Судья: Козлов А.В. Дело № 33а-714-2016 г.
КУрский областной СУД АПЕЛЛЯЦИоННОЕ определениег. Курск 16 марта 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Переверзевой И.Н.
судей: Ермакова М.И., Шуваевой Е.И.
при секретаре: Стародубцевой П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АНО «<данные изъяты>» о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области от 17 ноября 2014 г. №, поступившее по апелляционной жалобе АНО «<данные изъяты>» на решение Черемисиновского районного суда Курской области от 09 декабря 2015 г., которым постановлено об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Курского областного суда Шуваевой Е.И., выслушав представителя АНО «<данные изъяты>» Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
17 ноября 2014 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор) по Курской области в адрес АНО «<данные изъяты>» вынесено предписание №, согласно которому при проведении внеплановой выездной проверки АНО «<данные изъяты>» выявлены нарушения, установленные СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», которые отражены в акте проверки № от 17.11.2014 г.
АНО «<данные изъяты> обратилась в суд с заявлением об оспаривании данного предписания, ссылаясь на то, что у АНО отсутствует право собственности на обслуживаемые организацией объекты водоснабжения, что делает невозможным начало работ по устройству зон санитарной охраны, построения ограждения, перепланировки территории, герметизации скважины, оборудования аппаратурой систематического контроля дебета воды и наличие технической документации. Предписание, по мнению административного истца, вынесено в адрес неуполномоченного лица.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе АНО «<данные изъяты>» просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное.
В суд апелляционной инстанции не явились: представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, его явка не признана обязательной, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя АНО «<данные изъяты>» Н., судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.22 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с использованием недрами.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в силу п.11 ст.23 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах», является предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
В соответствии с п.п.1.4, 1.5, 1.17, 3.2.1.1, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных главным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 г., зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгий режим) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливаются специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Территория первого пояса ЗКО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Водопроводные сооружения, расположенные на первом поясе зоны санитарной охраны должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Как установлено судом первой инстанции, Автономная некоммерческая организация «<данные изъяты>» зарегистрирована в Управлении Минюста Российской Федерации по Курской области 26 июля 2012 г. (учетный номер свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ), поставлена на учет в налоговом органе МИФНС №8 по Курской области 26 июля 2012 года, что следует из свидетельства серии №.
Согласно п.2.1 Устава АНО «<данные изъяты>», утвержденного общим собранием учредителей протоколом № от 18 мая 2012 г., организация создана для обеспечения населения сельсоветов Черемисиновского района водой.
Пунктом 2.4. Устава предусмотрено, что организация осуществляет оказание услуг населению в сфере водоснабжения, осуществление ремонта и содержания водозаборных скважин и водопроводной сети, осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией водопроводных систем, осуществляет сбор средств от населения и организаций, пользующихся водой.
Из п.4.3 учредительного договора о создании АНО <данные изъяты>» от 18 мая 2012 г., утвержденного общим собранием учредителей АНО <данные изъяты>» следует, что в качестве вступительного взноса учредитель также передает организации имущество, которое необходимо для осуществления ее деятельности, перечень и стоимость передаваемого имущества указывается в актах приема-передачи.
Пунктом 4.7. вышеуказанного учредительного договора установлено, что переданные участниками имущество и денежные средства, полученная организацией прибыль, а также все приобретенное им за свой счет являются собственностью Автономной некоммерческой организацией.
Судом первой инстанции также установлено, что на основании распоряжения Роспотребнадзора по Курской области № от 28 октября 2014 г. с целью выполнения требования о проведении внеплановой проверки прокуратуры Курской области № от 17.10.2014 г., проверки фактов, изложенных в коллективном обращении жителей <адрес>, на обеспечение некачественной питьевой водой, что представляет угрозу причинения вреда здоровью граждан, в отношении АНО «<данные изъяты>» проведена внеплановая выездная проверка.
Актом проверки № от 17 ноября 2014 г. установлено, что в ходе проведения проверки объектов водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес>, выявлены следующие нарушения: не обеспечена разработка проекта зон санитарной охраны, его согласование и утверждение в установленном порядке для действующих эксплуатируемых водозаборов; не разработана и не согласована с территориальным органом санитарно-эпидемиологического надзора рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению <адрес>; не обеспечен производственный контроль качества питьевой воды, эксплуатируемой системы централизованного водоснабжения для обеспечения населения питьевой воды (не представлены результаты лабораторных исследований питьевой воды за 2014).
С целью устранения выявленных нарушений действующего законодательства АНО «<данные изъяты>» выдано предписание № от 17 ноября 2014 г, в соответствии с которым предложено: спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, окосить бурьян, огородить и обеспечить охраной территорию 1-го пояса зоны санитарной охраны (строгого режима) водозаборной скважины в <адрес>; оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода, предусмотренной при его проектировании водозабор в <адрес>; обеспечить герметичность устья артезианской скважины <адрес>; разработать и согласовать с Управлением Роспотребназора по Курской области рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению <адрес>; обеспечить производственный контроль качества питьевой воды, подаваемой населению <адрес>; обеспечить разработку проекта зон санитарной охраны, его согласование и утверждение в установленном порядке для действующих эксплуатируемых водозаборов расположенных по адресу: <адрес>; иметь в наличии техническую документацию: паспорт на водозаборную скважину, журнал контроля за эксплуатацией систем подачи и распределения воды в <адрес>. Выявленные нарушения необходимо устранить в срок до 16 января 2015 г.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянного контролируют качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Следовательно, юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения, является АНО «<данные изъяты>», которое несет ответственность за организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, по результатам акта внеплановой проверки, выявившей нарушение требований действующего законодательства, требования предписания основаны на законе и содержат указания на обязанность организации провести отдельные действия по устранению выявленных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы АНО «<данные изъяты>» в целом повторяют позицию административного истца, которая оценена судом в ходе рассмотрения дела и получила свое отражение в решении суда.
Каких-либо иных доводов, влекущих отмену судебного решения по основаниям нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих в безусловном порядке отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба АНО «<данные изъяты>» не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы АНО «<данные изъяты>».
Руководствуясь статьей 177, пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черемисиновского районного суда Курской области от 09 декабря 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу АНО «<данные изъяты>» без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: