Дело № 2а-1162/2016 28 июля 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Магаданский городской суд Магаданской области
в составе председательствующего судьи Филенко М.А., при секретаре Шагиеве А.Ф.,
при участии
представителя административного истца Салаевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Магаданской области о ликвидации товарищества собственников жилья «Социум»
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Магаданской области (далее Инспекция, административный истец) обратилась в суд с административным иском о ликвидации ТСЖ «Социум» (далее – Товарищество).
В обоснование требований Инспекция указала, что в отношении административного ответчика проведена внеплановая документарная проверка в связи с обращением гражданина Артемьев А.М.
По результатам проверки установлены факты нарушения порядка создания ТСЖ «Социум», носящие неустранимый характер.
К таким нарушениям административный истец относит следующие обстоятельства:
- при принятии решения о создании ТСЖ ДД.ММ.ГГГГ не имелось необходимого кворума (2/3 голосов), в связи с чем, решение о создании не принято;
- в протоколе собрания от ДД.ММ.ГГГГ не указано место и время проведения собрания, отсутствуют сведения о лицах, принявших участие в собрании, а также о лицах, проводивших подсчет голосов;
- на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов избрано правление ТСЖ «Социум», в то время как в соответствии со ст. 145 ЖК РФ, этот вопрос входит в компетенцию общего собрания членов товарищества;
- избранные на данном собрании члены правления ТСЖ членами товарищества не являлись;
- общее собрание членов ТСЖ не проводилось;
- некоторые члены правления, в том числе председатель ТСЖ «Социум» утратили право членства в ТСЖ в связи с прекращением права собственности на жилые помещения;
- в адрес Инспекции не направлялись сведения о переизбрании членов правления, реестр членов ТСЖ, сведения о внесении изменений в Устав.
Указанные нарушения, по мнению административного истца, свидетельствуют о том, что ТСЖ «Социум» не реализовало выбранный способ управления, ТСЖ фактически деятельности не ведет, расчетный счет не открывался. Функции управления жилыми домами входящими в ТСЖ «Социум» переданы по договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилсервис».
Ссылаясь на положения подпункта 2 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, а также вступившее в силу решение Магаданского городского суда по гражданскому делу №, Государственная жилищная инспекция Магаданской области просит суд ликвидировать ТСЖ «Социум».
В судебном заседании представитель административного истца поддержала предъявленные требования. Дополнительно пояснила, что Инспекция не поддерживает доводы о том, что члены правления ТСЖ утратили право членства, так как представленными ответчиком документами подтверждается наличие у них имущественных прав в отношении жилых помещений, относящихся к ТСЖ «Социум».
Дополнительно пояснила, что ТСЖ «Социум» не управляет в полном объеме жилым домом по <адрес> №, так как согласно выписки из сайта «Реформа ЖКХ», частью указанного дома площадью 7 228,7 кв.м. управляет ООО РСФ «31 квартал» и только 3 446,40 кв.м. отнесены к управлению ООО «Жилсервис».
Полагала, что материалами дела подтверждается не только факт нарушения норм жилищного законодательства допущенных при создании ТСЖ «Социум», но и фактическое отсутствие какой-либо деятельности данного ТСЖ с момента его создания, так как оно не имеет счетов, какого-либо имущества, собрание членов в установленном законом порядке и периодичностью не проводит, отчетность не формирует и т.п.
Указала, что при рассмотрении гражданского дела № по иску Инспекции к ТСЖ «Социум» о признании недействительным договора управления, решения общего собрания собственников помещений, решения собрания членов правления ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГг., Магаданским городским судом достоверно установлен факт несоблюдения требований жилищного законодательства при принятии решений общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах №№, 15/1, 13, 43/2 по <адрес>.
Полагала, что несмотря на применение судом срока исковой давности при рассмотрении указанного гражданского дела, что привело к отказу в удовлетворении иска Государственной жилищной инспекции, установленные судебным решением факты нарушения законодательства при создании ТСЖ не требуют дальнейшего доказывания.
Просила иск удовлетворить, обязанности по ликвидации возложить на действующего председателя правления ТСЖ «Социум» - Катаева Т.Г. .
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал об отложении судебного разбирательства в связи с участием в арбитражном процессе.
