Дело 2-2621/23
УИД 54RS0**-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«05» декабря 2023 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
В составе:
Председательствующего судьи Л.В.Кузьменко
При секретаре Д.Ю.Куруховой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкого транспортного прокурора к АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Западно-Сибирского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» о возложении обязанности совершить действия,
У с т а н о в и л:
Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском к АО «ФПК», в котором с учетом уточнения исковых требований (л.д. 26-28) просил признать незаконным бездействие АО «Федеральная пассажирская компания» по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в не оснащении транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания - 2025 №№08412728, 08412777, 08710550, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре котлового конца вагона в количестве 1 шт., в большом коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре некотлового конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве не менее 6 шт. в каждом вагоне; пассажирских вагонов №№ 08413452, 08413460, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре котлового конца вагона в-количестве 1 шт., в большом коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), всего в количестве не менее 6 шт. в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных;
Обязать АО «Федеральная пассажирская компания» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания - 2025 №№08412728, 08412777, 08710550, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре котлового конца вагона в количестве 1 шт., в большом коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре некотлового конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве не менее 6 шт. в каждом вагоне; пассажирских вагонов №№ 08413452, 08413460, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре котлового конца вагона в количестве 1 шт., в большом коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), всего в количестве не менее 6 шт. в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. Установлено, что вышеуказанные вагоны не оснащены техническими средствами видеонаблюдения, в связи с чем, прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, однако, меры по устранению ответчиком не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора уточненные исковые требования в полном объеме поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы отзыва, дополнений к отзыву (л.д. 29-35), указывая, что требования прокурора основаны на п.п.1 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ, однако в настоящее время уполномоченным государственным органом проводится работа по изменению указанной нормы, по результатам которой изменится сам порядок оснащения вагонов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в части сроков и мест размещения технических средств. Заявленные требования не могут быть исполнены в указанный прокурором срок, который должен быть не менее 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что обосновано большим количеством вагонов, подлежащих оснащению техсредствами, что требует дополнительных финансовых и временных затрат.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское производство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 150 ГПК РФ непредставление доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам.
В соответствии с п.7 и п. 9 статьи 1 Федерального закона от **** № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу части 1 статьи 4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «е» пункта 11 статьи 1 Закона закреплено, что под транспортными средствами понимается железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм и исходя из целей деятельности, АО «ФПК» признается лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности.
Пунктом 10 статьи 1 Закона закреплено понятие транспортной безопасности – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 2 Закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу части 1.1 статьи 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **** ** утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 которого субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.
В силу подпункта 8 пункта 6 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовывать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств.
Согласно подпункту 1 пункта 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, обязаны оснастить транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Установлено, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в Западно-Сибирском филиале АО «Федеральная пассажирская компания» и установлено, что вышеуказанные вагоны пассажирские с плановым годом списания - 2025 не оборудованы необходимыми техническими средствами.
Вышеперечисленные вагоны включены в «Раздел 3 Транспортные средства, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», с указанием станции приписки - Новокузнецк, а также субъекта транспортной инфраструктуры - АО «Федеральная пассажирская компания».
Требования по обеспечению транспортной безопасности вступили в законную силу ****, окончание срока реализации паспортов вагонов - ****, однако в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком, как субъектом транспортной инфраструктуры, вагоны не оснащены вышеперечисленными техническими средствами.
Вышеуказанные обстоятельства не оспариваются представителем ответчика.
Материалами подтверждено, что указанные в иске вагоны пассажирские с плановым годом списания- 2025, состоят на балансе АО «ФПК» и эксплуатируются в составе поездов внутреннего сообщения, что также не оспаривается стороной ответчика.
Новокузнецким транспортным прокурором в связи с выявленными нарушениями закона **** начальнику вагонного участка Новокузнецк Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» внесено представление об устранении нарушений закона, меры по их устранению ответчиком не приняты.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, так как неисполнение требований законодательства создает угрозу безопасности пассажирских перевозок, в том числе, угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доводы ответчика, что Требования ** не регламентируют количество видеокамер и их размещение на местах, противоречит Требованиям **. Доводы о том, что в настоящее время идет согласование нормативных требований в части определения мест установки технических средств, предлагается оснащение производить в период капитального ремонта, а исполнение решения суда повлечет дополнительные затраты, так как при нормативном регламентировании мест установки технических средств, то есть ином порядке, отличном от разработанного ответчиком, последний не лишен возможности пересмотреть судебное постановление или поставить соответствующий вопрос о способе исполнения решения суда.
Данные о финансовых затратах, сложном финансовом положении ответчика, в дело не представлены, фактически эти доводы голословны и не соизмеримы с стремлением государства обеспечить транспортную безопасность потребителям услуг.
При этом ответчик не лишен возможности обратиться в установленном законом порядке в суд с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда.
На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, характера нарушенных прав важности защищаемых отношений, объема необходимых к выполнению работ, суд полагает разумным и достаточным сроком для устранения ответчиком выявленных нарушений установить один год с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой освобожден истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие АО «Федеральная пассажирская компания» по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в не оснащении транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания - 2025 №**, 08412777, 08710550, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре котлового конца вагона в количестве 1 шт., в большом коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре некотлового конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве не менее 6 шт. в каждом вагоне; пассажирских вагонов №**, 08413460, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре котлового конца вагона в-количестве 1 шт., в большом коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), всего в количестве не менее 6 шт. в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Обязать АО «Федеральная пассажирская компания» в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания - 2025 №**, 08412777, 08710550, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре котлового конца вагона в количестве 1 шт., в большом коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре некотлового конца вагона в количестве 1 шт., всего в количестве не менее 6 шт. в каждом вагоне; пассажирских вагонов №**, 08413460, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в тамбуре котлового конца вагона в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), в коридоре котлового конца вагона в количестве 1 шт., в большом коридоре в количестве 2 шт. (по 1 шт. с каждой стороны), всего в количестве не менее 6 шт. в каждом вагоне; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Взыскать с Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ИНН 7708709686) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд ***.
Судья Л.В. Кузьменко
Решение принято в окончательной форме 20.12.2023