Решение по делу № 2-404/2024 от 17.09.2024

25RS0025-01-2023-000666-62

№ 2-404/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       18 ноября 2024                                                                       п.Пограничный

Пограничный районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Кирсановой Н.В.,

при секретарях судебного заседания Кандаловой В.А., Соболевой А.А.,

с участием истицы Козел Н.В.,

представителя ответчика Шупарского Н.М., Заименко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козел Натальи Викторовны к КГБУЗ «Пограничная ЦРБ», Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю, Министерству здравоохранения РФ по Приморскому краю о признании права работника на специальную социальную выплату медицинским работникам,

УСТАНОВИЛ:

    Козел Н.В. обратилась в суд с иском к КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» о признании права работника на социальную выплату медицинским работникам.

    Исковые требования мотивированы тем, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ она работает в КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» в должности <данные изъяты>

КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» входит в государственную систему здравоохранения Приморского края и участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

В соответствии с подпунктом 9.32 пункта 9 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, являющейся приложением к приказу Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 № 205н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (в ред. Приказа М3 РФ от 04.12.2023 № 649н) занимаемая ею должность медицинского статистика относится к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).

С 1 января 2023 года по 29 февраля 2024 года ей была установлена специальная социальная выплата на основании подпункта «е» пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования".

С 1 марта 2024 года выплата специальной социальной выплаты ей была прекращена.

20 мая 2024 года она обратилась с письменным заявлением к и.о. главного врача КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» с просьбой разъяснить основания прекращения начисления ей специальной социальной выплаты с 1 марта 2024, на что получила ответ, что специальная социальная выплата устанавливается медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования и занимаемая мной должность не попадает под действие постановления № 2568 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

25 июня 2024 года она обратилась с аналогичными заявлениями в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) и на горячую линию Министерства здравоохранения РФ.

Государственная инспекция труда в Приморском крае перенаправила её обращение в Министерство здравоохранения Приморского края и отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю в связи с тем, что специальная социальная выплата не входит в заработную плату, вследствие чего вопрос об её выплате (невыплате) не входит в компетенцию Государственной инспекции труда.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю перенаправило её обращение в Министерство здравоохранения Приморского края, в связи с их компетенцией по этому вопросу, так как социальный Фонд России не определяет право на установление выплаты, а лишь выплачивает их согласно предоставленного работодателем перечня.

От Министерства здравоохранения Приморского края было получено два ответа.

В ответе от 16.07.2024 содержалась информация о том, что положениями пункта 2 постановления № 2568 (в редакции постановления № 343) с 1 марта 2024 не сокращаются категории получателей специальных социальных выплат, предусмотренные указанным постановлением с 1 января 2023 года, специальная социальная выплата в соответствии с постановлением № 343 медицинскому статистику центральной районной больницы предусмотрена.

В ответе от 15.08.2024 также было указано, что специальная социальная выплата установлена пунктом 2 постановления № 2568 работникам медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 79 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ, оказание медицинской помощи, а также, организация и осуществление медицинской деятельности является обязанностью медицинской организации. Медицинская помощь является комплексом мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Положениями пункта 2 постановления № 2568 (в редакции постановления № 343) с 1 марта 2024 категории получателей специальных социальных выплат, предусмотренные указанным постановлением с 1 января 2023 не сокращаются.

От Министерства здравоохранения РФ она получила ответ, подтверждающий, что в соответствии со ст. 79 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ с 01.03.2024 не сокращаются категории получателей специальных социальных выплат, предусмотренные указанным постановлением с 01.01.2023, в том числе медицинские работники центральных районных, районных и участковых больниц. Разъяснения по применению постановления № 2568, в соответствии с пунктом 18 постановления № 2568, утверждены приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н.

До настоящего времени вопрос о включении её в Реестр медицинских работников, имеющих право на специальную социальную выплату с 1 марта 2024 года не решен.

Просит суд признать за ней право на специальную социальную выплату с 01.03.2024 по п.п. «д» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции от 20.03.2024 № 343), обязать ответчика включить её в Реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с 01.03.2024, взыскать с ответчика госпошлину в сумме 3000 руб.

В судебном заседании Козел Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме. Указала, что она имеет среднее специальное медицинское образование, поэтому относится к числу среднего медицинского персонала, но фактически медицинскую помощь не оказывает, так как занимает должность <данные изъяты>. Она может лишь оказывать экстренную помощь при необходимости, как указано у неё в трудовом договоре. В связи с чем, полагает, что имеет право на специальную социальную выплату по пункту «д» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 – как специалисту со средним медицинским образованием центральной районной больницы.

В судебном заседании представитель КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» - и.о. главного врача ФИО5 просил рассмотреть указанный спор и принять решение в соответствии действующим законодательством.

В судебном заседании представитель КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» - Заименко А.Е. (по доверенности) просил принять решение на усмотрение суда, в соответствии нормами действующего законодательства, однако пояснил, что по его мнению, медицинский статист не имеет права на социальную специальную выплату, поскольку фактически не оказывает медицинскую помощь. Такие изменения были внесены в Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции от 20.03.2024 № 343).

В судебном заседании свидетель Свидетель №1 пояснила, что она является начальником планово-экономического отдела КГБУЗ «Пограничная ЦРБ». Приказом главного врача от 19.01.2023 были определены лица, отвечающие за формирование списков работников КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» имеющих право, на получение специальной социальной выплаты. Сама она отвечает за формирование списка работников, следит за штатным расписанием, формирует проекты приказов, а начальник отдела кадров ежемесячно контролирует получение выплат. Отчетностью занимается главный бухгалтер. До 01.03.2024 медицинский статистик Козел Н.В. получала специальную социальную выплату, включалась в реестр по категории согласно п.п. «е» п.2 Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, но после изменений в Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции от 20.03.2024 № 343), медицинский статистик была исключена из реестра медицинских работников, поскольку обязательным условием для получения специальной социальной выплаты стало – оказание медицинской помощи. Медицинский статистик медицинскую помощь не оказывает, но входит в общебольничный персонал, поскольку у неё есть медицинское образование. Козел Н.В. было рекомендовано обратиться в суд.

Определением от 14.10.2024 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство здравоохранения РФ по Приморскому краю и отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю.

Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Отделения, направил в суд отзыв по иску, в котором указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 № 2568 предусмотрена специальная социальная выплата медицинским работникам.

Согласно пункту 2 Постановления № 2568 специальные социальные выплаты установлены для отдельных категорий медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях <адрес>, <адрес> и <адрес>.

Должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183 «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (до 01.09.2023) и приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (с 01.09.2023).

Согласно подпункту «б» пункта 4 Постановления № 2568 специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом СФР в соответствии с перечнем медицинских организаций, который формируется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении медицинских организаций, которые находятся в их ведении идя в отношении которых они выполняют полномочия учредителя, исполнительные органы субъектов РФ в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций, также муниципальных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ.

Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования РФ специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, утверждены Постановлением № 2568.

В соответствии с пунктом 3 Правил, специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций.

Пунктом 4 Правил определено, что для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-то рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Согласно пункту 6 Правил Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику:

    а)    категория, должность (профессия);

    б)    фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и страховой номер индивидуального лицевого счета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;

    в)    реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты;

в случае перечисления на счет работника - наименование банка, банковский идентификационный код и номер счета;

в случае перечисления на банковскую карту работника, являющуюся национальным платежным инструментом, - номер банковской карты;

в случае перевода через организацию почтовой связи - адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) (для работников медицинских организации, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области);

    г)    размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей;

    д)    суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дом работы в соответствующем календарном месяце;

    е)    число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с пунктом 3 Правил;

    ж)    соотношение отработанного времени и числа рабочих часов, указанных в подпунктах «д» и «е», с округлением до двух знаков после запятой.

В соответствии с пунктом 8 Правил, специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом СФР в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом СФР Реестра.

