Решение по делу № 3га-87/2017 (3га-1173/2016;) от 08.12.2016

Дело №3-87/2017

Верховный суд Республики Башкортостан

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Уфа                           21 февраля 2017 года

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Михляевой Г.А.

при секретаре Шакировой Г.Р.

с участием представителя Валеевой Р.Т. Зиннатовой Р.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валеевой Р.Т. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству РБ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Валеева Р.Т. обратилась в Верховный суд Республики Башкортостан с указанным административным иском, указав в обоснование своих требований, что ей на праве долевой собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером с кадастровым номером №... площадью 1452 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под обслуживание 2-х этажного крытого торгового комплекса», адрес местоположения: адрес; с кадастровым номером №... площадью 1418 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под кратковременную автостоянку», адрес местоположения: адрес; с кадастровым номером №... площадью 341 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под общественную застройку», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года №646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан и установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере соответственно 11784432 руб., 4188048,82 руб., 2876768,07 руб. по состоянию на 01 июня 2014 года. Согласно выполненному ФИО6 отчету от 01.12.2016 года № 27/2016 об оценке рыночная стоимость спорных земельных участков на эту дату составляет соответственно 3200000 руб., 2000000 руб., 934000 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков завышена, что нарушает ее права, так как ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей. Просит установить кадастровую стоимость указанных выше земельных участков равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01 июня 2014 года.

В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании 21.02.2017 года представитель Валеевой Р.Т. Зиннатова Р.Ф., административное исковое заявление поддержала. Против выводов эксперта, проведшего исследование участка по определению суда, не возражала, заключение его не оспорила. Указала, что с выводами эксперта согласна. Просила удовлетворить иск с учетом проведенной экспертизы, установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 19.12.2016 г. №11267 сообщило, что земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет: с кадастровым номером №... – 12.11.2010 г. имеет вид разрешенного использования «под обслуживание 2-х этажного крытого торгового комплекса», категории земель: земли населенных пунктов и площадью 1452 кв.м.; с кадастровым номером №... – 05.01.2004 г. имеет вид разрешенного использования «под общественную застройку», категории земель: земли населенных пунктов и площадью 341 кв.м.; с кадастровым номером №... – 12.11.2010 г. имеет вид разрешенного использования «под кратковременную автостоянку», категории земель: земли населенных пунктов и площадью 1418 кв.м. В 2014 г. в Республике Башкортостан проведен очередной тур работ по актуализации ГКОЗ городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан. Исходя из установленного вида разрешенного использования земельные участки отнесены соответственно к 5-ой, 5-ой и 3-ой оценочным группам видов разрешенного использования земель. Результаты ГКОЗ определены по состоянию на 01.06.2014 г., утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года №646. В результате выполненных работ кадастровая стоимость земельных участков составила соответственно 11784432 руб., 2876768,07 руб., 4188048,82 руб. (л.д.158-160 т.1).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц – в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч.ч. 3, 4, 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. № 275-О-О и от 3 июля 2014 г. № 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. № 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.

При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.

Установлено, что Валеева Р.Т. на основании протоколов ликвидационной комиссии ООО «ТоргЦентрСервис» от дата №..., от дата №..., от дата №... является собственником 51/100 земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 1418 кв.м., а также собственником 51/100 земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 1452 кв.м., расположенных по адресу: РБ, адрес, о чем ей выданы свидетельства о государственной регистрации права от дата №..., от дата №... (л.д.22, 23 т.1).

Согласно выписке из ЕРГП на недвижимое имущество и сделок с ним Валеева Р.Т. является собственником 1/2 земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 341 кв.м., расположенного по адресу: РБ, адрес (л.д.22, 23 т.1).

Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером №... площадью 1452 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под обслуживание 2-х этажного крытого торгового комплекса», адрес местоположения: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет 12.11.2010 г.; земельный участок с кадастровым номером №... площадью 1418 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под кратковременную автостоянку», адрес местоположения: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет 12.11.2010 г.; земельный участок с кадастровым номером №... площадью 341 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под общественную застройку», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет 05.01.2004 г. (л.д.16-21 т.1).

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года №646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.

Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе «КонсультантПлюс».

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №..., согласно названному постановлению определена по состоянию на 01 июня 2014 года в размере соответственно 11784432 руб., 4188048,82 руб., 2876768,07 руб., что также подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.11.2016 года (л.д.13-15 т.1).

Валеева Р.Т. просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налога на землю, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельных участков, затрагивает права заявителя, как плательщика земельного налога.

Заявителем предоставлен отчет от 01.12.2016 года № 27/2016 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ИП ФИО3, согласно которому рыночная стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01 июня 2014 г. составляет соответственно 3200000 руб., 2000000 руб., 934000 руб. (л.д.25-143 т.1).

Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждены положительным экспертным заключением от 26.12.2016г. №356/2016/Уфа эксперта Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков» (л.д.164-182 т.1).

Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 27.12.2016 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО «Ребус», на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков: с кадастровым номером №... площадью 1452 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под обслуживание 2-х этажного крытого торгового комплекса», адрес местоположения: адрес; с кадастровым номером №... площадью 1418 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под кратковременную автостоянку», адрес местоположения: адрес; с кадастровым номером №... площадью 341 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под общественную застройку», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, по состоянию на 01.06.2014 г.

Согласно заключению эксперта ООО «Ребус» от 27.01.2017 года №12.7-16 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.06.2014 года составляет с кадастровым номером №... 2829000 руб., с кадастровым номером №... – 2763000 руб., с кадастровым номером №... – 762000 руб. (л.д.4-63 т.2).

Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО «Ребус» от 27.01.2017 года №12.7-16, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 21.02.2017 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО «Ребус» от 27.01.2017 года №12.7-16 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.

Суд, оценивая заключение эксперта ООО «Ребус» от 27.01.2017 года №12.7-16 и отчет от 01.12.2016 года № 27/2016 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ИП ФИО3, представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО «Ребус» от 27.01.2017 года №12.7-16, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным доказательством размера кадастровой стоимости спорного земельного участка. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки «на торг», «на вид права», «на местоположение», «на площадь» (л.д.14-21 т.2).

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО «Ребус» от 27.01.2017 года №12.7-16.

Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами №... установлена по состоянию на 01 июня 2014 года, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.11.2016 года (л.д.14 т.1). На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельного участка.

Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной Валеевой Р.Т. рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках.

Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.

С учетом изложенного, права заявителя – собственника земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Валеевой Р.Т., вытекающие из отношений по уплате налогов.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Валеевой Р.Т. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству РБ, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений РБ, администрации ГО г.Октябрьский РБ об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 08.12.2016 года, удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 июня 2014 года кадастровую стоимость земельных участков:

с кадастровым номером №... площадью 1452 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под обслуживание 2-х этажного крытого торгового комплекса», адрес местоположения: адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 2829000 рублей;

с кадастровым номером №... площадью 1418 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под кратковременную автостоянку», адрес местоположения: адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 2763000 рублей;

с кадастровым номером №... площадью 341 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «под общественную застройку», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 762000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Верховного суда

Республики Башкортостан                  Г.А. Михляева

3га-87/2017 (3га-1173/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Валеева Р.Т.
Ответчики
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице фили
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
08.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
08.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.12.2016[Адм.] Судебное заседание
06.02.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
21.02.2017[Адм.] Судебное заседание
22.02.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2017[Адм.] Дело оформлено
21.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее