№ 88-10752/2024
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 ноября 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С.,
судей Левицкой Ж.В. и Юдановой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к КГУП «Приморский водоканал», администрации городского округа Большой Камень о возложении обязанности
по кассационной жалобе КГУП «Приморский водоканал» на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 1 августа 2024 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Большекаменский межрайонный прокурор Приморского края обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о возложении обязанности на администрацию городского округа Большой Камень и КГУП «Приморский водоканал» устранить нарушения водного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, а именно принять меры по организации водоотведения в городском округе Большой Камень, обеспечив нормативную очистку КНС № 8-10 всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 20 июля 2022 года, оставленным апелляционным определением Приморского краевого суда от 1 августа 2024 года без изменения, на КГУП «Приморский водоканал» возложена обязанность устранить нарушения водного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, а именно принять меры по организации водоотведения в городском округе Большой Камень, обеспечив нормативную очистку КНС № 8-10 всех сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и на рельеф местности (почву), исключив их сброс на рельеф местности (почву), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Администрация городского округа Большой Камень от гражданско-правовой ответственности освобождена.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции в порядке гражданского судопроизводства.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий (или бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поскольку отношения возникли непосредственно вследствие осуществления администраций городского округа Большой Камень и КГУП «Приморский водоканал» полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и носят публично-правовой характер, то законность оспариваемых заявителем требований Большекаменского межрайонного прокурора подлежит проверке в порядке административного судопроизводства (пункт 2 часть 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Руководствуясь частью 3 статьи 33.1 статьей 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
отложить разбирательство дела по иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к КГУП «Приморский водоканал», администрации городского округа Большой Камень о возложении обязанности.
Передать дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к КГУП «Приморский водоканал», администрации городского округа Большой Камень о возложении обязанности в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Председательствующий
Судьи