Территориальный орган СФР в рамках исполнения Постановления № 2568 назначает и осуществляет специальные социальные выплаты медицинским сотрудникам медицинских организаций в размере указанном в представленном медицинской организацией Реестре.

При этом, медицинская организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством РФ (пункт 10 Правил).

Кроме этого, необходимо учитывать, что представление разъяснений по применению Постановления № 2568 не относится к компетенции СФР. Пунктом 18 Постановления № 2568 определено, что полномочия давать разъяснения по применению Постановления возложены на Министерство здравоохранения РФ по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ.

Представитель Министерства здравоохранения РФ по Приморскому краю Канаев И.О., действующий на основании доверенности, представил письменный отзыв, в котором просил в иске Козел Н.В. отказать, по следующим основаниям:

        В соответствии с подпунктом «е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, право на установление специальной социальной выплаты имеют не относящиеся к центральным районным, районным и участковым больницам специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально - участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

По смыслу норм подпунктов «б», «е» п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, право на установление специальных социальных выплат имеют медицинские работники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно частям 1, 3 статьи 32 Закона об основах охраны здоровья медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Часть 6 статьи 33 указанного закона закрепляет оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, часть 2 статьи 34 - специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Должность медицинского статистика не является должностью, оказывающей медицинскую помощь населению. Должность статистика является медицинской должностью в лечебном учреждении, не связанной с оказанием непосредственной медицинской помощи.

Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 установлено, что при внесении изменений в штатное расписание медицинской организации, приводящих к увеличению численности получателей специальной социальной выплаты, исполнительные органы субъектов РФ в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций информируют об этом в 3-дневный срок Министерство здравоохранения РФ, которое проводит оценку обоснованности такого изменения с учетом численности прикрепленного населения и нагрузки на медицинских работников.

Также, Министерство здравоохранения Приморского края ответом от 13.04.2023 № 18-3915 сообщила истцам, о том, что бюджетная комиссия Минфина Приморского края не поддержала выделение средств краевого бюджета на данные социальные выплаты в 2023 году и направила статью советника директора ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, доктора юридических наук, с разъяснениями по специальным социальным выплатам для руководства.

Истец состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Пограничная ЦРБ». Платить сотрудникам статистических служб медицинской организации, работающей в ОМС, можно только в том случае, если четко выделены должности, которые проводят исследования по направлениям врачей, ведущих амбулаторный прием, то есть связаны с непосредственным оказанием медицинской помощи. Должность медицинского статиста в категорию должностей, оказывающих медицинскую помощь не включена.

Пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительством РФ от 31.12.2022 № 2568, определено, что расходы, излишне понесенные Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» не вправе допускать нецелевое использование средств Фонда пенсионного и социального страхования РФ путем необоснованного назначения специальных социальных выплат медицинским работникам, с учетом отказа выделения денежных средств краевого бюджета на данные социальные выплаты в 2024 году, бюджетной комиссией Минфина Приморского края и отсутствием указаний и четких разъяснений со стороны Министерства здравоохранения Приморского края.

Просил в иске отказать в полном объеме.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 ТК РФ).

    Понятие заработной платы сформулировано в части 1 статьи 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

    Как установлено судом и следует из материалов дела, истица состоит с КГБУЗ «Пограничная ЦГБ» в трудовых отношениях.

На основании бессрочного трудового договора от 15.05.2006 и Дополнительного соглашения к трудовому договору от 19.02.2018, Козел Г.В. работает в должности медицинского статистика, в Козел (ранее Диденко) Н.В. в 1992 году окончила Владивостокское базовое медицинское училище по специальности «Сестринское дело», ей присвоена квалификация «медицинская сестра», что подтверждается дипломом от 21.12.1992, регистрационный № 1922.

25.04.2023 Козел Н.В. прошла периодическую аккредитацию по специальности «Медицинская статистика» в ФГБУ Дополнительного профессионального образования «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения РФ.

    Согласно штатному расписанию, должность медицинского статистика отнесена к общебольничному медицинскому персоналу.

