании с ответчика в пользу истцов штрафа на основании части 3 статьи 14.8 КоАП РФ, которой предусмотрена мера ответственности за непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, поскольку истцами в данном случае избран ненадлежащий способ защиты права. В случае, если истцы полагают, что в действиях ответчика имеются признаки состава административного правонарушения, истцы вправе обратится в компетентные органы. Привлечение юридического лица к административной ответственности в рамках гражданского судопроизводства не осуществляется.
На основании изложенного, суд частично удовлетворяет заявленные требования.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░