С учетом мнения представителя административного истца, а также учитывая истечение процессуального срока рассмотрения дела, суд определил отказать в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Кроме того, до судебного заседания от представителя административного ответчика поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Жилсервис», мотивированное тем, что при разрешении настоящего административного дела могут быть затронуты права и законные интересы указанного лица.
С учетом мнения представителя административного истца, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 263 КАС РФ, определяющей состав лиц участвующих при рассмотрении дела о ликвидации некоммерческой организации, суд пришел к выводу, что права и законные интересы ООО «Жилсервис» не могут быть затронуты при разрешении дела о ликвидации ТСЖ «Социум», в связи с чем, протокольным определением отказал в удовлетворении указанного ходатайства.
В судебное заседание не явился Артемьев А.М. , привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ч. 6 ст. 151 КАС РФ, учитывая, что участие представителей сторон не признано судом обязательным, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
В силу ст. 291 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ (далее – ГК РФ, ЖК РФ), товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса РФ, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 135 ЖК РФ).
Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 135 ЖК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со свои наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества (п. 6 ст. 135 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что Товарищество собственников жилья «Социум» <данные изъяты> зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № по Магаданской области ДД.ММ.ГГГГ по юридическому адресу: Магадан, <адрес>.
Согласно Уставу административного ответчика Товарищество создано на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах (протокол № от ДД.ММ.ГГГГг.) для совместного управления комплекса недвижимого имущества в многоквартирных домах по адресу: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> (п.1.1. Устава).
Однако из пояснений лиц участвующих в деле и представленных суду доказательств следует, что фактически ТСЖ «Социум» образовано на основании решения общего собрания собственников помещений в указанных многоквартирных домах, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-79).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 141 ЖК РФ некоммерческая организация в форме ТСЖ может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования представлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Как следует из изложенного, существуют два способа ликвидации юридического лица добровольный и принудительный (в судебном порядке).
В соответствии с п. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Одним из оснований для ликвидации Товарищества административный истец указывает на то, что при его создании не был обеспечен установленный законом кворум участников общего собрания, в связи с чем решение собрания от ДД.ММ.ГГГГ не легитимно и это нарушение носит неустранимый характер.
Согласно ч. 1 ст. 136 ЖК РФ решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Частью второй указанной статьи предусмотрено, что товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах <адрес> по <адрес> в городе Магадане от ДД.ММ.ГГГГ, общее количество собственников помещений в данных многоквартирных домах – 195 (имеющих 12 274,64 кв.м., что составляет 100% голосов), при этом, участие в голосовании приняло 60 собственников, имеющих 6673,14 кв.м., что составило 54,36 % голосов от общего числа собственников помещений.
По результатам голосования были приняты решения об установлении одного голоса равным одному квадратному метру общей площади помещения; создании в указанных многоквартирных домах ТСЖ «Социум», утверждении его устава, выборе правления ТСЖ «Социум» в составе трех собственников: Катаева Т.Г. , Брежнева Н.Н., Девяткина С.Я. , выборе ревизионной комиссии, избрании членом ревизионной комиссии Сичкоренко С.В., выборе способа управления ТСЖ – управление управляющей организацией, заключении договора управления на условиях предложенных в приложении №.
Кроме этого, согласно указанному протоколу общего собрания собственников помещений, инициатору общего собрания Катаева Т.Г. поручено зарегистрировать в установленном порядке ТСЖ «Социум», а председателю правления в течение пяти календарных дней после регистрации ТСЖ заключить договор управления.
Решением правления ТСЖ «Социум» от ДД.ММ.ГГГГ, его председателем избрана Катаева Т.Г.
Кроме этого, данным решением правления ТСЖ «Социум» в качестве управляющей организации выбрано ООО «Жилсервис», с которым решено заключить договор управления на условиях, предложенных в приложении №.
Из материалов гражданского дела № по иску Государственной жилищной инспекции Магаданской области к Товариществу собственников жилья «Социум», Обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис», Катаева Т.Г. о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от ДД.ММ.ГГГГ, решения собрания правления Товарищества собственников жилья «Социум» от ДД.ММ.ГГГГ, договора управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что вопрос о легитимности решения общего собрания собственников помещений о создании ТСЖ «Социум», оформленное протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ разрешался в рамках указанного дела.