Как следует из п. 2.5 должностной инструкции медицинского статистика, медицинский статистик оказывает медицинскую помощь в экстренной форме. В остальные обязанности медицинского статистика входит: формирование сводных данных медицинской статистики; обработка и систематизация учетно-отчетных данных, определение статистических показателей, характеризующих работу медицинской организации; формирование статистических данных о деятельности системы здравоохранения; определение и анализ статистических показателей и данных характеризующих работу учреждения; на основании данных статистического учета подготавливает необходимые справки; инструктирует персонал подразделений о правилах ведения учетных форм и составление статистических отчетов; проводит систематизацию и обработку учетно-отчетных данных учреждения здравоохранения; подготавливает годовой статистический отчет о работе учреждения; своевременно подает заявки на приобретение бланков учетно-отчетных, статистических форм.

    Анализируя представленные доказательства в их совокупности, оценивая трудовой функционал истицы, занимающей должность медицинского статистика, суд приходит к выводу о том, что должностные обязанности Козел Н.В. не включают в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, согласно части 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ.

    Истцом не предоставлено бесспорных доказательств того, что она работает с врачами, к которым обращаются (посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

    При этом, наличие медицинского образования и указание в должностной инструкции в качестве одной из обязанностей – оказание медицинской помощи в экстренной форме, не могут являться основаниям для назначения дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде ежемесячной специальной выплаты, в силу следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» отдельным категориям медицинских работников медицинских учреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

    В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 № 2568 (в ред. от 20.03.2024) с 1 января 2023 предусмотрена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 № 1156-р (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2023 № 1336, от 20.03.2024 № 343)

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) средний медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 № 1156-р;

е) средний медицинский персонал, работающий с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 № 1156-р;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

КГБУЗ «Пограничная ЦРБ» не входит в Перечень организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р (ред. от 23.01.2024) «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России».

Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 № 2568.

Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится также медицинским работникам:

- медработники центральных районных, районных и участковых больниц, которые являются филиалами или другими подразделениями медучреждений;

- медработники медицинских организаций, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению амбулаторно и в дневном стационаре (к этой категории относятся и акушеры-гинекологи, работающие в женских консультациях, в том числе созданных как подразделения);

- медработники учреждений, которые проводят диспансерное наблюдение (речь идет, например, об онкологических диспансерах и больницах, о кардиологических диспансерах).

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

    Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

    К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

        Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

    В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

    По смыслу вышеуказанных норм закона, условием, являющимся основанием для признания за истцом права на получение социальных выплат являются: осуществление медицинским работником трудовой деятельности в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях. При этом должность работника должна быть отнесена к специалистам со средним медицинским образованием, работающие с врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); работник должен оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

    Медицинский статистик диспансерное наблюдение не осуществляет и не работает с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 Постановления № 2568, и не относится к амбулаторно-поликлинической службе КГБУЗ «Пограничная ЦРБ».

    Таким образом, учитывая, что должность <данные изъяты> Козел Н.В., не относятся к медицинским работникам, указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 Постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, а также указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 Постановления № 2568, работающих в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций, оснований для признании за истицей права на специальную социальную выплату и для возложения обязанности на ответчика включить её в реестр медицинских работников, имеющих право на получение указанной выплаты, не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Козел Натальи Викторовны к КГБУЗ «Пограничная ЦРБ», Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю, Министерству здравоохранения РФ по Приморскому краю о признании права на специальную социальную выплату, отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня провозглашения, с подачей жалобы через Пограничный районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2024.

Судья                                                    Н.В. Кирсанова

2-404/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Козел Наталья Викторовна
Ответчики
КГБУЗ "Пограничная ЦРБ"
Другие
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому краю
Министерство здравоохранения РФ по Приморскому краю
Суд
Пограничный районный суд Приморского края
Судья
Кирсанова Н.В.
Дело на странице суда
pogranichny.prm.sudrf.ru
17.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2024Передача материалов судье
20.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2024Подготовка дела (собеседование)
01.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2024Судебное заседание
18.11.2024Подготовка дела (собеседование)
18.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Судебное заседание
22.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее