дело №2-71/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2019 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района РК Умновой Б.О.,
представителя ответчика Афанасьева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Нижняя Омра» о возложении обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, созыву собраний собственников для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами,
установил:
Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми (далее прокурор) обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения «Нижняя Омра» (далее ответчик, администрация СП) о возложении обязанности по принятию мер к выбору способа управления многоквартирными домами. Требования мотивировал тем, что в результате проведенной в отношении ответчика проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что полномочия ответчика в соответствии с положениями ч.4 ст.161, ч.2 ст.163 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), а также п.6 ч.1, 3, 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закон №131-ФЗ) не реализованы. Согласно ответу администрации СП на территории сельского поселения «Нижняя Омра» расположены многоквартирные дома, доля собственности администрации СП в которых составляет более 50%, при этом, способ управления которыми не избран. Кроме того, с учетом положений ч.4 ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов РФ» прокурор отмечает, что в ряде многоквартирных домов ответчиком не реализованы предоставленные полномочия по проведению общих собраний собственников жилых помещений для решения вопроса об избрании способа управления многоквартирными домами, проведению конкурсов по отбору управляющих организаций. По мнению прокурора, бездействия ответчика противоречат интересам неопределенного круга лиц – собственников жилых помещений, поскольку приводит к ненадлежащей подготовке домов к отопительному сезону и содержанию общего имущества многоквартирных домов в зимний период, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Прокурор просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2019 провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пст.Нижняя Омра, ул.Дизельная, д.12; ул.Лермонтова, д.8, 9, 11; ул.Нагорная, д.21; ул.Овражная, д.1, 3, 6, 8; ул.Первомайская, д.1, 7; ул.Советская, д.4, 8, 9, 10, 50, 54, 63; ул.Школьная, д.16, 50.
Обязать ответчика в срок до 01.05.2019 созвать собрание собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Школьная, д.17, 22 для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами.
В судебном заседании помощник прокурора Умнова Б.О., заявленные требования поддержала, просила суд иск удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в нем. Полагала, что срок, в течение которого прокурор просит ответчика устранить нарушения жилищного законодательства, является разумным.
В судебном заседании представитель ответчика Афанасьев С.Н., действующий на основании Устава, с заявленными прокурором исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, мотивировав тем, что на территории сельского поселения отсутствуют какие-либо организации, имеющие лицензию на управление многоквартирными домами, в связи с чем, полагал, что проведение конкурсов по отбору управляющих компаний нецелесообразно, поскольку они будут признаны не состоявшимися. Кроме того, указал на нереальность сроков, в течение которых прокурор просит устранить нарушения требований жилищного законодательства.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации МР «Троицко-Печорский», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
На территории сельского поселения «Нижняя Омра» расположены ряд домов, доля в праве муниципальной собственности которых составляет более 50%. Данные дома расположены по адресам: РК, Троицко-Печорский район, пст.Нижняя Омра, ул.Дизельная, д.12; ул.Лермонтова, д.8, 9, 11; ул.Нагорная, д.21; ул.Овражная, д.1, 3, 6, 8; ул.Первомайская, д.1, 7; ул.Советская, д.4, 8, 9, 10, 50, 54, 63; ул.Школьная, д.16, 50. При этом, способ управления указанными домами до настоящего времени не выбран.
Кроме того, в многоквартирных домах, расположенных на территории пст.Нижняя Омра по адресам: ул.Школьная, д.17, 22, способ управления которыми также не выбран, полномочия ответчика по проведению общих собраний собственников для решения вопросов о выборе способа управления не реализованы.
Указанные сведения предоставлены администрацией СП «Нижняя Омра» в ответ на требования прокурора.
Распоряжениями Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность МО СП «Нижняя Омра» из муниципального имущества МО МР «Троицко-Печорский» переданы жилые помещения в следующих многоквартирных домах, расположенных на территории сельского поселения: ул.Дизельная, д.12 (квартиры №-№); ул.Лермонтова, д.8 (квартиры №-№); ул.Лермонтова, д.9 (квартиры №-№); ул.Советская, д.4 (квартиры №-№); ул.Советская, д.8 (квартиры №-№); ул.Советская, д.9 (квартиры №-№), ул.Советская, д.10 (квартиры №-№); ул.Советская, д.50 (квартиры №, №, №, №, №); ул.Советская, д.54 (квартиры №-№); ул.Советская, д.63 (квартиры №-№); ул.Первомайская, д.1 (квартиры №, №, №, №-№); ул.Первомайская, д.7 (квартиры №-№); ул.Нагорная, д.21 (квартиры №-№); ул.Овражная, д.1 (квартиры №, №, №, №-№); ул.Овражная, д.3 (квартиры №-№, №); ул.Овражная, д.6 (квартиры №-№); ул.Овражная, д.8 (квартиры №-№); ул.Школьная, д.16 (квартиры №, №, №, №, №, №); ул.Школьная, д.50 (квартиры №-№).
Из действующей редакции Устава СП «Нижняя Омра» следует, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущий граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пп.3 п.1 ст.7, п.1 ст.7.1).
Указанные обстоятельства подтверждены суду представленными доказательствами.
В соответствии с п.6 ч.1, ч.3, 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Пунктом 9 части 1 и частью 3 статьи 14 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление муниципального жилищного контроля. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
На основании ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч.3 ст.200 настоящего Кодекса случая. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного ч.4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного ч.4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном ст.445 ГК РФ. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в ч.5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с ч.3 настоящей статьи. Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч.4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Согласно положениям ч.2 ст.163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч.4 ст.161 настоящего Кодекса.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения администрацией СП «Нижняя Омра» полномочий по выбору способа управления многоквартирными домами установлено, что они ответчиком не реализованы. Об этом же свидетельствует информация, предоставленная прокурору начальником ГЖИ Троицко-Печорского района об отсутствии на территории сельского поселения каких-либо управляющих и обслуживающих организаций, что приводит к ненадлежащему содержанию дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Таким образом, по смыслу действующего жилищного законодательства, регламентирующего деятельность органов местного самоуправления в РФ вопросы проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в том случае, когда собственники жилых помещений этого не сделали, лежит именно на ответчике. При этом, наличие на территории сельского поселения жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МР «Троицко-Печорский» (ул.Овражная, д.1, 3, ул.Первомайская, д.1, ул.Советская, д.50, ул.Школьная, д.16), по мнению суда, в силу системного анализа ст.161, 163 ЖК РФ, Устава ответчика и Федерального закона №131-ФЗ, не освобождает администрацию СП «Нижняя Омра» от обязанности по проведению мероприятий для выбора способа управления многоквартирными домами, которые расположены на территории сельского поселения.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены Правила проведения такого рода конкурса (далее Правила).
Согласно п.3 Правил конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст.164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст.162 ЖК РФ; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с п.39 Правил, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается. Таким образом, доводы представителя ответчика об отсутствии на территории МР «Троицко-Печорский» организаций, имеющих лицензию на управление многоквартирными домами, а равно нецелесообразность проведения конкурсов по отбору управляющих компаний в силу того, что они заведомо будут признаны не состоявшимися, являются не состоятельными, поскольку такие основания к не проведению конкурсов законом не предусмотрены.
Победитель конкурса в течение 10 рабочих дней с даты утверждения протокола конкурса представляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств. Победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном ст.445 ГК РФ. В случае если победитель конкурса в срок, предусмотренный п.90 настоящих Правил, не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом. В случае признания победителя конкурса уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса предлагает заключить договор управления многоквартирным домом участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг. При этом заключение договора управления многоквартирным домом таким участником конкурса является обязательным. В случае признания участника конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этого участника заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора. В случае если единственный участник конкурса признан уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом, организатор конкурса вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить такой договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора. В случае уклонения от заключения договора управления многоквартирным домом средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются. Средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса и участнику конкурса, который сделал предыдущее предложение по наибольшей стоимости дополнительных работ и услуг, в течение 5 рабочих дней с даты представления организатору конкурса подписанного победителем конкурса проекта договора управления многоквартирным домом и обеспечения исполнения обязательств (п.90-95 Правил).
Из материалов дела следует, что открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пст.Нижняя Омра, ул.Дизельная, д.12; ул.Лермонтова, д.8, 9, 11; ул.Нагорная, д.21; ул.Овражная, д.1, 3, 6, 8; ул.Первомайская, д.1, 7; ул.Советская, д.4, 8, 9, 10, 50, 54, 63; ул.Школьная, д.16, 50, до настоящего времени не проведены, что не оспаривалось представителем ответчика, следовательно, полномочия в данной части ответчиком не реализованы, таким образом орган местного самоуправления в лице администрации СП «Нижняя Омра» уклонился от возложенных на него обязанностей, в связи с чем, указанная обязанность подлежит возложению на него в судебном порядке.
Также прокурором заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по созыву собраний собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пст.Нижняя Омра, ул.Школьная, д.17, 22, для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами.
Из представленных суду доказательств следует, что в отношении вышеназванных многоквартирных домов договоры управления не заключены. Доказательств, свидетельствующих о том, что до настоящего времени собственниками жилых помещений в вышеуказанных многоквартирных домах выбрана управляющая организация, либо управление домом осуществляется ТСЖ суду также не представлено.
Таким образом, поскольку судом установлено, что в рассматриваемом случае полномочия по выбору управляющей организации возложены действующим законодательством на орган местного самоуправления сельского поселения, все вышеперечисленные многоквартирные дома расположены на территории пст.Нижняя Омра, следовательно, именно администрация, в соответствии с жилищным законодательством обязана созвать собрания собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами.
При этом, как верно отмечено прокурором в иске не осуществление управления многоквартирными домами приводит к ненадлежащей подготовке их к отопительному сезону, что нарушает права граждан, проживающих в домах, а также ведет к ненадлежащему осуществлению управления муниципальной собственностью – жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности.
Оценивая продолжительность срока, в течение которого прокурор просит ответчика устранить допущенные нарушения жилищного законодательства, с учетом продолжительности времени не исполнения обязанностей, возложенных на администрацию СП «Нижняя Омра» законами и Уставом, суд приходит к выводу, что заявленные сроки являются разумными. При этом, суд исходит из предоставленной ответчику законом возможности в случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению возложенных на него данным решением обязанностей, обратиться с соответствующим заявлением об отсрочке исполнения решения.
Суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, поскольку администрация сельского поселения «Нижняя Омра», как орган местного самоуправления, в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Нижняя Омра» о возложении обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, созыву собраний собственников для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Нижняя Омра» в срок до 01.09.2019 провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Дизельная, д.12; ул.Лермонтова, д.8, 9, 11; ул.Нагорная, д.21; ул.Овражная, д.1, 3, 6, 8; ул.Первомайская, д.1, 7; ул.Советская, д.4, 8, 9, 10, 50, 54, 63; ул.Школьная, д.16, 50.
Обязать администрацию сельского поселения «Нижняя Омра» в срок до 01.05.2019 созвать собрание собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Республика Коми, Троицко-Печорский район пст.Нижняя Омра, ул.Школьная, д.17, 22 для решения вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 29 марта 2019.
Судья Р.В.Чулков