Решением Магаданского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что решение общего собрания собственников помещений, а также решение собрания правления Товарищества собственников жилья «Социум» от ДД.ММ.ГГГГ приняты в отсутствие необходимого кворума, предусмотренного положениями жилищного законодательства.
На основе анализа представленных в материалы дела копий технических паспортов на дома <адрес> по <адрес>, учитывая, что их общая площадь составляет 21 304, 6 кв. м., суд пришел к выводу, что в общем собрании собственников помещений ДД.ММ.ГГГГ участие в голосовании приняло только 31,3 % голосов, а не 54,36%, как указано в соответствующем протоколе.
Таким образом, при определении кворума была не правильно определена общая площадь помещений многоквартирных домов, поскольку данная площадь не совпадает с данными, указанными в технических паспортах и является гораздо меньше фактической.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Несмотря на то, что при разрешении требования Государственной жилищной инспекции Магаданской области о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от ДД.ММ.ГГГГ, решения собрания правления Товарищества собственников жилья «Социум» от ДД.ММ.ГГГГ суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, так как истцом пропущен срок исковой давности, вывод суда о допущенных при создании ТСЖ «Социум» нарушениях, имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего административного дела, поскольку в нем участвуют те же лица.
Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что доводы Инспекции о том, что при создании ТСЖ «Социум» имело место нарушение порядка создания этого Товарищества и эти нарушения носят неустранимый характер, являются обоснованными, подтверждены соответствующими доказательствами.
Установленное обстоятельство является достаточным основанием для удовлетворения административного иска о ликвидации ТСЖ «Социум».
Кроме того, суд обращает внимание на довод административного истца о том, что жилыми помещениями, находящимися в <адрес> фактически управляют две управляющие компании: ООО «Жилсервис» - по договору с ТСЖ «Социум» (3 446,40 кв.м.) и ООО РСФ «31 квартал» (7 228,7 кв.м.).
Согласно п. 9 ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Судом учитывается, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что деятельность ТСЖ «Социум» фактически осуществляется, у Товарищества имеются счета, имущество, ведется реестр его членов, своевременно осуществляются перевыборы членов управления ТСЖ.
Судом неоднократно предлагалось административному ответчику представить соответствующие документы.
Согласно копии акта от ДД.ММ.ГГГГ документы Товарищества утрачены по причине затопления помещения для хранения при введении на территории города Магадана режима чрезвычайной ситуации в связи с усиленным выпадением осадков в июле 2014 года.
Суд критически относится к указанному документу, поскольку доказательств того, что помещение по <адрес> подверглось затоплению в материалы дела не представлено, с момента затопления прошло более двух лет, документов, подтверждающих деятельность Товарищества после чрезвычайной ситуации, также не представлено.
Разрешая спорные правоотношения, суд исходит из установленного факта неосуществления ТСЖ «Социум» деятельности, для достижения целей которой оно было создано и требований вышеуказанных норм Жилищного Кодекса РФ, что влечет нарушение прав жителей многоквартирных домов <данные изъяты> по <адрес> на надлежащее оказание услуг по содержанию многоквартирного дома.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Государственной жилищной инспекции к товариществу собственников жилья «Социум» о его ликвидации, должны быть удовлетворены.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ «Социум», его учредителями (участниками) являются: Брежнева Н.Н., Девяткина С.Я. и Катаева Т.Г. .
Однако, из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, протокола собрания правления ТСЖ и Устава ТСЖ «Социум» следует, что указанные лица фактически являются членами правления ТСЖ, то есть исполнительным органом некоммерческой организации и не являются ни учредителями, ни участниками данного ТСЖ.
При этом Катаева Т.Г. является председателем правления, то есть лицом наделенным полномочиями действовать от имени ТСЖ без доверенности.
В Уставе ТСЖ «Социум» также не определено лицо, обязанное осуществлять процедуру ликвидации Товарищества.
При таких обстоятельствах, учитывая мнение представителя административного истца, суд находит возможным обязанность по проведению процедуры ликвидации ТСЖ «Социум» возложить на Катаева Т.Г. , как на председателя правления ТСЖ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░», ░░░░ <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░» - ░░░░░░░ ░.░. , ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 02 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>