Решение по делу № 8Г-12491/2021 [88-13553/2021] от 28.04.2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-13553/2021

                                                № 2-404/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Саратов                                                                                 15 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Филатовой В.Ю., Юдиной С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 23 апреля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Макаровой ФИО10 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в городе Сердобске Пензенской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Макаровой ФИО11 на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 6 августа            2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 15 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., объяснения Макаровой Т.В. и ее представителя Макаровой Е.П., поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Макарова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в городе Сердобске Пензенской области (далее - УПФР в городе Сердобске Пензенской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Сердобского городского суда Пензенской области от 6 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 15 декабря 2020 года, признано незаконным решение об отказе в установлении пенсии УПФР в городе Сердобске Пензенской области от 6 ноября 2018 года в части исключения из специального стажа Макаровой Т.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29 января 2003 года по 16 марта 2003 года, с 6 мая 2008 года по 6 августа 2008 года. На пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения                   Макаровой Т.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 29 января 2003 года по 16 марта 2003 года, с 6 мая 2008 года по 6 июня 2008 года в календарном исчислении. В удовлетворении остальной части исковых требований Макаровой Т.В. отказано.

В кассационной жалобе Макарова Т.В. просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам отменить. Мотивируя доводы жалобы, анализируя нормы материального права и обстоятельства дела, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, ненадлежащую оценку представленным доказательствам, что привело к необоснованному отказу в удовлетворении заявленных требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.

    Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Макарова Т.В. 17 октября 2018 года обратилась в УПФР в городе Сердобске Пензенской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением УПФР в городе Сердобске Пензенской области от 6 ноября 2018 года Макаровой Т.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы продолжительностью 30 лет.

В специальный стаж не засчитаны периоды: с 1 октября 1993 года по                 31 декабря 1995 года, с 6 июля 1998 года по 31 декабря 2001 года в должности медсестры акушерки здравпункта Сердобского электролампового завода, поскольку отсутствует документальное подтверждение статуса здравпункта, с               1 января 2002 года по 6 мая 2002 года в должности медсестры акушерки здравпункта Сердобского электролампового завода по причине отсутствия сведений в ИЛС, с 29 января 2003 года по 16 марта 2003 года, с 6 мая 2008 года по 6 июня 2008 года - периоды нахождения на курсах квалификации с отрывом от производства, в связи с тем, что не осуществлялась профессиональная деятельность.

Согласно записям в трудовой книжке, Макарова Т.В. с 1 сентября                 1989 года осуществляла трудовую деятельность в здравпункте Сердобского электролампового завода в должности медсестры-акушерки, 14 февраля                  2000 года переведена медсестрой на полную ставку на этом же предприятии,              откуда 6 мая 2002 года уволена по собственному желанию.

Решением Совета народных депутатов Пензенской области от 6 ноября 1992 года № 122 Сердобский электроламповый завод был переименован в ОАО «Сердобский электроламповый завод».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, предприятие ОАО «Сердобский электроламповый завод» ликвидировано, о чем внесены соответствующие сведения 29 апреля 2005 года.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29 января 2003 года по 16 марта 2003 года, с 6 мая 2008 года по 6 июня 2008 года, суд первой инстанции, исходил из того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные мероприятия, и исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, поскольку в спорные периоды истец продолжала работать и за ней сохранялась заработная плата, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации Макарова Т.В. направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что было связано с особенностями осуществления трудовой деятельности.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы истца с 1октября 1993 года по 31 декабря 1995 года, с 6 июля 1998 года по 31 декабря 2001 года в должности медсестры-акушерки здравпункта Сердобского электролампового завода, суд первой инстанции, оценив представленным доказательствам в их совокупности, исходил из того, что указанная организация не относится к учреждениям, осуществляющим лечебную деятельность, поскольку не обладает признаками, присущими учреждению в том правовом смысле, который заложен в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих медицинскую деятельность. Отказывая во включении периода с 1 января 2002 года по 6 мая 2002 года в должности медсестры-акушерки здравпункта Сердобского электролампового завода, суд первой инстанции указал на то, что спорный период работы истца отражен работодателем в сведениях (индивидуального) персонифицированного учета без указания кода особых условий труда. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований                Макаровой Т.В. в части включения вышеуказанных спорных периодов в специальный стаж.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также указал, что поскольку Сердобский электроламповый завод не являлся учреждением здравоохранения, не был поименован в соответствующих Списках, как учреждение, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии, не предусмотрен Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 года № 35), периоды работы Макаровой Т.В. с 1 октября 1993 года по 31 декабря 1995 года, с 6 июля             1998 года по 31 декабря 2001 года в должности медсестры-акушерки здравпункта Сердобского электролампового завода, обоснованно не включены судом первой инстанции в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В судебных актах приведено толкование норм материального права, в частности, Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года                            «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации № 665 от 16 июля 2014 года «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от                22 сентября 1999 года «Об утверждении списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря                 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря                 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года               № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря         1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в сельской местности не менее 25 лет, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-О).

Исходя из положений статей 96 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), 120 (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 года) Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В приведенном пункте 6 Правил речь идет о фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей)

В связи с тем, что в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об отнесении здравпункта к вышеуказанным организациям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к спорным отношениям не применим.

Доводы кассационной жалобы о выполнении в спорные периоды лечебной деятельности по охране здоровья населения в должности медсестры акушерки в Сердобском электроламповом заводе, не свидетельствуют о незаконности выводов, изложенных в оспариваемых судебных постановлениях.

Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками. Медицинская служба акционерных обществ не предусмотрена Списками и не относится к структурным подразделениям, предусмотренным пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).

    Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

    Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов по доводам жалобы по делу не допущено.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

о п р е д е л и л а:

    решение Сердобского городского суда Пензенской области от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Макаровой ФИО12 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-12491/2021 [88-13553/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Макарова Татьяна Васильевна
Ответчики
УПФР в Сердобске Пензенской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Филатова В.Ю.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
15.06.2021Судебное заседание
15.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее